Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1879

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



г) выполнение общественных поручений;

д) инициативные меры по восстановлению полезных социальных связей как с родственниками, так и иными лицами, оказывающими на осужденного положительное влияние, включая краткосрочные и длительные свидания, телефонные переговоры и видеообщение;

е) активное участие в спортивных и культурных мероприятиях;

д) оформление необходимых документов (паспорт, пенсия, в т.ч. по инвалидности и т.п.;

ж) очевидное стремление устроиться на работу по отбытии срока наказания, завести или восстановить семью.

3. Под иными событиями и действиями, свидетельствующими об активной позитивной позиции осужденного, следует, как правило, понимать:

а) очевидное желание порвать с уголовной субкультурой и криминальным сообществом;

б) отказ от нахождения в неформальных криминальных сообществах;

в) участие в просветительских занятиях с другими осужденными;

г) участие в профилактике недопущения беспорядков и нарушения условий отбытия наказания со стороны других осужденных;

д) заглаживание вины перед потерпевшим и обществом от совершенного преступления, например, публичное раскаяние и письменные извинения потерпевшему.

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.


Соблюдение осужденным порядка отбытия наказанияподтверждается:

- выписками из личного дела осужденного, дневника индивидуальной воспитательной работы с осужденным, заверенными заместителем начальника ИУ по кадрам и воспитательной работе,

- выпиской из приказа о трудоустройстве, заверенной курирующим заместителем начальника учреждения (в колониях-поселениях копия - трудовой книжки),

- выпиской из графиков работ по благоустройству, заверенной заместителем начальника учреждения по тылу,

- выпиской из медицинской карты осужденного, заверенной курирующим заместителем начальника учреждения,

- копией плана воспитательной работы, заверенной курирующим заместителем начальника учреждения,

- характеристикой осужденного, представленной начальником отряда,

иными документами.

Стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и принятию инициативных мер к ресоциализации подтверждается:

- справкой психолога о выполнении программы психологической коррекции личности и выпиской из дневника индивидуальной воспитательной работы с осужденным, заверенными заместителем начальника ИУ по кадрам и воспитательной работе,

- копией приказа о зачислении осужденного в учебное заведение, копией диплома или аттестата об образовании;

- копиями квитанций об оплате приобретенной литературы, заверенные главным бухгалтером учреждения;

- копией библиотечного формуляра;

- копией карточки учета свиданий;

- выпиской из карточки учета корреспонденции осужденного, заверенной курирующим заместителем начальника учреждения;

- выпиской из дневника индивидуальной воспитательной работы с осужденным, заверенной заместителем начальника ИУ по кадрам и воспитательной работе;

- справкой социального работника, заверенной заместителем начальника ИУ по кадрам и воспитательной работе об оформлении необходимых документов (паспорт, пенсия, инвалидность и т п.),

- копии писем осужденного иным лицам, иными свидетельствами переписки,

- иными документами.

Иные события и действия, свидетельствующие об активной позитивной позиции осужденного,подтверждаются:

- выписками из плана работы начальника отряда об участии в воспитательных и культурно-просветительских мероприятиях, выполнении порученной осужденному общественной работе, заверенной курирующим заместителем начальника учреждения;



- выпиской из дневника индивидуальной воспитательной работы с осужденным, заверенной заместителем начальника ИУ по кадрам и воспитательной работе.

- справкой бухгалтерии исправительного учреждения либо уведомлением службы судебных приставов о переводе денежных средств потерпевшим с лицевого счета осужденного,

- копии писем осужденного потерпевшему,

сведения представителя общественной и религиозной организации (объединения),

- сведения психолога, воспитателя, социального работника.
Вопросы и задания для самопроверки

        1. Назовите цели и задачи применения системы поощрения и наказания в исправительных учреждениях.

        2. Перечислите основные критерии оценки осужденных.

        3. Каково документальное подтверждение поведения осужденного?

        4. Как можно повысить самооценку личности? Какое значение она имеет в жизни человека?


Литература:

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997.

  2. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Рязань, 1997.

  3. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: курс лекций. Рязань, 2003.

  4. Методические рекомендации по использованию системы «социальных лифтов» в ИУ ФСИН России. М., 2009.

  5. Разбирина Л.И. Использование системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства: Альбом схем. Новосибирск, 2011.


6.2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Современная социальная ситуация в Российской Федерации характеризуется неуклонным ростом преступности и, как следствие, ростом количества осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, в том числе за совершение рецидивных преступлений. Пенитенциарное учреждение должно занять свою нишу в качестве подсистемы государственной социально-педагогической системы, призванной оказывать воспитательное воздействие на граждан в целях обеспечения их правопослушного поведения, являющегося важнейшим условием нормальной жизнедеятельности общества и государства.

Господствующие в обществе взгляды на проблему преступности и возможности исправления преступников менялись в зависимости от господствующих идеологий и во многом зависили от уровня развития гуманитарных наук, становления правовых и демократических основ государственного устройства. Современной уголовно-исполнительной политике Российской Федерации предшествовал длительный эволюционный путь от откровенно карательной и репрессивной политики на основе классовых подходов до - цивилизованной, основанной на общечеловеческих ценностях, признанных в современном мире.


Уголовно-исполнительная система должна обеспечивать не только изоляцию от общества наиболее опасных преступников, но и осуществлять исправительное воздействие на них. Развитие уголовно-исполнительной системы требует нового осмысления теории и практики исправления осужденных, внесения соответствующих изменений в организационный механизм проведения и содержание воспитательной работы с ними. В настоящее время достигнуты значительные результаты в ее реформировании. Методы и содержание воспитательной работы с осужденными стали более гуманными, открытыми, демократичными.

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.

Указанные обстоятельства обусловили необходимость подготовки Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция).
1. Общие положения, цель и задачи Концепции

Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

Основными целями Концепции являются: повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;

- изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;


- осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;

- изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;
повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

- расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы; обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы; внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний; совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач;

- развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.
2. Основные направления развития

уголовно-исполнительной системы
Совершенствование уголовно-исполнительной политики

В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируются следующие мероприятия:

- совершенствование уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленного на изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы;

- поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных; дополнение системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации;