Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ и обобщение результатов исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)
Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»
Инструкция по выполнению задания «Комплемент»
Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»
Инструкция к выполнению задания «Через стекло»
Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»
Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»
отношению друг с другом; разобрать и усвоить правила бесконфликтного общения.
Задачи:
№ 15: Беседа-диспут «Уважай себя, уважай других»
Направление работы: изучение интересов, склонностей и социального окружения детей.
Цель: расширить знания воспитанников о понятии «уважение». Задачи:
Реализация комплекса мероприятий, заданий и игр, направленного на формирование и дальнейшее развитие коммуникативности дала ребятам возможность постепенно освоить школьную действительность, которая складывается на системе межличностных отношений.
В результате возникновения взаимной симпатии и дружбы они приобрели такие важные качества как доброта, внимательность, самостоятельность, честность, уверенность в себе и своих действиях, т. е. повысилась полнота и адекватность осознания в их поведении и общении.
Диагностика развития, в любом возрасте, в первую очередь, необходима для самого ребёнка.
В школе же, это педагогическая диагностика, которая не только обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, но и способствует, в какой-то мере, выявлению предпосылок, связанных с его оптимизацией, которая также позволяет выявить характер трудностей каждого учащегося и установить их причины.
Поэтому, после введения и реализации комплекса мероприятий, заданий и игр, для оценки уровня сформированности коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности и дальнейшего планирования своих действий, в экспериментальном классе была проведена контрольная диагностика.
Для этого были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, подобранные с учётом возрастных особенностей развития воспитанников:
Рис. 3.1 – Результат контрольной диагностики уровня оценивания коммуникативных умений (согласно методике А. А. Карелина)
Рис. 3.2 – Результат контрольной диагностики уровня определения
коммуникативной компетенции ребёнка в общении со сверстниками
(согласно методике Е. О. Смирновой, Е. В. Калягиной «Картинки»)
Обобщая данные по уровням сформированности коммуникативности, до и после эксперимента, убедились, что разработанный и внедрённый в образовательный процесс комплекс мероприятий, занятий и игр в созданных организационно-педагогических условиях с учётом выявленных особенностей организации коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности был эффективен и сыграл большую роль в межличностном общении детей. Это подтверждает сравнительная таблица обобщённых результатов (таблица 3.1).
Ведь только общаясь, ребёнок сможет сформировать важные для него навыки и умения: 1) корректно вести диалог; 2) спорить; 3) слышать и слушать собеседника; 4) отстаивать свою точку зрения; 5) работать сообща для достижения общей цели.
Таблица 3.1 – Сравнительная таблица обобщённых результатов уровней формирования коммуникативности младших школьников во внеурочной деятельности на констатирующем и формирующем этапах
Так, сравнивая процентный показатель уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности видно, что:
«низкий» - снизился с 35 % до 28 %, а это значит, уменьшается и количество обучающихся с 7 человек до 3 человек.
На основе полученных результатов исследования можно предположить, что при полной реализации программы формирующего эксперимента по повышению уровня коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности можно значительно увеличить. В целом, разработанная система мероприятий, заданий и игр способствовали тому, чтобы каждый ребёнок раскрывался с разных сторон, развивая свои личностные качества, и которая была направлена на усвоение младшими школьниками общественных ценностей и нравственных норм поведения.
Образованность современного школьника определяется не только знаниями
и умениями, полученными в образовательном учреждении, но и его разносторонним развитием в системе ценностей, способностей к активной
социальной адаптации, к самостоятельному выбору, к самопознанию и самосовершенствованию.
Поэтому, в настоящее время, во всех обучающих организациях возникла острая необходимость того, чтобы ввести в действие иную функциональную модель педагогической деятельности, связанную с дополнительным образованием и обусловленную тем, что на фоне кризисных явлений в обществе в детской, подростковой и молодёжной среде происходит катастрофический рост разных форм асоциального, агрессивного поведения [17].
Для этого, в полной мере, необходимо повысить уровень занятости полезным делом подрастающее поколение и увеличить, в хорошем смысле понимания, педагогическое влияние на них, в сочетании с разнообразными видами организации содержательного досуга (отдых, праздники, развлечения и т. п.) и формами образовательной деятельности.
Ведь, ценность дополнительного образования и состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей разного возраста, творческого потенциала, навыков коммуникации и организации своего свободного времени, что, в дальнейшем поможет им сделать безошибочный выбор своих действий.
Очевидно, что современные дети, по большей части, мобильны и интеллектуально активны. Они намного быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни, обладают, так
Задачи:
-
формировать навыки и умения определять признаки развития конфликтной ситуации; -
развивать представления о необходимости примирения; -
воспитывать культуру общения и умение работать индивидуально и в коллективе.
№ 15: Беседа-диспут «Уважай себя, уважай других»
Направление работы: изучение интересов, склонностей и социального окружения детей.
Цель: расширить знания воспитанников о понятии «уважение». Задачи:
-
развивать навыки сотрудничества как со сверстниками, так и со взрослыми в разных социальных ситуациях; -
развивать умение воспринимать задание на слух, рассуждать и высказывать свою точку зрения, доказывая правоту; -
развивать умения самостоятельно строить простые рассуждения на основе полученной информации; -
воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности и уважения.
Реализация комплекса мероприятий, заданий и игр, направленного на формирование и дальнейшее развитие коммуникативности дала ребятам возможность постепенно освоить школьную действительность, которая складывается на системе межличностных отношений.
