Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансовый менеджмент Направление подготовки 080200 Экономика Профиль подготовки Менеджмент организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 523

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод курса

Цель и задачи финансового менеджмента

Вопросы к главе 1

Гипотеза эффективности рынков и компромисс риска и доходности

Вопросы к главе 2

Модель оценки доходности финансовых активов САРМ

Теория ценообразования опционов

Информационное обеспечение ФМ

Внутренние и внешние пользователи финансовой отчетности

Вопросы и задачи к главе 4

Показатели доходности предприятия

Прибыльность и скорость оборота

Рентабельность собственных средств

Ответы и решения

Риск-менеджмент

Предпринимательский (операционный) леверидж

Порог рентабельности и запас финансовой прочности

Финансовый леверидж

Риск владельца обыкновенных акций

Вопросы к главе 6

Управление оборотным капиталом

Оборачиваемость оборотного капитала и его элементов

Управление дебиторской задолженностью

Управление кредиторской задолженностью

Управление денежными средствами и их эквивалентами

Вопросы и задания к главе 7

Управление источниками долгосрочного финансирования

Структура капитала

Цена капитала

Средневзвешенная и предельная цена капитала

Эффект финансового рычага

Темп устойчивого роста

Управление инвестициями

Методы оценки риска инвестиционных проектов

Инвестиционная политика и формирование бюджета капиталовложений

Финансовые инструменты

Методы оценки финансовых активов

Портфельные инвестиции

Вопросы к главе 10

Финансовое планирование и прогнозирование

Бюджетирование

Финансовый менеджмент в условиях инфляции

Антикризисное управление

Банкротство и реструктуризация

Литература

Международные аспекты финансового менеджмента

Вопросы к главе 12

Литература

Основы финансового моделирования

имеют свои национальные стандарты, разработанные самостоятельно.

В Румынии в настоящее время отсутствуют национальные стандарты, а в Ботсване и Лесото, в которых также не ведется разработка национальных учетных стандартов, фактически используются МСБУ, хотя они и не получили официального одобрения.

Культурные различия накладывают существенный отпечаток на национальные системы бухгалтерского учета. К сожалению, степень имеющихся расхождений между национальными и международными стандартами освещена лишь отдельными странами. Так, в США, методология бухгалтерского учета которых адекватна рыночной системе, тем не менее имеется более 255 расхождений между общепринятыми учетными принципами (Generally Accepted Accounting Principles - GAAP) и МСБУ.

В Великобритании опубликованы свои собственные национальные стандарты, получившие название Положения по стандартной учетной практике (Statement on Standard Accounting Practice - SSAP), которые создавались параллельно МСБУ, посвящены решению тех же проблем, но отличаются от последних глубиной и детализацией проработки. Кроме того. Комитет по бухгалтерским стандартам (Accounting Standard Board) Великобритании выпускает Стандарты финансовой отчетности (Financial Reporting Standards - FRS). В частности, Великобритания опередила другие страны по разработке стандарта финансовой отчетности для малых предприятий (Financial Reporting for Standard for Smaller Entities - FRSSE). Форма отчета о движении денежных средств компаний Великобритании несколько отличается от формы этого документа, рекомендованного МСБУ 7. По-разному решаются многие вопросы, связанные с составлением консолидированной отчетности, объединением компаний, порядком списания "репутации фирмы", возникшей в результате таких объединений. Наличие этих и целого ряда других расхождений в методологии бухгалтерского учета не рассматривается другими странами как препятствие для инвестиций в британскую экономику. Не выдвигаются и требования о необходимости приведения британской системы учета в соответствие с международной.

США пытаются играть более активную роль в вопросах разработки международных стандартов на основе американских общепринятых учетных принципов и даже настойчиво предлагали использовать их вместо МСБУ. Это предложение не получило поддержки со стороны европейских представителей, работающих в составе Международного комитета. Тем не менее, на весну 1998 г., в связи с напряженным графиком подготовки международных стандартов и невозможностью его завершения в срок силами Комитета, планируется принятие Международного стандарта по вопросам учета финансовых инструментов на основе соответствующих американских GAAP. Проблемы несоответствия GAAP и международных учетных стандартов рассматривались даже Конгрессом США, который отметил, что принятие высококачественных, признанных международных стандартов позволило бы увеличить приток иностранных инвестиций и облегчить доступ иностранных корпораций на рынки США.


