Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

младшей школы

Сущность, содержание и компоненты коммуникативно компетентности в деятельности педагога начальной школы

Игра как метод формирования коммуникативной компетенции у учащихся младшей школы во внеурочной деятельности

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

младших школьников

Реализация комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативности у учащихся младшей школы

Анализ и обобщение результатов исследования

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)

Тест

Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»

Инструкция по выполнению задания «Комплемент»

Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»

Инструкция к выполнению задания «Через стекло»

Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»

Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»

Инструкция к игре «Ситуации»

Инструкция к игре «Рассказы по фотографиям»

Инструкция к игре «Небоскрёб»


1: Проведение родительского собрания по теме: «Новая философия взаимодействия семьи и школы» (см. приложение В).

Направление работы: совместная работа родителей, их детей и школы.

Цель: сотрудничество и взаимодействие – новая философия взаимоотношения семьи и школы.

Задачи:

  1. установить партнёрское отношение между педагогом, детьми и родителями;

  2. создать атмосферу общности интересов;

  3. поддержать уверенность родителей в собственных педагогических силах;

  4. оказать помощь родителям в выборе новых навыков взаимодействия с детьми.

Семья, самая малая социальная группа, объединённая общим жильём, бюджетом и родственниками. В семье, главное сплочённость, если её нет, значит нет взаимопонимания и взаимопомощи. В этом случае, ребёнок может почувствовать себе никому не нужным, замкнуться в себе и отстраниться.

В этот момент, наблюдая за ребёнком, школа придёт на помощь. Лишь единство семьи школы разрешит все проблемы.

2: Мероприятие на тему: «Дружба» (см. приложение Г).

Направление работы: духовно-нравственное воспитание учащихся.

Цель: помочь учащимся понять и оценить правила дружбы среди одноклассников; воспитание доброжелательности и уважения друг к другу и окружающим.

Задачи:

  1. сформировать у учащихся понятие о дружбе;

  2. освоить представления о настоящих друзьях;

  3. рассказать о важности дружбы.

  4. способствовать развитию внимания, речевого умения и гибкости мышления;

  5. развивать интерес, творческую инициативу;

  6. совершенствовать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

  7. способствовать воспитанию дружелюбия и уважительного отношения к одноклассникам и своим друзьям;

  8. способствовать формированию условий для сплочённости школьного коллектива;

  9. способствовать формированию опыта сотрудничества со сверстниками.


3: Задание «Комплемент» (см. приложение Д), [9].

Направление работы: изучение социального окружения ребёнка.

Цель: помочь ребёнку увидеть свои положительные стороны в общении со сверстниками.

Задача: способствовать осознанию того, с какой целью стоит делать комплимент и насколько это приятно.

В последующем, комплименты и слова вежливости станут для ребят обычным и приятным действием в общении.

№ 4: Задание «Мешочек крика» (см. приложение Е), [9]. Направление работы: коррекция трудностей в общении.

Цель: помочь ребёнку справиться со своими негативными эмоциями (крик,

визг).

Задача: способствовать развитию спокойного анализа и поиска

конструктивных решений в результате возникновения отрицательных эмоциональных всплесков.

5: Задание «Через стекло» (см. приложение Ж), [28].

Направление работы: социальное и обще-интеллектуальное развитие детей.

Цель: развить умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации, воспитывать уважение к немым людям.

Форма выполнения задания: работа в парах с последующим совместным обсуждением в классе.

Задачи данного задания связаны с умением общения и взаимодействия между партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией.

Обучающимся предлагается в качестве выполнения задания разбиться на пары и поработать в парах: один человек показывает, другой отгадывает, то, что ему показывает собеседник.

6: Задание «План предстоящей деятельности» (см. приложение З), [28].

Направление работы: изучение социального окружения

ребёнка, его интересы и склонности.

Цель: формирование умения чётко организовывать предстоящую работу.

Форма выполнения задания: работа в группах или индивидуальная с последующим совместным обсуждением в классе.

Задачи данного задания отражают способность действовать и уметь согласовывать свои действия.

