Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансовый менеджмент Направление подготовки 080200 Экономика Профиль подготовки Менеджмент организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 531

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод курса

Цель и задачи финансового менеджмента

Вопросы к главе 1

Гипотеза эффективности рынков и компромисс риска и доходности

Вопросы к главе 2

Модель оценки доходности финансовых активов САРМ

Теория ценообразования опционов

Информационное обеспечение ФМ

Внутренние и внешние пользователи финансовой отчетности

Вопросы и задачи к главе 4

Показатели доходности предприятия

Прибыльность и скорость оборота

Рентабельность собственных средств

Ответы и решения

Риск-менеджмент

Предпринимательский (операционный) леверидж

Порог рентабельности и запас финансовой прочности

Финансовый леверидж

Риск владельца обыкновенных акций

Вопросы к главе 6

Управление оборотным капиталом

Оборачиваемость оборотного капитала и его элементов

Управление дебиторской задолженностью

Управление кредиторской задолженностью

Управление денежными средствами и их эквивалентами

Вопросы и задания к главе 7

Управление источниками долгосрочного финансирования

Структура капитала

Цена капитала

Средневзвешенная и предельная цена капитала

Эффект финансового рычага

Темп устойчивого роста

Управление инвестициями

Методы оценки риска инвестиционных проектов

Инвестиционная политика и формирование бюджета капиталовложений

Финансовые инструменты

Методы оценки финансовых активов

Портфельные инвестиции

Вопросы к главе 10

Финансовое планирование и прогнозирование

Бюджетирование

Финансовый менеджмент в условиях инфляции

Антикризисное управление

Банкротство и реструктуризация

Литература

Международные аспекты финансового менеджмента

Вопросы к главе 12

Литература

Основы финансового моделирования



Пмарж = В-Пер.затраты

НРЭИ = Пмарж – Пост.затраты
ОР =14% / 10% =1,4;

ОР = Пмарж / НРЭИ = 70 / 30 =2,33;

где р – доля переменных затрат в выручке;

В – выручка от реализации продукции;

Пмарж – прибыль маржинальная;

ОР – сила воздействия операционного рычага.
Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение операционной прибыли. Темп изменения прибыли в каждом конкретном случае будет зависеть от следующих параметров:

соотношения затрат и выручки от реализации (рентабельности либо величины, обратной рентабельности, – в зависимости от способа расчета);

структуры совокупных затрат предприятия.

Операционный рычаг действует тем сильнее, чем больше доля постоянных затрат в выручке.

В теории операционного анализа сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данным предприятием: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.


    1. 1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   50

Порог рентабельности и запас финансовой прочности




Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие посто­янных затрат, и прибыль равна нулю. Для анализа постоянных и переменных затрат, их вклада в общие затраты, влияния на выручку и прибыль используют модель равновесного анализа (CVP-анализ, cost – volume – profit). Она основана на определении точки безубыточности, то есть такого объема выпуска продукции, когда фирма уже не имеет убытков, но еще не получает прибыли.

Уравнение, которое легло в основу равновесного анализа, выглядит следующим образом:

F + v*Q = P*Q , где

F – постоянные затраты,

v– переменные затраты на единицу продукции,

Q – количество изделий,

P- цена одного изделия.

Графический анализ равновесной модели F + v*Q = P*Q представлен на рисунке 7.



Нижний левый треугольник соответствует зоне убытков предприятия до достижения порога рентабельности, верхний правый треугольник – зоне прибылей.

Каждая следующая единица товара, проданная, начиная с точки безубыточности, будет приносить прибыль. Отметим в этой связи три полезных для финансиста момента.

Первый. Определив, какому количеству производимых товаров соответствует, при заданных ценах реализации, порог рентабельности, вы получите пороговое (критическое) значение объема производства. Ниже этого количества предприятию производить невыгодно. Минимальный безубыточный объем производства (продаж) в штуках равен выручке в точке нулевой прибыли, деленной на цену товара. Другой простой способ определения порога рентабельности в штуках – разделить общую сумму постоянных затрат на разницу между ценой и переменными затратами на единицу продукции. Эту разницу называют также удельной маржинальной прибылью или величиной покрытия. Последнее название особенно выразительно, поскольку назначение маржинальной прибыли от продажи всех изделий – покрыть общую сумму постоянных затрат. На этом представлении основан еще один графический способ определения точки безубыточности как точки пересечения линии постоянных затрат и линии маржинальной прибыли (рис. 8)



Например, если постоянные затраты, необходимые для функционирования предприятия, составляют 40 000 руб., цена изделия – 100 руб., а переменные затраты на изготовление единицы товара = 60 руб., то нужно изготовить 1000 таких изделий, прежде чем полностью окупятся постоянные затраты и будет достигнута безубыточность всего дела. Лишь начиная с 10001-го изделия, предприниматель начнет получать прибыль.