Несколько иной подход к унификации бухгалтерского учета проводится Европейским сообществом (ЕЭС), считающим, что путь использования международных стандартов - это путь гармонизации, который должен оставлять простор для развития национальных учетных систем и вместе с тем обеспечивать сопоставимость и взаимную увязку различных методологий. Страны-члены ЕЭС разработали и приняли несколько директив, посвященных вопросам отчетности и аудита, применение которых для стран-членов ЕЭС является строго обязательным. Директива 4, принятая в 1978 г., посвящена содержанию годовой финансовой отчетности компаний, в ней рассматриваются общие методологические основы составления отчетности компаниями стран-членов ЕЭС, приводятся несколько альтернативных вариантов форм отчетности, баланса, отчета о прибылях и убытках, которые могут быть выбраны по усмотрению фирм [2].

В директиве 7, принятой в 1983 г., рассматриваются вопросы составления консолидированной отчетности, которая определяет принципы составления консолидированной отчетности, ее проверки и публикации. В этой Директиве изложены требования к составлению консолидированной финансовой отчетности и консолидированному годовому отчету правления головных предприятий, которые обладают законной властью контроля над другими предприятиями - дочерними.

Директива 8 от 1984 г. охватывает вопросы аудиторской деятельности и квалификации аудиторов. Следует отметить, что многие вопросы, рассматриваемые директивами, отличались от трактовки МСБУ. В дальнейшем в соответствии с директивами в законодательства стран-членов ЕЭС были внесены необходимые изменения, позволившие свести к минимуму такие расхождения, сохранив исторический опыт и национальные особенности.

Основными чертами гармонизации в ЕЭС являются:

1. Подход к рассмотрению закона о компаниях.

2. Эквивалентность и сопоставимость (страны-участницы ЕЭС договорились о взаимном признании отчетности, составленной на основе положений Директив о бухгалтерском учете).

3. Стандарты бухгалтерского учета являются частью закона (положения Директив должны быть перенесены в закон страны).

4. Стандарты бухгалтерского учета устанавливаются не бухгалтерами (профессиональные дипломированные бухгалтеры составляют первоначальный проект, который выдвигается Комиссией на рассмотрение в Европейский комитет по экономическому и социальному развитию и в Европейский Парламент, затем проект с внесенными изменениями и дополнениями утверждается Советом Министров совместно с Европейским Парламентом).



5. Все эксперты, участвующие в процессе принятия решений, имеют возможность выступать на языке своей страны. Публикация Директив осуществляется на всех официальных языках Сообщества.


1.50.Международные организации, их вклад в МСФО




Важным шагом в выработке совместных решений по проблемам стандартизации учета и отчетности на общемировом уровне было создание Международного комитета по бухгалтерским стандартам (IASC) и Международной федерации бухгалтеров (IFAC) [1].

Международный комитет по бухгалтерским стандартам (IASC) был создан 29 июня 1973 г. на основе соглашения между профессиональными бухгалтерскими институтами 10 ведущих индустриальных стран - Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. Комитет объединяет более 100 профессиональных организаций из 70 стран. Основными задачами Комитета являются разработка и публикация Международных стандартов учета, содействие развитию и применению этих стандартов в мировом масштабе. На сегодня Комитетом разработан и, опубликован 31 Международный стандарт. В настоящее время Комитет подготовил перспективную программу по включению в Международные стандарты финансовой отчетности комплекса правил, отвечающих требованиям Международной организации комиссий по ценным бумагам. Данная программа включает 16 проектов, в рамках которых будут разработаны новые стандарты и изменены уже существующие. Работа над проектами ведется совместно с органами, регулирующими национальные стандарты финансовой отчетности в Австралии, Великобритании, Канаде и США. На данный момент отсутствует единый стандарт финансовой отчетности, который регулировал бы форму и содержание финансовых отчетов, в некоторых Международных стандартах лишь частично затронуты вопросы, касающиеся финансовой отчетности. Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS - International Accounting Standards) носят рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.

Значительную работу по разработке и внедрению международной сопоставимой системы стандартов учета и отчетности ведет ООН начиная с 1973 г. В рамках ООН были созданы Центр по транснациональным корпорациям и специальные межправительственные рабочие группы экспертов в области бухгалтерского учета. В их задачи входит: анализ проблем учета и отчетности на национальном, региональном и международном уровнях; рассмотрение и публикация выводов анализа для использования их правительственными органами и организациями, занимающимися разработкой стандартов, ассоциациями профессиональных бухгалтеров и аудиторов; сотрудничество с международными и национальными организациями в области совершенствования учетных стандартов; оказание содействия странам в, разработке ими национальных стандартов.



