Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ и обобщение результатов исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)
Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»
Инструкция по выполнению задания «Комплемент»
Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»
Инструкция к выполнению задания «Через стекло»
Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»
Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»
необходимости:
Таким образом, правильно организованная внеурочная деятельность в младшем школьном возрасте имеет большое образовательное и воспитательное значение. Учитывая требования Государственного образовательного стандарта, для формирования коммуникативной компетенции, могут быть использованы разнообразные формы работы:
В качестве ключевых форм работы, выступают:
Выбор формы работы зависит от: 1) поставленных целей; 2) задач; 3) возрастных особенностей детей; 4) потребностей детей и учителя; 5) доступности выбранной формы.
Отметим, что возможности внеурочной деятельности оказывают особое влияние на формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы, так как личность младшего школьника развивается в общении, творчестве и неформальной обстановке, вместе с тем, она развивает коммуникативные умения младших школьников, их мыслительные способности и дарования, склонности детей, расширяет их кругозор и воспитывает в них высокие нравственные качества.
Но несмотря на усилившееся внимание со стороны педагогов к теме коммуникативности, её практический уровень не раскрыт надлежащим образом.
В настоящий период, образование находится в стадии динамического обновления, направленного на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности учащихся и связанного с проектной деятельностью в начальной школе.
По словам С. Т. Шацкого: «Личностный опыт ребёнка осуществляется через его практику. В результате, будет развиваться критическое мышление, самостоятельность, ответственность, креативные способности, а самое главное, внутренняя культура.» [39].
И. В. Дубровина считает, что именно младший школьный возраст благоприятен для общего развития и укрепления не только способностей, но и психологического здоровья. Ответственность за это лежит на родителях, воспитателях, учителях, которые, в свою очередь, должны очень грамотно организовать жизнь, деятельность и общение ребёнка, считаясь с его возрастными
и индивидуальными особенностями [7].
Следовательно, овладев методом проектной деятельности учащиеся младшей школы в полной мере смогут активизировать своё любопытство и любознательность, научиться взаимопониманию и самопознанию, доказывать и обосновывать собственное мнение, приблизиться к пониманию оценивания и выбора, а также коммуникативным умениям, которые направлены на сотрудничество. Формируются такие умения в процессе групповой проектной деятельности.
Итак, формирование коллективной проектной деятельности имеет реальные возможности относительно коммуникативной культуры младшего школьника, так как именно в начальной школе происходит становление совместной деятельности, интеллектуальной и личностной культуры обучающихся. Развитие познавательных интересов, нравственных установок вводит детей современный мир знаний.
В ходе формирования коммуникативной культуры школьника выделяются такие основные принципы, как:
Поэтому современные школы переходят на личностно-ориентированные технологии, в которых ребёнок находится в условиях комфорта, бесконфликтности
и безопасности для развития своего потенциала. А для педагога, это личность, стремящаяся максимально проявить свои возможности, это личность, которая открыта для восприятия нового опыта.
Общество всегда нуждается в грамотном, логически мыслящем человеке, который способен не только формулировать и объективно воспринимать информацию, но и аргументированно доказывать свою точку зрения. К сожалению, сегодня, не вся молодёжь умеет владеть даже базовыми навыками общения. Их разговор в основном строится на языке сленга.
Поэтому, учитель, говоря о коммуникативности каждого учащегося в начальной школе, должен формировать, развивать их умственную и речевую способность методом компетентностного подхода, ориентированного на успешную реализацию коммуникативной деятельности школьников.
Воспитательно-образовательный процесс в школьных учебных учреждениях организован по двум направлениям: классно-урочная (учебная) деятельность и внеурочная.
Учебная деятельность формируется в ходе обучения, начиная с начальной школы и заканчивая выпуском из старшей. Её основная задача – обучить ребёнка учиться. Это совместная деятельность педагога и ученика.
А вот, понятие, которое объединяет в себе все виды школьной деятельности, кроме учебной и направлено на решение воспитательных задач и задач, связанных с социализацией учащихся называют внеурочной деятельностью[27].
Внеурочная деятельность – важная часть образовательного процесса, обладающая взаимосвязанными между собой возможностями учебного, развивающего, воспитательного воздействия [6].
Согласно Государственному образовательному стандарту начального общего образования (ГОС НОО) Донецкой Народной
-
проводятся индивидуальные консультации, наряду с традиционными беседами и рассказами; -
применяются упражнения, ролевые игры на выработку умений: вербальной и невербальной коммуникации, активного слушания, проявления эмпатии, которые оказывают значительную помощь в закреплении знаний о правилах общения и способов их проявления [2].
Таким образом, правильно организованная внеурочная деятельность в младшем школьном возрасте имеет большое образовательное и воспитательное значение. Учитывая требования Государственного образовательного стандарта, для формирования коммуникативной компетенции, могут быть использованы разнообразные формы работы:
-
пассивные (демонстрация, чтение, опрос); -
активные (презентации, кейс-методы, проблемная лекция, игры, баскет- метод и др.); -
интерактивные (мозговой штурм, кластеры, круглый стол (дискуссия, дебаты); -
деловые игры (ролевые, имитационные, луночные); -
интерактивный урок (с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ, аквариум, метод проектов и др.).