В результате возникновения взаимной симпатии и дружбы они приобрели такие важные качества как доброта, внимательность, самостоятельность, честность, уверенность в себе и своих действиях, т. е. повысилась полнота и адекватность осознания в их поведении и общении.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
Анализ и обобщение результатов исследования
Диагностика развития, в любом возрасте, в первую очередь, необходима для самого ребёнка.
В школе же, это педагогическая диагностика, которая не только обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, но и способствует, в какой-то мере, выявлению предпосылок, связанных с его оптимизацией, которая также позволяет выявить характер трудностей каждого учащегося и установить их причины.
Поэтому, после введения и реализации комплекса мероприятий, заданий и игр, для оценки уровня сформированности коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности и дальнейшего планирования своих действий, в экспериментальном классе была проведена контрольная диагностика.
Для этого были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, подобранные с учётом возрастных особенностей развития воспитанников:
-
тест оценки коммуникативных умений (А. А. Карелин) (рис. 3.1); -
определение коммуникативной компетенции ребёнка в общении со сверстниками (Е. О. Смирнова, Е. В. Калягина) (рис. 3.2).
Рис. 3.1 – Результат контрольной диагностики уровня оценивания коммуникативных умений (согласно методике А. А. Карелина)
Рис. 3.2 – Результат контрольной диагностики уровня определения
коммуникативной компетенции ребёнка в общении со сверстниками
(согласно методике Е. О. Смирновой, Е. В. Калягиной «Картинки»)
Обобщая данные по уровням сформированности коммуникативности, до и после эксперимента, убедились, что разработанный и внедрённый в образовательный процесс комплекс мероприятий, занятий и игр в созданных организационно-педагогических условиях с учётом выявленных особенностей организации коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности был эффективен и сыграл большую роль в межличностном общении детей. Это подтверждает сравнительная таблица обобщённых результатов (таблица 3.1).
Ведь только общаясь, ребёнок сможет сформировать важные для него навыки и умения: 1) корректно вести диалог; 2) спорить; 3) слышать и слушать собеседника; 4) отстаивать свою точку зрения; 5) работать сообща для достижения общей цели.
Таблица 3.1 – Сравнительная таблица обобщённых результатов уровней формирования коммуникативности младших школьников во внеурочной деятельности на констатирующем и формирующем этапах
Уровень | Тест оценки коммуникативных умений (согласно методике А. А. Карелина) | Определение коммуникативной компетенции ребёнка в общении со сверстниками (согласно методике Е. О. Смирновой и Е. В. Калягиной «Картинки») | |||
До применения методики | После применения методики | До применения методики | После применения методики | ||
«высокий» | 27 % | 28 % | 29 % | 30 % | |
«средний» | 37 % | 41 % | 36 % | 42 % | |
«низкий» | 36 % | 31 % | 35 % | 28 % | |
Результат:
| Результат:
«средний» на 6%;
сверстниками: «низкий» на 7% |
Так, сравнивая процентный показатель уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности видно, что:
-
По методике А. А. Карелина: «высокий» - увеличился с 27 % до 28 %, но количество учащихся остаётся неизменным, 4 человека; «средний» - возрос с 37 % до 41 %, количество учащихся также возросло, с 5 человек до 6 человек; «низкий», как и ожидалось, уменьшился с 36 % до 31 %, снизилось и количество учащихся с 4 человек до 3 человек. -
По методике Е. О. Смирновой и Е. В. Калягиной: «высокий» - увеличился с 29 % до 30 %, количество обучающихся остаётся неизменным; «средний» - возрос с 36 % до 42 %, количество обучающихся также возросло, с 4 человек до 6 человек;
«низкий» - снизился с 35 % до 28 %, а это значит, уменьшается и количество обучающихся с 7 человек до 3 человек.
На основе полученных результатов исследования можно предположить, что при полной реализации программы формирующего эксперимента по повышению уровня коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности можно значительно увеличить. В целом, разработанная система мероприятий, заданий и игр способствовали тому, чтобы каждый ребёнок раскрывался с разных сторон, развивая свои личностные качества, и которая была направлена на усвоение младшими школьниками общественных ценностей и нравственных норм поведения.
- Расширение возможностей развития предложенного комплекса мероприятий на базе специализированных образовательных учреждений
Образованность современного школьника определяется не только знаниями
и умениями, полученными в образовательном учреждении, но и его разносторонним развитием в системе ценностей, способностей к активной
социальной адаптации, к самостоятельному выбору, к самопознанию и самосовершенствованию.
Поэтому, в настоящее время, во всех обучающих организациях возникла острая необходимость того, чтобы ввести в действие иную функциональную модель педагогической деятельности, связанную с дополнительным образованием и обусловленную тем, что на фоне кризисных явлений в обществе в детской, подростковой и молодёжной среде происходит катастрофический рост разных форм асоциального, агрессивного поведения [17].
Для этого, в полной мере, необходимо повысить уровень занятости полезным делом подрастающее поколение и увеличить, в хорошем смысле понимания, педагогическое влияние на них, в сочетании с разнообразными видами организации содержательного досуга (отдых, праздники, развлечения и т. п.) и формами образовательной деятельности.
Ведь, ценность дополнительного образования и состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей разного возраста, творческого потенциала, навыков коммуникации и организации своего свободного времени, что, в дальнейшем поможет им сделать безошибочный выбор своих действий.
Очевидно, что современные дети, по большей части, мобильны и интеллектуально активны. Они намного быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни, обладают, так