Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1926

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.

, чем мужчины.

Исследования показали, что определенные психологические особенности отличают друг от друга две большие группы женщин: осужденных за насильственные преступления и имущественные. Женщины, осужденные за имущественные преступления, более аффективны в своем поведении, которое обуславливается их социально-психологической дезадаптацией. Это означает, что такие женщины склонны действовать под влиянием преобладающих на данный момент эмоций. У насильственных преступниц более высокая активность и возбудимость, что в сочетании с импульсивностью и определяет специфику их агрессивного противоправного поведения. Кроме того, для них характерен большой эгоизм, завышенная самооценка, пренебрежение общепринятыми нормами. Они настойчиво стремятся к самоутверждению. В то же время они обладают достаточно волевыми свойствами для достижения поставленных целей.

Пребывание в местах лишения свободы вызывает у многих сложные психические состояния в виде тоски, фрустрации, отчаяния, безнадежности. Они влияют на физическое состояние организма, подавляют психику. Эти состояния вызываются не только фактом лишения свободы, но и невозможностью удовлетворить естественные потребности в любви, ласке, ощутить материнство.

Особенности нервной системы женщины проявляются в эмоциональной лабильности, впечатлительности, чувствительности. В отличие от мужчин у осужденных женщин эмоции бурны, скоротечны и нередко переходят в аффекты, сопровождающиеся истерическими реакциями. Однако нравственно-психологический мир женщин значительно сложнее и тоньше по сравнению с психологией мужчин. Комплекс психических состояний женщин богаче и своеобразнее, психические состояния оказывают на них более глубокое влияние, чем на мужчин.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что личность осужденных женщин обладает целым рядом отличительных признаков: демографических, нравственных, уголовно-правовых, психологических. Их знание необходимо для успешного воспитательного воздействия на них. Умение управлять психическими состояниями осужденных женщин, обучение их преодолению неблагоприятных психических состояний, отрицательно влияющих на весь жизненный тонус, – задача важная, необходимая и посильная для воспитателя.
4. Организация воспитательной работы с осужденными женщинами

Вышеперечисленные психолого-педагогические особенности осужденных женщин играют двоякую роль в процессе их исправления. При умелом педагогическом подходе такие, казалось бы, на первый взгляд отрицательные особенности женщин, как завышенная самооценка и стремление к доминированию, могут иметь положительный эффект.


Процесс исправления женщин-преступниц строится на основании тех же принципов, с помощью тех же средств, форм и методов, по тем же основным направлениям, которые характерны для мужских колоний. Однако специфика физиологии, психологии и, кроме того, преступности женщин как явления диктует определенные особенности в воспитательной работе с ними.

Воспитательный процесс – это сложное и многообразное явление, охватывающее правовое, нравственное, трудовое и иное воздействие на осужденных, способствующее их исправлению. Определяющим во всей системе этих воздействий является нравственное воспитание, так как в его процессе формируется жизненная позиция человека. Близко с нравственным соприкасается эстетическое воспитание.

Нравственно-эстетическое воспитание осужденных женщин имеет свою ярко выраженную специфику, определяемую, с одной стороны, личностными особенностями воспитуемых, а с другой – условиями, в которых происходит этот процесс. Женщинам присуще естественное стремление к чистоте, порядку, уюту. Используя эту особенность, во многих колониях практикуют проведение различных конкурсов, например: на лучшее спальное место, жилую секцию, отряд, рабочее место. При этом следует воспитывать у женщин чувство меры в оформлении помещений, не допускать чрезмерного украшательства вырезками из журналов, рекламными плакатами.

Огромное влияние на нравственное воспитание осужденных женщин оказывает их работа по подготовке и проведению тематических вечеров, устных журналов, читательских конференций, диспутов: она помогает женщине по-новому взглянуть на жизнь и выработать новые идеалы. Эстетическому воспитанию способствует правильное использование стремления женщин к украшению своей внешности, применения ими косметических средств. В соответствии с изменениями в законодательстве осужденные женщины могут носить одежду гражданского образца, но тем не менее многие из них выглядят внешне неопрятно, неряшливо, по территории колонии ходят расстегнутыми, непричесанными. В связи с этим воспитателям необходимо обращать внимание на привитие эстетических вкусов, приучать к аккуратности, личной гигиене. С этой целью можно проводить циклы лекций и бесед на темы: «Мода вчера и сегодня», «Секреты обаяния женщины» и т.п.

