Файл: Высшего образования алтайский.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развивая кредитное дело, государство фокусировалось на проработке системы земельного и ломбардного кредитования. С этой целью были учреждены несколько учреждений, которые занимались кредитованием внутри страны, а также портовые банки, которые помогали развивать торговые отношения с азиатскими странами. Таким образом, государство уделило внимание всему периметру торговли, развивая банковское дело как внутри страны, так и за рубежом, что дало существенный эффект в дальнейшем [18, с.302].

Со временем у населения возникла потребность в месте, где бы они могли хранить свои сбережения, поэтому государство уделила особое внимание проблеме, создав в 1772 году возможность принимать вклады, причем сделать это можно было в двух видах: на какой-то определенный срок либо же до востребования. Все это прописывалось в соответствующих документах. Однако проценты по вкладам не начислялись, а наоборот — со вклада брали налог, который направлялся в казну. Поскольку коммерческой ссуды не было, накопления принимали форму казенного капитала. Поэтому следует отметить, что вклады как финансовый инструмент были созданы скорее не с коммерческой целью, а для того чтобы они могли выполнять фискальную функцию. Тем не менее, именно на данном этапе банковское дело в России начало обретать новые формы и черты системности.

В то время развитие экономики страны сильно было сфокусировано на сельском хозяйстве, поэтому аграрный сектор формировал заметный спрос на

кредит для сельскохозяйственных целей, однако существующий на тот момент ряд кредитных продуктов, не мог полной мере его удовлетворить. Для того,
чтобы решить проблему, государство, используя собственный капитал, создало в 1786 году Государственный банк, выполняющий ряд операций, связанных с размещением вкладов и кредитованием. В 1817 году создан второй государственный банк, целью которого было коммерческое и промышленное кредитование. С целью повысить доступность кредитных средств, банк начал повсеместно открывать филиалы, что обеспечило более развернутую банковскую сеть и географически расширило банковскую деятельность.

Однако предпринимательская инициатива не спешила сильно развиваться. Это было связано с тем, что россияне занимались в основном натуральным хозяйством, фабричная деятельность, промышленность не была настолько сильно распространена, чтобы обеспечивать высокий уровень спроса на кредитные средства. Ко всему этому географическая удаленность населенных пунктов по стране была колоссальной, а не лучшее состояние дорог всячески мешали развитию предпринимательства, что существенно сказывалось и на потреблении заемных средств.

Ссудный капитал также не мог обеспечить предложение, несмотря на то что в 1841 году были открыты сберкассы — они не получили ожидаемого банкирами спроса. Размещаемые на счетах суммы были слишком маленькими, чтобы обеспечить заметный уровень аккумуляции кредитного капитала.

Ученые-экономисты выделяют несколько периодов после отмены крепостного права, которые существенно повлияли на формирование банковской системы России. На место казенных организаций, занимающихся кредитованием, пришел госбанк, который был призван повысить

оборот ссудного капитала и сформировать более системные кредитные отношения. Исключительное право на прием вкладов имел только государственный банк, который использовал до 1870 года привлеченные средства не на финансирование хозяйственной деятельности, а на государственные нужды.

Именно такая черта была характерна российскому банковскому делу, что отличало его от систем ряда других стран.

Кредитная система на тот период имела три направления:

  • кредит по ипотечному договору на недвижимость;

  • межбанковское кредитование, кредитование акционерных обществ, а также ссуды для торговли;

  • кредитование кредитной кооперации.

Несмотря на развитие банковской системы и появление новых возможностей для кредитования, данные услуги большим спросом по прежнему не пользовались.

Следующий период развития банковской системы в России ученые- экономисты связывают с развитием новых вкладов, которые теперь можно было открыть не только в монетах, но и различных ценных бумагах, таких как листы и т.д. В целом же банк не стал коммерческим, а остался под контролем государственного капитала. Несмотря на проблему географической удаленности, возникшая система трансфертов не помогла исправить ситуацию. Вексельный оборот также не пользовался большим спросом в силу различных причин. Поэтому второй период можно охарактеризовать как период, когда банки впервые начали подталкивать население ко вкладам и кредитным продуктам, однако спрос не был существенно высоким. Следующий период характеризуется постепенными изменениями государственного банка в центральный банк, также меняются и его функции.
Капитал, который привлекался в банки, начал меньше начал использоваться для государственных нужд и стал направляться в хозяйственную деятельность. Стремительно начал расти объем вкладов в банки, развивалась филиальная сеть по всей стране, а также услуги перевода и обмена начали пользоваться более высоким спросом среди населения, торговцев и т.д.

В послесоветское время банковское дело в России сильно изменилось, резко повысилось число клиентов банков. В первую очередь это было связано с тем, что банк начал выполнять роль посредников различных сделок, помогал

с оформлением различного рода документов, стал неотъемлемой частью жизни каждого экономического субъекта. Рост оборота банковского капитала быстро вырос за счет того, что банки начали предлагать, помимо стандартного набора банковских продуктов и услуг, множество новых решений. Связано это с повышением конкурентной борьбы банков, развитием новых технологий и множеством других факторов, которые привели к тому что банковская система в современной России сформировалась довольно быстро. Также в целом увеличилось количество банковских операций.

Не так давно банки имели совершенно другую систему, которая была централизованно-распределительной. Раньше не были известны многие термины, которые применяются сегодня всеми не только банковскими специалистами. Появление новых понятий связано с развитием новейших технологий, банковских продуктов и банковских услуг, подхода к клиентам, потребности которых отчасти лежат в основе развития банковского дела. Однако стремительное развитие
банковской сферы не означает, что они накопили необходимый опыт по работе с клиентами, используя современные технологии. Важно не только иметь новейшие технологии, продукты, услуги, но и обучить банковских сотрудников разбираться в них, рассказывать о выгодах и в целом учить их продавать. В целом, говоря о текущем состоянии банковских продуктов и услуг, а также перспектив их развития, стоит отметить что при появлении технологий из любой области, банки одними из первых начинают их применять в собственной деятельности. Тем самым российские банки постепенно уходят от банковской деятельности в классическом ее понимании к более универсальной [21, с. 239].


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11