40000.руб./(100 руб. – 60 руб.) = 1000 шт.

Действительно, на продаже 1 изделия предприятие зарабатывает сверх переменных затрат 40 руб, чтобы отработать 40000 руб. постоянных затрат, нужно продать 1000 шт. изделий.

Второй. Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу товара. Естественно, наращивается и масса прибыли. Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить количество товара, проданного сверх порогового объема производства, на удельную величину валовой маржи в каждой единице товара:

Третий. Сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мере роста выручки от реализации и прибыли, так как удельный вес постоянных затрат в общей их сумме уменьшается вплоть до очередного "скачка" постоянных затрат).

Интересная ситуация складывается при безубыточном объеме продаж. Если прибыль изменяется от 0 до какого либо значения, то процентное изменение прибыли равно бесконечности. Поэтому, при безубыточном объеме продаж значение показателя операционного рычага равно бесконечности.

По мере приближения объема деятельности к безубыточному (к порогу рентабельности) операционный рычаг круто возрастает, при удалении от порога рентабельности – снижается.

Деление затрат на постоянные и переменные удобно для анализа, но несет в себе некоторую условность, так как при значительном изменении объема выпуска продукции произойдет скачкообразное изменение уровня постоянных затрат. Поэтому о постоянстве затрат можно говорить только в краткосрочном периоде, когда действует допущение о неизменности некоторых факторов производства.

Предполагается, например, неизменность основных фондов, а значит стабильность амортизационных затрат, неизменность численности управленческого персонала – а значит стабильность расходов на оплату их труда и т.д.


Выводы CVP-анализа верны лишь в относительно небольшой окрестности точки безубыточности, при неизменных ценах, структуре выпуска и структуре затрат.

Разница между достигнутой фактической вы­ручкой от реализации и порогом рентабельности и составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств: Запас финансовой прочности (другое, более выразительное название – «кромка безопасности») может быть выражен в рублях или в штуках. Он показывает, на сколько предприятие может снизить объем своей деятельности без угрозы получения убытков. Более полезным и допускающим сравнения между предприятиями является запас финансовой прочности, рассчитанный в процентах от фактической выручки.

Проблема оптимального размера запаса финансовой прочности (ЗФП) связана с величиной предпринимательского рычага. Если ЗФП слишком маленький, предприятие даже при небольшом изменении выручки может оказаться в убытках. С другой стороны, поддерживать слишком больше значение этого показателя тоже нецелесообразно, потому что по мере удаления от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага уменьшается, и прибыль при наращивании выручки растет все медленнее. Это связано с тем, что постоянные затраты способны сочетаться с переменными в некоторой пропорции, зависящей от отраслевых особенностей и не очень строгой, но существующей вполне определенно. Когда на один и тот же размер постоянных затрат (а это связано с наличием оборудования, площадей, административного персонала) возлагается задача обслуживания все возрастающих объемов переменных затрат (сдельно оплачиваемых работников, увеличения товарооборота), это приводит к снижению эффективности использования переменных затрат. Представьте себе переполненный склад, мастера, за которым закреплены не 5-10, а 50 рабочих, цех или офис, в котором вместо 9 на одно рабочее место приходится 1-2 м2 и т.д. Снижается контроль, нарушается технология, ухудшаются условия труда и хранения материалов и товаров, в результате переменные затраты на единицу изделия начинают понемногу расти. Как только предел сочетания
постоянных и переменных затрат достигнут, предприятию необходим скачок постоянных затрат – открыть еще один склад, нанять еще одного мастера и т.д. Однако размеры увеличения постоянных затрат нужно рассчитать так, чтобы не оказаться за порогом рентабельности.
    1. 1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   50