ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1887
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развитие науки о воспитании
2. Педагогика как наука, ее отрасли и основные категории
3. Связь педагогики с другими науками
4. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки
1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях
2. Закономерности воспитательного процесса
Вопросы и задания для самопроверки
1.4. ПРИНЦИПЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Органы государственной власти и местного самоуправления
3. Метод коррекции поведения и его приемы
1. Понятие нравственного воспитания осужденных
2. Формы нравственного воспитания осужденных
1. Сущность правового воспитания осужденных
2. Формы правового воспитания осужденных
1. Понятие трудового воспитания осужденных
1. Сущность и система физического воспитания осужденных
Принципы системы физического воспитания и их реализация в ИУ:
2. Формы физического воспитания осужденных
2. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных
1. Характеристика осужденных, имеющих отклонения в психике
Представители данного типа склонны оправдывать свое преступное поведение, якобы религиозными мотивами. Они также используют религиозную демагогию для организации отрицательно настроенных групп, придания им статуса борцов за идею, тем самым, прикрываясь именем бога, провоцировать различные нарушения режима.
В работе с таким осужденным важно определить его реальное отношение к религии, в случае, если оно носит приспособленческий характер, необходимо снизить его влияние на других осужденных, развенчать его авторитет в их глазах. Важным фактором при этом является привитие осужденным мысли о том, что происходит не уничижение веры и ее поборников, а разоблачение религиозного лицемера.
Приведенная категоризация позволяет сотруднику более точно сориентироваться в работе с осужденными и принимать наиболее эффективные и оправданные педагогические меры.
Проведение воспитательной работы с верующими требует не спонтанного подхода, а логически обоснованной программы действий.
Первым элементом программы является первичная диагностика личности верующего осужденного, отнесение его к определенному типу, формирование предварительных задач, определение их последовательности и значимости. Так, в зависимости от типа осужденного, следует поставить на первое место воздействие на окружение верующего интеллектуала, или преодоление эмоциональнопсихологических барьеров эмоционально верующего.
Ориентируясь на итоги предварительного анализа личности, можно приступить к углубленному изучению личности и составлению развернутой психо- лого-педагогической характеристики. Далее следует анализ факторов, оказывающих воздействие на личность осужденного, выделяя те, которые более всего влияют на его религиозные взгляды и чувства. На основании этого можно осуществлять педагогическую коррекцию, то есть усилить или нейтрализовать влияние этих факторов на личность. Центральным элементом программы выступает создание факторов, целенаправленно воздействующих на осужденного.
Следующим элементом является формирование у верующего осужденного возможностей и желания воспринимать педагогические воздействия. И заключительным элементом выступает формирование у осужденного побуждения к активной деятельности над собой, переосмысление собственных взглядов, в том числе и религиозных.
Работу сотрудников исправительного учреждения с верующими осужденными следует строить на принципах уважения к религиозным убеждениям. Однако это не означает, что для данных осужденных создаются в колонии какие- то особые, специфические условия. Каждый из них обязан активно участвовать в общих делах отряда и отделения, быть охвачен всеми формами воспитательной работы и неукоснительно выполнять требования, предъявляемые к осужденным в местах лишения свободы.
Таким образом, воспитательная работа с верующими осужденными весьма специфична. Самое главное - выявлять те случаи, когда религиозные взгляды и настроения преломляются в мыслях и чувствах осужденных в искаженное отношение к совершенному преступлению, наказанию, людям, к самому себе. Суть воспитательного воздействия - помочь человеку раскаяться в содеянном, признать справедливость наказания.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Какова правовая база взаимодействия уголовно-исполнительной системы и Русской Православной Церкви?
2. Назовите типы верующих осужденных. Дайте им характеристику.
3. Приведите пример положительного опыта участия священнослужителей в исправлении осужденных.
4. Определите проблемы привлечения священнослужителей к воспитательному процессу с осужденными.
Литература
-
Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М, 1997. -
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» СЗ РФ. 2010. №43. Ст.5544. -
Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань, 2010. -
Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993. -
Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. -
Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. -
Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Учеб. пособ. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2005. -
Православные храмы ИУ Вологодской области /Авт.-состав. Э.В. Зауторова. Вологда, 2011. -
Христианство и религии мира. М., 2000.
РАЗДЕЛ 6 | Оценка и результаты исправления осужденных |
6.1. ОЦЕНКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Изменения, происходящие в обществе, во взаимоотношениях между людьми, их взглядах на существующую действительность, различные социальные, экономические преобразования в стране, обусловили создание новой правовой системы, которая закрепляет основные положения пенитенциарной политики России. При определении правового статуса осужденных учтены международные нормы и стандарты, относящиеся к исполнению наказания и обращению с заключенными.