В качестве ключевых форм работы, выступают:
-
индивидуальные (подготовка сообщений или докладов, разучивание стихов, песен, оформление стенгазет, альбомов, стендов и т.п.); -
групповые (кружки: кружок разговорной речи, кружок любителей кино; хоровой и драматический кружки, клубы.); -
массовые (театрализация; кинолекторий; вечера и утренники, приуроченные к знаменательным датам, событиям культурной, социальной жизни и истории к имени выдающегося человека; конкурсы на лучшего чтеца, рассказчика, собеседника; олимпиады; КВН; викторины; пресс-конференции и т.д.) [20].
Выбор формы работы зависит от: 1) поставленных целей; 2) задач; 3) возрастных особенностей детей; 4) потребностей детей и учителя; 5) доступности выбранной формы.
Отметим, что возможности внеурочной деятельности оказывают особое влияние на формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы, так как личность младшего школьника развивается в общении, творчестве и неформальной обстановке, вместе с тем, она развивает коммуникативные умения младших школьников, их мыслительные способности и дарования, склонности детей, расширяет их кругозор и воспитывает в них высокие нравственные качества.
Но несмотря на усилившееся внимание со стороны педагогов к теме коммуникативности, её практический уровень не раскрыт надлежащим образом.
В настоящий период, образование находится в стадии динамического обновления, направленного на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности учащихся и связанного с проектной деятельностью в начальной школе.
По словам С. Т. Шацкого: «Личностный опыт ребёнка осуществляется через его практику. В результате, будет развиваться критическое мышление, самостоятельность, ответственность, креативные способности, а самое главное, внутренняя культура.» [39].
И. В. Дубровина считает, что именно младший школьный возраст благоприятен для общего развития и укрепления не только способностей, но и психологического здоровья. Ответственность за это лежит на родителях, воспитателях, учителях, которые, в свою очередь, должны очень грамотно организовать жизнь, деятельность и общение ребёнка, считаясь с его возрастными
и индивидуальными особенностями [7].
Следовательно, овладев методом проектной деятельности учащиеся младшей школы в полной мере смогут активизировать своё любопытство и любознательность, научиться взаимопониманию и самопознанию, доказывать и обосновывать собственное мнение, приблизиться к пониманию оценивания и выбора, а также коммуникативным умениям, которые направлены на сотрудничество. Формируются такие умения в процессе групповой проектной деятельности.
Итак, формирование коллективной проектной деятельности имеет реальные возможности относительно коммуникативной культуры младшего школьника, так как именно в начальной школе происходит становление совместной деятельности, интеллектуальной и личностной культуры обучающихся. Развитие познавательных интересов, нравственных установок вводит детей современный мир знаний.
В ходе формирования коммуникативной культуры школьника выделяются такие основные принципы, как:
-
коммуникативный (отбор сведений о языке и речи, необходимые для овладения речевой деятельностью); -
семиотический (русский язык как знаковая система культуры); -
системно-функциональный (предназначенность языковых средств для решения речевых задач); -
этико-эстетический (изобразительные средства языка, осознанные детьми при формировании коммуникативной культуры) [41].
Поэтому современные школы переходят на личностно-ориентированные технологии, в которых ребёнок находится в условиях комфорта, бесконфликтности
и безопасности для развития своего потенциала. А для педагога, это личность, стремящаяся максимально проявить свои возможности, это личность, которая открыта для восприятия нового опыта.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
Игра как метод формирования коммуникативной компетенции у учащихся младшей школы во внеурочной деятельности
Общество всегда нуждается в грамотном, логически мыслящем человеке, который способен не только формулировать и объективно воспринимать информацию, но и аргументированно доказывать свою точку зрения. К сожалению, сегодня, не вся молодёжь умеет владеть даже базовыми навыками общения. Их разговор в основном строится на языке сленга.
Поэтому, учитель, говоря о коммуникативности каждого учащегося в начальной школе, должен формировать, развивать их умственную и речевую способность методом компетентностного подхода, ориентированного на успешную реализацию коммуникативной деятельности школьников.
Воспитательно-образовательный процесс в школьных учебных учреждениях организован по двум направлениям: классно-урочная (учебная) деятельность и внеурочная.
Учебная деятельность формируется в ходе обучения, начиная с начальной школы и заканчивая выпуском из старшей. Её основная задача – обучить ребёнка учиться. Это совместная деятельность педагога и ученика.
А вот, понятие, которое объединяет в себе все виды школьной деятельности, кроме учебной и направлено на решение воспитательных задач и задач, связанных с социализацией учащихся называют внеурочной деятельностью[27].
Внеурочная деятельность – важная часть образовательного процесса, обладающая взаимосвязанными между собой возможностями учебного, развивающего, воспитательного воздействия [6].
Согласно Государственному образовательному стандарту начального общего образования (ГОС НОО) Донецкой Народной