Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

младшей школы

Сущность, содержание и компоненты коммуникативно компетентности в деятельности педагога начальной школы

Игра как метод формирования коммуникативной компетенции у учащихся младшей школы во внеурочной деятельности

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

младших школьников

Реализация комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативности у учащихся младшей школы

Анализ и обобщение результатов исследования

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)

Тест

Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»

Инструкция по выполнению задания «Комплемент»

Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»

Инструкция к выполнению задания «Через стекло»

Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»

Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»

Инструкция к игре «Ситуации»

Инструкция к игре «Рассказы по фотографиям»

Инструкция к игре «Небоскрёб»

отношению друг с другом; разобрать и усвоить правила бесконфликтного общения.

Задачи:

  1. формировать навыки и умения определять признаки развития конфликтной ситуации;

  2. развивать представления о необходимости примирения;

  3. воспитывать культуру общения и умение работать индивидуально и в коллективе.

15: Беседа-диспут «Уважай себя, уважай других»

Направление работы: изучение интересов, склонностей и социального окружения детей.

Цель: расширить знания воспитанников о понятии «уважение». Задачи:

  1. развивать навыки сотрудничества как со сверстниками, так и со взрослыми в разных социальных ситуациях;

  2. развивать умение воспринимать задание на слух, рассуждать и высказывать свою точку зрения, доказывая правоту;

  3. развивать умения самостоятельно строить простые рассуждения на основе полученной информации;

  4. воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности и уважения.

Реализация комплекса мероприятий, заданий и игр, направленного на формирование и дальнейшее развитие коммуникативности дала ребятам возможность постепенно освоить школьную действительность, которая складывается на системе межличностных отношений.

В результате возникновения взаимной симпатии и дружбы они приобрели такие важные качества как доброта, внимательность, самостоятельность, честность, уверенность в себе и своих действиях, т. е. повысилась полнота и адекватность осознания в их поведении и общении.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Анализ и обобщение результатов исследования




Диагностика развития, в любом возрасте, в первую очередь, необходима для самого ребёнка.

В школе же, это педагогическая диагностика, которая не только обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, но и способствует, в какой-то мере, выявлению предпосылок, связанных с его оптимизацией, которая также позволяет выявить характер трудностей каждого учащегося и установить их причины.

Поэтому, после введения и реализации комплекса мероприятий, заданий и игр, для оценки уровня сформированности коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности и дальнейшего планирования своих действий, в экспериментальном классе была проведена контрольная диагностика.

Для этого были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, подобранные с учётом возрастных особенностей развития воспитанников:

  1. тест оценки коммуникативных умений (А. А. Карелин) (рис. 3.1);

  2. определение коммуникативной компетенции ребёнка в общении со сверстниками (Е. О. Смирнова, Е. В. Калягина) (рис. 3.2).






Рис. 3.1 – Результат контрольной диагностики уровня оценивания коммуникативных умений (согласно методике А. А. Карелина)




Рис. 3.2 Результат контрольной диагностики уровня определения

коммуникативной компетенции ребёнка в общении со сверстниками

(согласно методике Е. О. Смирновой, Е. В. Калягиной «Картинки»)

Обобщая данные по уровням сформированности коммуникативности, до и после эксперимента, убедились, что разработанный и внедрённый в образовательный процесс комплекс мероприятий, занятий и игр в созданных организационно-педагогических условиях с учётом выявленных особенностей организации коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности был эффективен и сыграл большую роль в межличностном общении детей. Это подтверждает сравнительная таблица обобщённых результатов (таблица 3.1).

Ведь только общаясь, ребёнок сможет сформировать важные для него навыки и умения: 1) корректно вести диалог; 2) спорить; 3) слышать и слушать собеседника; 4) отстаивать свою точку зрения; 5) работать сообща для достижения общей цели.

Таблица 3.1 – Сравнительная таблица обобщённых результатов уровней формирования коммуникативности младших школьников во внеурочной деятельности на констатирующем и формирующем этапах

Уровень

Тест оценки коммуникативных умений (согласно методике А. А. Карелина)

Определение коммуникативной компетенции ребёнка в общении со сверстниками (согласно методике Е. О. Смирновой и Е. В. Калягиной

«Картинки»)

До применения методики

После применения

методики

До применения методики

После применения

методики

«высокий»

27 %

28 %

29 %

30 %

«средний»

37 %

41 %

36 %

42 %

«низкий»

36 %

31 %

35 %

28 %

Результат:

  1. увеличился процентный показатель оценки уровня коммуникативных умений: «высокий» на 1%, «средний» на 4%;

  2. снизился процентный показатель уровня коммуникативных умений: «низкий» на 5%

Результат:

  1. увеличился процентный показатель определения коммуникативной компетенции ребёнка в общении со сверстниками: «высокий» на 1%,

«средний» на 6%;

  1. снизился процентный показатель определения коммуникативной компетенции ребёнка в общении со

сверстниками: «низкий» на 7%


Так, сравнивая процентный показатель уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности видно, что:

  1. По методике А. А. Карелина: «высокий» - увеличился с 27 % до 28 %, но количество учащихся остаётся неизменным, 4 человека; «средний» - возрос с 37 % до 41 %, количество учащихся также возросло, с 5 человек до 6 человек; «низкий», как и ожидалось, уменьшился с 36 % до 31 %, снизилось и количество учащихся с 4 человек до 3 человек.

  2. По методике Е. О. Смирновой и Е. В. Калягиной: «высокий» - увеличился с 29 % до 30 %, количество обучающихся остаётся неизменным; «средний» - возрос с 36 % до 42 %, количество обучающихся также возросло, с 4 человек до 6 человек;

«низкий» - снизился с 35 % до 28 %, а это значит, уменьшается и количество обучающихся с 7 человек до 3 человек.

На основе полученных результатов исследования можно предположить, что при полной реализации программы формирующего эксперимента по повышению уровня коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности можно значительно увеличить. В целом, разработанная система мероприятий, заданий и игр способствовали тому, чтобы каждый ребёнок раскрывался с разных сторон, развивая свои личностные качества, и которая была направлена на усвоение младшими школьниками общественных ценностей и нравственных норм поведения.

    1. Расширение возможностей развития предложенного комплекса мероприятий на базе специализированных образовательных учреждений


Образованность современного школьника определяется не только знаниями
и умениями, полученными в образовательном учреждении, но и его разносторонним развитием в системе ценностей, способностей к активной

социальной адаптации, к самостоятельному выбору, к самопознанию и самосовершенствованию.

Поэтому, в настоящее время, во всех обучающих организациях возникла острая необходимость того, чтобы ввести в действие иную функциональную модель педагогической деятельности, связанную с дополнительным образованием и обусловленную тем, что на фоне кризисных явлений в обществе в детской, подростковой и молодёжной среде происходит катастрофический рост разных форм асоциального, агрессивного поведения [17].

Для этого, в полной мере, необходимо повысить уровень занятости полезным делом подрастающее поколение и увеличить, в хорошем смысле понимания, педагогическое влияние на них, в сочетании с разнообразными видами организации содержательного досуга (отдых, праздники, развлечения и т. п.) и формами образовательной деятельности.

Ведь, ценность дополнительного образования и состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей разного возраста, творческого потенциала, навыков коммуникации и организации своего свободного времени, что, в дальнейшем поможет им сделать безошибочный выбор своих действий.

Очевидно, что современные дети, по большей части, мобильны и интеллектуально активны. Они намного быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни, обладают, так