Обучающимся предлагается в качестве домашнего внеурочного задания составить план написания сообщения (презентации) по определённой теме.

№ 7: Задание «Пресс-конференция» (см. приложение И), [11]. Направление работы: изучение социального поведения детей.

Цель: помочь детям, без боязни, пройти период адаптации к школьной жизни. Задачи:

  1. способствовать развитию умения вежливо отвечать на вопросы собеседников;

  2. кратко и корректно формулировать свой ответ;

  3. способствовать формированию развития мышления, речи и воображения.

8: Игра «Клубочек» (см. приложение К), [11].

Направление работы: изучение интересов, склонностей и социального окружения ребят.

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи игры связаны с определением и помощью детям, у которых возникают трудности при общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

9: Игра «Ситуации» (см. приложение Л), [9].

Направление работы: изучение интересов, склонностей детей и их социальное окружение.

Цель: развить у воспитанников умение вступить в разговор и выразить свои эмоции мимикой и пантомимикой.

Задачи данной игры отражают способности развития эмоционально- содержательного способа выражения своих мыслей при разговоре на конкретных примерных ситуациях.

Детям
очень сложно разобраться в человеческих отношениях, освоить странный «язык чувств». Именно поэтому, многого, ещё не зная и не умея, они часто ошибаются и нарушают установленные нормы поведения и общения, т. е. ведут себя неадекватно.

№ 10: Игра «Рассказы по фотографиям» (см. приложение М), [9]. Направление работы: коррекция трудностей в общении.

Цель: развитие умения понимать чужие эмоции; сопереживать другим, общаясь.

Задачи игры направлены на определение и дальнейшее развитие возможности ребёнка словами выразить увиденные чувства.

Рассказывая о увиденных эмоциях, ребёнок:

  1. развивает способности видеть и понимать чувства других людей;

  2. определяет свои личные черты, свойства характера и эмоциональное состояние других людей;

  3. тренирует умение владеть собственными эмоциями;

  4. учится сопереживать общаясь, иными словами, прийти на помощь в необходимый момент.

11: Игра «Небоскрёб» (см. приложение Н), [9].

Направление работы: интеллектуальная деятельность и изучение социального окружения детей.

Цель: развить у учащихся умение договариваться, согласовывать свои действия с партнерами по игре, работать сообща в одной команде.

Задачи:

  1. способствовать формированию умений общения в коллективе;

  2. способствовать развитию принятий совместных решений, необходимых для успешного результата.

№ 12: Мероприятие на тему: «Вместе по сказочным дорожкам» Направление работы: нравственно-эстетическое воспитание.

Цель: воспитание: художественно-эстетического
вкуса, ценностей и чувств; культуры общения с собеседником.

Задачи:

  1. развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания;

  2. способствовать осознанию значимости чтения для личного развития;

  3. способствовать формированию представлений об окружающем мире и понятий о добре, зле, дружбе;

  4. развивать умения сотрудничества как со взрослыми, так и со сверстниками;

  5. развивать умения осмысливать поступки героев;

  6. формировать умения проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, слушать его и поддерживать разговор;

  7. развивать умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

  8. формировать навыки владения логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения и рассуждения;

  9. формировать навыки и умения работы в команде, решая поставленную задачу.

№ 13: Мероприятие на тему: «Русские обряды и традиции» Направление работы: нравственно-эстетическое воспитание.

Цель: воспитание творческой и гармонично-развитой личности. Задачи:

  1. формирование основополагающих морально-нравственных идеалов, ценностей и норм, обеспечивающие осознанный нравственный выбор;

  2. формировать и развивать интерес к истокам национальной культуры;

  3. развивать коммуникабельность, артистичность и быстроту реакции с помощью сказочной экспромт-постановки;

  4. воспитывать чувства патриотизма.

№ 14: Беседа-соревнование «Учимся выигрывать, учимся проигрывать» Направление работы: нравственно-эстетическое воспитание.

Цель: научить воспитанников уважительному