Файл: Пенитенциарная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1885

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

1. История возникновения и развитие науки о воспитании

2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории

1) теоретико-познавательная:

2) прикладная:

3. Связь педагогики с другими науками

4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки

1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

2. Закономерности воспитательного процесса

Вопросы и задания для самопроверки

1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Попечительские советы

Благотворительные организации

Органы государственной власти и местного самоуправления

3. Метод коррекции поведения и его приемы

1. Понятие нравственного воспитания осужденных

2. Формы нравственного воспитания осужденных

1. Сущность правового воспитания осужденных

2. Формы правового воспитания осужденных

1. Понятие трудового воспитания осужденных

1. Сущность и система физического воспитания осужденных

Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:

2. Формы физического воспитания осужденных

2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных

1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике

2. Основные критерии оценки осужденных

3. Документальное подтверждение поведения осужденного.



В случае несоблюдения осужденным порядка отбытия наказания комиссия вправе ходатайствовать перед начальником исправительного учреждения об ухудшении условий отбытия наказаний осужденного или о переводе его в исправительное учреждение более жесткого режима, либо о предоставлении осужденному испытательного срока до 3 месяцев, по окончании которого комиссия вторично изучит его личное дело.

В случае соблюдения осужденным условий отбытия наказания комиссия изучает иные обстоятельства, свидетельствующие об активной позитивной позиции осужденного и о его стремлении к психофизической корректировке своей личности и принятию инициативных мер к ресоциализации.

В случае подтверждения характеристик, высказанных начальником отряда, комиссия принимает решение:

- ходатайствовать об улучшении условий отбывания наказания,

- ходатайствовать перед судом о переводе осужденного в исправительное учреждение с более мягким видом режима,

- ходатайствовать о представлении к замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания, о поддержании ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении.



2. Основные критерии оценки осужденных


Одним из важнейших условий совершенствования организации воспита­тельной работы является наличие базовой информации, объективно отражаю­щей состояние системы и ее элементов. Роль инструмента получения такой ин­формации выполняет система критериев и показателей эффективности воспита­тельной работы, которая должна содержать, как минимум, данные об объекте воспитания, предоставленных им услугах и их результатах.

В литературе понятие «критерий» характеризуется как отличительный при­знак, объективно отражающий состояние того или иного процесса, явления, объекта либо субъекта.

Но критериями могут быть не всякие признаки состояния, а только те, ко­торые отвечают определенным требованиям. Прежде всего, они должны быть объективны, отражать существенные и повторяющиеся признаки, необходимы и достаточны, быть мерилом оценки результатов деятельности, содержать каче­ственно-количественную информацию о функционировании системы.

Каждый критерий может включать группу качественных и количествен­ных показателей, раскрывающих его содержание и свидетельствующих об уровне достижения целей, то есть более дробных характеристик, необходимых для практического проведения анализа состояния и оценки воспитательной ра­боты.

Следует заметить, что специфика работы с осужденными, имеющая твор­ческий характер, не всегда может быть оценена с использованием метода мате­матических зависимостей. Здесь, как показывает практика, полезным оказыва­ется аналитический метод, который менее количественно точен по сравнению с математическим, но позволяет достаточно полно и широко рассмотреть явле­ние. Естественно, в ходе оценки находят широкое применение социологиче­ские, статистические, эвристические и другие методы анализа.

Таким образом, систему критериев и показателей оценки эффективности воспитательной работы можно рассматривать как совокупность упорядочен­ных, органично связанных характеристик (признаков) и процедур (методик), позволяющих адекватно оценить состояние и выявить резервы ее развития.

Перед началом практических измерений эффективности воспитательной работы у исследователя неизбежно возникает ряд вопросов, на которые ему необходимо ответить: что является объектом оценки, что является предметом оценки, кто

является субъектом оценки, каков будет состав критериев и показа­телей оценки и т.д.

Практика исследований показывает, что единого подхода к определению структуры критериев и показателей, годных на все случаи оценки эффективно­сти, быть не может. Особенность оценочных задач в каждом конкретном случае обязательно должна учитываться исследователем и получать свое специфиче­ское отражение в структуре критериев.

Эффективность — это обобщенный, интегральный показатель качества си­стемы. Он определяется как внутренними свойствами системы (значениями различных показателей, характеризующих потенциал и ресурсы), так и услови­ями, в которых система функционирует.

Критерии оценки поведения – это индивидуальные показатели исправления осужденных, с помощью которых становится реально возможным проконтролировать процесс воспитательного воздействия, установить социальную позицию отбывающих наказание, их антиобщественную установку, глубину, стойкость их нравственной (педагогической) запущенности, степень исправления.

Основным критерием оценки поведения осужденного является соблюдение им порядка отбытия наказания.