Как указывалось ранее, для женщин важна оценка их со стороны других людей и то, какое впечатление они производят, хотя и находятся в местах лишения свободы. В воспитательном процессе необходимо использовать данную особенность через включение их в работу самодеятельных организаций, где каждая может проявить свои способности в различных сферах деятельности и продемонстрировать другим свои умения. Большую роль в нравственно-эстетическом

воспитании играет художественная самодеятельность, которой женщины занимаются охотно. Однажды включившись в нее, многие надолго становятся активными участницами различных кружков. При этом сами изготовляют себе костюмы и различные аксессуары. Особенно тщательно готовятся они к Международному женскому дню 8 марта, Новому году, смотрам-конкурсам, дням отрядов. Подготовка к этим событиям обычно начинается заранее, в ее рамках проводятся встречи с известными людьми, организуются специальные радиопередачи, выпуски стенгазет и сатирических листков.

Важнейшим направлением всей этой работы является воспитание материнского и дочернего чувства. Многие осужденные имеют матерей и детей, но по-разному к ним относятся. Одни любят и помогают материально, другие не испытывают никаких чувств. Трудность представляет воспитание этих качеств у молодых женщин, разочаровавшихся в своих матерях, безответственных и равнодушных к ним. В работе с этими осужденными необходимы такт, терпение, настойчивость. Если не удается восстановить добрые дочерние чувства (мать этого явно не заслуживает), необходимо избрать другую форму воздействия: не будь такой, как твоя мать. Уделяют особое внимание воспитанию материнских чувств у женщин, родивших детей в колонии.

Специфика и необходимость семейного воспитания состоит прежде всего в том, что оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое, поскольку осуществляется через родительскую любовь к детям и их ответные чувства (привязанность, доверие). В семье человек бессознательно ищет и должен находить защиту и уверенность в себе, в своем месте в жизни.

Семейное воспитание тесно связано с половым, так как в последние годы большое распространение получило лесбиянство. Эта проблема затрагивает сферу межличностных отношений в женской колонии. Женский гомосексуализм отличается от мужского множеством признаков и характерными особенностями, заложенными в природе женского организма, психологии, функциями в обществе и в семье.

Женщина, как известно, отличается обостренным мировосприятием, повышенной эмоциональностью и чувствительностью, более низкой социальной защищенностью сравнительно с мужчиной. Исследования, проведенные в женских ИУ, показывают, что лесбиянство в колониях как изолированных учреждениях закрытого типа обычно имеет одну главную причину – отсутствие возможности удовлетворить свои физиологические потребности в любви, ласке, внимании, сексуальном контакте. Как правило, женский гомосексуализм предполагает добровольность контактов. Отношения могут строиться либо на взаимном равенстве, либо по «супружескому» принципу. Выполнение женщиной мужской роли накладывает отпечаток на ее поведение, внешность, психику. Движение, походка становятся угловатыми, тяжелыми, похожими на мужские. Большинство из них всегда носят или спортивные костюмы, или брюки. Их голос становится грубым, взгляд – жестким, циничным, речь засорена жаргонными, нецензурными словами, они стригутся наголо или делают короткую мужскую стрижку. В баню ходят отдельно и моются в нижнем белье. Такие осужденные скрытны, считают зазорным разговаривать на темы интимной жизни. Категорически отказываются посещать врача-гинеколога при медицинских осмотрах. Они, как правило, являются лидерами отрицательных группировок, употребляют алкоголь и наркотики.


Половое воспитание необходимо проводить не только с данной категорией осужденных, но и с другими женщинами. В него желательно включить беседы с врачами (сексологами и сексопатологами, психиатрами, психологами) на темы сексуальных отклонений, проведение индивидуальной работы, привлечение семьи и родственников. Работа в этом направлении должна проводиться тактично, на высококвалифицированном уровне, не травмируя достоинство и психику тех осужденных женщин, у которых гомосексуализм является паталогическим отклонением.