В деятельность пенитенциарных учреждений повсеместно вводятся психологические методы изучения личности и поведения, направленные на выявление индивидуальных особенностей и социальных стереотипов активности осужденных. Такой подход позволяет создавать адекватные методы воздействия на личность и группы осужденных, прогнозировать их поведение и проводить их последовательную коррекцию, что является стержнем всего воспитательного процесса исправления.
В процессе отбывания наказания осужденному дается оценка степени исправления. Исправительные учреждения призваны не только исполнить уголовное наказание, назначенное судом, но и в период отбывания воздействовать на осужденного с целью выработки правопослушного поведения.
Осужденные поступают в ИУ со сформированным негативным отношением к окружающей действительности и основным социальным ценностям поэтому перед сотрудниками стоит задача разрушения подобного отношения и формирования социально одобряемого поведения, т.е. задача исправления осужденных. Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития (Ст. 9 ч. 1 УИК РФ).
Оценка – отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т.п.). Определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека. Оценка исправления осужденных – это обобщающая оценка всего поведения, которая по своим объективным элементам (признакам) свидетельствует о положительных изменениях в психике осужденного, служит доказательством успешного достижения целей наказания и по результату является социально-полезной.
В практике существуют различные методы оценки исправления осужденных, все они в той или иной мере применялись в работе исправительного учреждения:
-
Комплексная оценка результатов исправления с помощью планиметрического метода (А.Н. Герасименюк). -
Программы экспертной оценки степени исправления осужденного (В.В. Лебедев, Е.Г. Самовичев). -
Определение степени исправления осужденного через его самооценку и отношение к самовоспитанию (А.И. Изотов, А.И. Мокрецов). -
Показатели оценки степени исправления и перевоспитания осужденных (А.И. Васильев, А.Ф. Сизом).
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
В сфере социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными Концепцией предусматривается создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению («социальные лифты»), включающей совершенствование порядка замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения.
Система «социальных лифтов» представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев.
1. Применение и воздействие мер поощрения и взыскания на осужденных к лишению свободы.
Система поощрения и взыскания представляет собой механизм оценки комиссией исправительного учреждения поведения и определения условий отбывания наказания осужденному с помощью определенных критериев. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, закреплены в ст.113, ст.114 УИК РФ.
Целями применения мер поощрения и взыскания являются: социализация осужденного, профилактика рецидивной преступности, создание условий для позитивного формирования личности.
Основные задачи:
- мотивация осужденного к законопослушному образу жизни;
- обеспечение прозрачности процесса изменения вида исправительного учреждения, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения и условий отбывания наказания осужденными;
- дифференциация осужденных по их уголовно-правовой, социально-педагогической, психологической и медицинской характеристике.
В состав комиссии исправительного учреждения по оценке поведения осужденных и определению условий отбытия наказания входят: заместитель начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе (председатель), начальник отдела воспитательной работы с осужденными, начальник оперативного отдела, старший специалист по социальной работе, начальник психологической лаборатории, начальник отдела специального учета, представители органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) органов муниципального образования, представители общественных наблюдательных комиссий, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации или их представители, представители религиозных организаций, объединений, действующих на территории данного исправительного учреждения.
Количество членов комиссии должно быть нечетным. Заседание комиссии легитимно, если на нем присутствует не менее 2/3 членов комиссии. Голосование и принятие решения комиссией осуществляются без осужденного. Решение принимается простым большинством голосов от числа присутствующих.
Комиссия собирается на свои заседания не реже 1 раза в месяц. Организационное и материальное обеспечение работы комиссии осуществляет администрация ИУ.
Представление личного дела осужденного на рассмотрение комиссии осуществляется:
- не ранее 6 месяцев со дня его прибытия в исправительную колонию общего режима, колонию-поселение;
- не ранее 9 месяцев со дня его прибытия в исправительную колонию строгого режима;
- не ранее 12 месяцев со дня его прибытия в исправительную колонию особого режима, тюрьмы.
Последующее рассмотрение личного дела осужденного на заседании комиссии осуществляется через каждые 6 месяцев его пребывания в ИУ.
Первоначально начальник отряда представляет комиссии характеристику на осужденного в части соблюдения порядка отбытия наказания с предоставлением сведений объективности оценки, данной в ней. В случае несогласия осужденный вправе высказывать свои доводы и представлять необходимые сведения. И начальнику отряда, и осужденному члены комиссии вправе задавать уточняющие вопросы.