Помимо этого, при определении условий отбытия наказания оценивается:

а) стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и инициативные меры к ресоциализации

б) иные события и действия, свидетельствующие об активной позитивной позиции осужденного.

Под соблюдением порядка отбытия наказаний следует понимать выполнение осужденным требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правилвнутреннего распорядка, в частности:

1) соблюдение распорядка дня, установленного в ИУ;

2) явку по вызову администрации и дачу письменных объяснений по вопросам исполнения требований приговора;

3) прохождение медицинских осмотров и необходимых обследований с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, а также медицинского освидетельствования для выявления фактов употребления алкогольных, наркотических и сильнодействующих (токсических) веществ, получения телесных повреждений;

4) бережное отношение к имуществу исправительного учреждения и другим видам имущества
;

5) соблюдение требований пожарной безопасности;

6) добросовестное отношение к учебе;

7) вежливое обращение между собой, персоналом ИУ и иными лицами, выполнение их законные требований;

8) содержание в чистоте и опрятности жилых помещений, рабочих мест, одежды, заправка по установленному образцу постели, состояние спальных мест, тумбочек и вещевых мешков в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличие прикроватных табличек, соблюдение правил личной гигиены, наличие короткой стрижки волос на голове, бороды и усов (для мужчин), хранение продуктов питания и предметов индивидуального пользования в специально оборудованных местах и помещениях;

9) ношение одежды установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками, в колониях-поселениях гражданской одежды;

10) участие в работах по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством;

11) недопущение нарушений линии охраны объектов либо границы территории исправительных учреждений;

12) пребывание в пределах изолированных участков жилых и производственных зон и выход из них только по разрешению администрации;

13) запрет на пребывание без разрешения администрации в общежитиях, в которых они не проживают, либо на производственных объектах, на которых не работают;

14) запрет на продажу, покупку, дарение, принятие в дар и отчуждение иным способом в пользу других осужденных либо присвоение продуктов питания, предметов и веществ, находящихся в личном пользовании;

15) запрет на приобретение, изготовление, хранение и пользование запрещенными вещами;

16) запрет на курение в не отведенных для этого местах;

17) исключение игр с целью извлечения материальной или иной выгоды;

18) недопустимость нанесения себе и другим лицам татуировок;

19) исключение употребления нецензурных и жаргонных слов, присвоения кличек;

20) недопустимость занавешивания и изменения спального места, а также оборудования спальных мест на производственных объектах, в коммунально-бытовых и других служебных и подсобных помещениях, нахождения без разрешения администрации на спальных местах в не отведенное для сна время;

21) недопустимость вывешивания без разрешения администрации фотографий, репродукций, открыток, вырезок из газет и журналов, предметов культа и иных предметов на стенах, тумбочках и кроватях,


22) недопустимость содержания животных и птиц без разрешения администрации,

23) запрет на занятие огородничеством, разведение декоративных рыб, комнатных растений без разрешения администрации,

24) запрет на изготовление спортивных снарядов, тренажеров без разрешения администрации;

25) недопустимость самовольного возведения на производственных и иных объектах ИУ различных построек, установление шкафов, сейфов и т.п.;

26) запрет на хранение на объектах работы продуктов питания, телевизионных приемников и радиоприемников;

27) недопустимость изготовления самодельных электрических приборов и пользования ими;

28) запрет на пользование без разрешения администрации ИУ заточным оборудованием, инструментом, электроэнергией, механизмами и материалами не для производственных нужд;

29) недопустимость приготовления и употребления пищи в не предусмотренных для этого местах;

30) запрет на вынос продуктов питания из столовой учреждения без разрешения администрации;

31) недопустимость подъема без разрешения администрации на крыши зданий, цехов, строений и других сооружений, подход к ограждению внутренней запретной зоны;

32 запрет на оставление без разрешения администрации рабочих мест, общежития и помещения, в которых проводятся массовые мероприятия;

33) недопустимость отправления и получения почтовой корреспонденции, минуя администрацию учреждения;

34) запрет на забастовки или оказание групповых неповиновений в иных формах.

Помимо этого осужденный обязан соблюдать иные ограничения, наложенные на него в соответствии с приговором суда, и обязательства, в том числе, возмещать ущерб, причиненный потерпевшим, и трудиться на оплачиваемых работах, предлагаемых ему администрацией ИУ.

Под стремлением осужденного к психофизической корректировке своей личности и принятию инициативных мер к ресоциализации следует понимать:

а) выполнение осужденным программы психологической коррекции его личности, систематическое участие в психологических тестах и тренингах;

б) участие в самодеятельных организациях осужденных, включая членство в религиозных организациях, действующих на территории ИУ;

в) самообразование, включая профессиональное образование, повышение интеллектуального уровня, а также подписку на периодические издания и чтение литературы, посещение библиотеки;