1.51.Россия и проблема перехода на МСФО




Итак, большинство стран мира на сегодняшний день установили конкретные сроки перехода к подготовке финансовой отчетности по стандартам МСФО в рамках 5-7 лет. В России процесс приведения отчетности российских предприятий к международным стандартам начался в середине 90-х годов, но до сих пор продолжаются жаркие споры о том как нужно осуществлять переход на МСФО, должны ли присутствовать в системе учета элементы, обусловленные национальными особенностями экономики, имеет ли вообще смысл переход на эту систему или для России она не приемлема и реформа – это всего лишь трата средств.

Государственной Программой реформирования бухгалтерского учета, утвержденной Правительством в марте 1998 г., предусмотрено в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, включающие в себя основную массу требований МСФО. Международный центр реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ) при содействии членов Правления Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) разработал рекомендации по реформе бухгалтерского учета, в которых в качестве среднесрочной задачи российской экономики (в течение трех-пяти лет) предлагается осуществить полную замену российской системы бухгалтерского учета на МСФО при составлении фи­нансовой отчетности всеми компаниями, кроме предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников.

Официальные представители МЦРСБУ и КМСФО утверждают, что, используя российские стандарты бухгалтерского учета, страна занимается растратой своих инвестиционных ресурсов, так как непрозрачная система бухгалтерского учета приводит к их неэффективному распределению. К тому же МСФО позволяют быстрее привлекать капитал по более низкой цене.

Сторонники быстрого перехода убеждены в бесполезности попыток модифицировать МСФО под российскую специфику, так как значительная часть Европы и США собираются перейти на МСФО в ближайшие 5-7 лет. Они рекомендуют не создавать новые российские стандар­ты бухгалтерского учета, поскольку Европейский Союз объявил о том, что МСФО станут обязательными к применению в ближайшие пять лет, чуть больше пяти лет потребуется для объединения американских и международных стандартов. К тому же реформа влечет за собой дополнительные затраты, так как изменение системы и обучение кадров стоит денег и требует времени. Основная проблема заключается в методе перехода к этой системе - либо сразу, либо путем создания стандартов бухгалтерского учета. Наиболее оптимальный вариант - это сразу. Если мы будем двигаться поэтапно, то создадим новую, отличающуюся от МСФО систему.


Отрицательный момент составления отчетности по МСФО заключается в трудоем­кости данного процесса. Кроме того, для выхода на американский рынок капитала (в частности на Нью-йоркскую фондовую биржу) необходимо представлять дополнительную информацию. Система МСФО не отличается полнотой, в этом плане американские стандарты GAAP гораздо предпочтительнее.

Скорейший переход на МСФО необходимо увязывать с изменением системы налогообложения. Самая серьезная проблема заключается в противоречиях между налоговым законодательством и нормативными актами по составлению финансовой отчетности. Российские стандарты бухгалтерского учета предназначены только для целей налогообложения и не выполняют своей функции по обеспечению достоверности финансовой отчетности. Большинство российских компаний составляют бухгалтерскую отчетность только в целях определения налогооблагаемой базы. Изменить систему налогового права в краткосрочной перспективе невозможно, поэтому имеет смысл, на первом этапе, разделить финансовую и налоговую отчетность предприятий. Это позволит России быстрее перейти на МСФО.

Осложняет ситуацию также неприемлемость российских стандартов бухгалтерского учета для аналитиков в связи с целым рядом серьезных недостатков (в частности, российские стандарты не позволяют учитывать изменения покупательной способности рубля). Значительное число российских компаний ведет параллельный учет по МСФО и российским стандартам не только потому, что они хотят привлечь капитал, но и потому, что такая отчетность нужна им самим.

В России необходимость приведения финансовой отчетности к международным стандартам сейчас стоит очень остро. Это вызывает бурю споров между представителями различных государственных структур и частных компаний о том, резким или постепенным должен быть переход к МСФО, в какие сроки он должен быть осуществлен, кто и как должен разрабатывать методологию учета и переходные положения.

Пока же эти проекты остаются лишь на бумаге, создан ряд методик, которые позволяют с небольшими отклонениями трансформировать отчетность российских предприятий и привести ее к МСФО. Существует алгоритм, который предусматривает составление основных финансовых документов: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Однако, существует ряд аспектов, которые необходимо учитывать при трансформации отчетности, и для того, чтобы она была достоверной – корректировать. Например, учет основных средств социальной сферы, МБП, ремонтных фондов и др.