Нельзя оставить без внимания влияние общественно полезного труда на воспитание женщин. По данным исследований только 10–15% осужденных женщин относятся к очень актуальной на данный момент проблеме безработицы безразлично либо довольны возможностью не работать. Подавляющее большинство осужденных женщин выражают желание трудиться в любой сфере народного хозяйства и по любой специальности. Этим еще раз подтверждается, что труд в жизни человека не только средство удовлетворения материальных и духовных потребностей, но и важнейший фактор всестороннего развития личности. В этой связи особое внимание уделяется трудовому воспитанию осужденных. Организуется оно дифференцированно: одни женщины трудятся на основном производстве, другие на контрагентском объекте, третьи занимаются индивидуальной деятельностью, но все выполняют работы по благоустройству территории и жилых помещений на общественных началах. Это способствует формированию у женщин положительных мотивов трудовой деятельности. Расширению профессиональных интересов способствует организация обучения осужденных женщин в ПУ, где они могут получить новую специальность, встречи с работниками различных сфер деятельности. Хороший воспитательный эффект приносит организация малых предприятий, индивидульной деятельности. Личная ответственность, материальная и моральная заинтересованность побуждают женщин выполнять свое дело более добросовестно.

Женщин престарелого возраста, с ограниченной трудоспособностью целесообразно включать в трудовой процесс через так называемый «надомный труд», то есть выполнение специальных заказов не на производстве, а в жилой секции или специально отведенном месте (занятия рукоделием). Практика вологодской женской колонии уже показала результативность введения этого элемента в воспитательный процесс. Занятие рукоделием позволяет женщине проявить себя с положительной стороны, показать окружающим свои умения и навыки, сформировать уверенность в себе и повысить самооценку.


Еще одним важным направлением воспитательной работы является приобщение осужденных женщин к повышению своего образовательного уровня. По данным исследования Ю.М. Антоняна, лишь 44,4% опрошенных женщин желают учиться, 15,9% к этому безразличны, 24,4% не хотят продолжать свое образование. Учебу можно сделать мощным рычагом воспитательного воздействия, если рассматривать ее не как приобретение некоторой суммы знаний, а как цель обучения иному взгляду на жизнь, новому восприятию окружающей действительности, большей свободе в ней, уверенности в себе, поскольку несвобода, жесткая зависимость от внешних обстоятельств несет значительный криминогенный заряд. Занятия желательно проводить в форме диспута, где женщины могут высказать свою точку зрения, что способствует формированию уверенности в себе, умения выражать свою позицию и отстаивать ее.

Результат воспитательного воздействия на женщин зависит от учета их психических состояний. Выше отмечалось, что женщины по сравнению с мужчинами более эмоциональны, чувствительны и импульсивны, это приводит к непредсказуемым поступкам и реакциям. Воспитание чувств, дисциплинирование эмоций – важная задача, особенно в процессе исправления, где отрицательные эмоции чаще всего доминируют, оказывая существенное влияние на способы поведения. При любой степени проявления эмоционально-психической неустойчивости нужно учить человека самоконтролю, умению тормозить себя в любой ситуации. Этого можно добиться путем включения женщины в процесс самовоспитания.

Женщинам, совершившим насильственные преступления, свойственно такое качество, как агрессивность. Чаще всего это проявляется у личностей, развитие и становление которых проходит в неблагополучных условиях. Негативизм, дерзость, оскорбления, мстительность – вот характерные проявления агрессивности в общении и поведении. Спокойный тон, уважительное отношение к личности гасят агрессивное состояние, и наоборот, сюсюканье, панибратство, угодничество со стороны воспитателя провоцируют агрессивные действия. Такими же провоцирующими факторами являются: чрезмерная грубость, бестактность, окрик, высокомерие в тоне при обращении, посягательство на личное достоинство женщины, в каком бы возрасте она ни находилась.

Большое влияние на данную категорию осужденных оказывают личные беседы, которые лучше всего вести в доброжелательно-философском ключе, используя косвенное внушающее воздействие, то есть не «в лоб» воспитывать человека, а через приведение похожих ситуаций, которые якобы случались с другими людьми и давали определенный положительный эффект. В целях преодоления эмоционально-психической неустойчивости, импульсивности, агрессивности необходима, прежде всего, тренировка процессов возбуждения и торможения. Нужно уметь тормозить себя. Это умение А.С. Макаренко считал важным показателем воспитанности человека. Большую роль в этой работе играет организация самовоспитания.