Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

младшей школы

Сущность, содержание и компоненты коммуникативно компетентности в деятельности педагога начальной школы

Игра как метод формирования коммуникативной компетенции у учащихся младшей школы во внеурочной деятельности

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

младших школьников

Реализация комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативности у учащихся младшей школы

Анализ и обобщение результатов исследования

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)

Тест

Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»

Инструкция по выполнению задания «Комплемент»

Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»

Инструкция к выполнению задания «Через стекло»

Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»

Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»

Инструкция к игре «Ситуации»

Инструкция к игре «Рассказы по фотографиям»

Инструкция к игре «Небоскрёб»

необходимости:

  1. проводятся индивидуальные консультации, наряду с традиционными беседами и рассказами;

  2. применяются упражнения, ролевые игры на выработку умений: вербальной и невербальной коммуникации, активного слушания, проявления эмпатии, которые оказывают значительную помощь в закреплении знаний о правилах общения и способов их проявления [2].

Таким образом, правильно организованная внеурочная деятельность в младшем школьном возрасте имеет большое образовательное и воспитательное значение. Учитывая требования Государственного образовательного стандарта, для формирования коммуникативной компетенции, могут быть использованы разнообразные формы работы:

  1. пассивные (демонстрация, чтение, опрос);

  2. активные (презентации, кейс-методы, проблемная лекция, игры, баскет- метод и др.);

  3. интерактивные (мозговой штурм, кластеры, круглый стол (дискуссия, дебаты);

  4. деловые игры (ролевые, имитационные, луночные);

  5. интерактивный урок применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ, аквариум, метод проектов и др.).

В качестве ключевых форм работы, выступают:

  1. индивидуальные (подготовка сообщений или докладов, разучивание стихов, песен, оформление стенгазет, альбомов, стендов и т.п.);

  2. групповые (кружки: кружок разговорной речи, кружок любителей кино; хоровой и драматический кружки, клубы.);

  3. массовые (театрализация; кинолекторий; вечера и утренники, приуроченные к знаменательным датам, событиям культурной, социальной жизни и истории к имени выдающегося человека; конкурсы на лучшего чтеца, рассказчика, собеседника; олимпиады; КВН; викторины; пресс-конференции и т.д.) [20].


Выбор формы работы зависит от: 1) поставленных целей; 2) задач; 3) возрастных особенностей детей; 4) потребностей детей и учителя; 5) доступности выбранной формы.

Отметим, что возможности внеурочной деятельности оказывают особое влияние на формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы, так как личность младшего школьника развивается в общении, творчестве и неформальной обстановке, вместе с тем, она развивает коммуникативные умения младших школьников, их мыслительные способности и дарования, склонности детей, расширяет их кругозор и воспитывает в них высокие нравственные качества.

Но несмотря на усилившееся внимание со стороны педагогов к теме коммуникативности, её практический уровень не раскрыт надлежащим образом.

В настоящий период, образование находится в стадии динамического обновления, направленного на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности учащихся и связанного с проектной деятельностью в начальной школе.

По словам С. Т. Шацкого: «Личностный опыт ребёнка осуществляется через его практику. В результате, будет развиваться критическое мышление, самостоятельность, ответственность, креативные способности, а самое главное, внутренняя культура.» [39].

И. В. Дубровина считает, что именно младший школьный возраст благоприятен для общего развития и укрепления не только способностей, но и психологического здоровья. Ответственность за это лежит на родителях, воспитателях, учителях, которые, в свою очередь, должны очень грамотно организовать жизнь, деятельность и общение ребёнка, считаясь с его возрастными

и индивидуальными особенностями [7].

Следовательно, овладев методом проектной деятельности учащиеся младшей школы в полной мере смогут активизировать своё любопытство и любознательность, научиться взаимопониманию и самопознанию, доказывать и обосновывать собственное мнение, приблизиться к пониманию оценивания и выбора, а также коммуникативным умениям, которые направлены на сотрудничество. Формируются такие умения в процессе групповой проектной деятельности.

Итак, формирование коллективной проектной деятельности имеет реальные возможности относительно коммуникативной культуры младшего школьника, так как именно в начальной школе происходит становление совместной деятельности, интеллектуальной и личностной культуры обучающихся. Развитие познавательных интересов, нравственных установок вводит детей современный мир знаний.

В ходе формирования коммуникативной культуры школьника выделяются такие основные принципы, как:

  1. коммуникативный (отбор сведений о языке и речи, необходимые для овладения речевой деятельностью);

  2. семиотический (русский язык как знаковая система культуры);

  3. системно-функциональный (предназначенность языковых средств для решения речевых задач);

  4. этико-эстетический (изобразительные средства языка, осознанные детьми при формировании коммуникативной культуры) [41].

Поэтому современные школы переходят на личностно-ориентированные технологии, в которых ребёнок находится в условиях комфорта, бесконфликтности
и безопасности для развития своего потенциала. А для педагога, это личность, стремящаяся максимально проявить свои возможности, это личность, которая открыта для восприятия нового опыта.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Игра как метод формирования коммуникативной компетенции у учащихся младшей школы во внеурочной деятельности



Общество всегда нуждается в грамотном, логически мыслящем человеке, который способен не только формулировать и объективно воспринимать информацию, но и аргументированно доказывать свою точку зрения. К сожалению, сегодня, не вся молодёжь умеет владеть даже базовыми навыками общения. Их разговор в основном строится на языке сленга.

Поэтому, учитель, говоря о коммуникативности каждого учащегося в начальной школе, должен формировать, развивать их умственную и речевую способность методом компетентностного подхода, ориентированного на успешную реализацию коммуникативной деятельности школьников.

Воспитательно-образовательный процесс в школьных учебных учреждениях организован по двум направлениям: классно-урочная (учебная) деятельность и внеурочная.

Учебная деятельность формируется в ходе обучения, начиная с начальной школы и заканчивая выпуском из старшей. Её основная задача – обучить ребёнка учиться. Это совместная деятельность педагога и ученика.

А вот, понятие, которое объединяет в себе все виды школьной деятельности, кроме учебной и направлено на решение воспитательных задач и задач, связанных с социализацией учащихся называют внеурочной деятельностью[27].

Внеурочная деятельность важная часть образовательного процесса, обладающая взаимосвязанными между собой возможностями учебного, развивающего, воспитательного воздействия [6].

Согласно Государственному образовательному стандарту начального общего образования (ГОС НОО) Донецкой Народной