Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 970

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ



ВНИМАНИЕ! При обнаружении любого отказа в системе пожарной защиты в базовом аэропорту вылет запрещается.

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.13.1 Дым в туалете


А. Признаки появления дыма в туалете:

  • звучит сирена на панели управления, расположенной рядом с рабочим местом бортпроводника;

  • высвечивается красный светосигнализатор в проблесковом режиме на панели управления;

  • высвечивается световой индикатор красного цвета в проблесковом режиме над входом в туалет.

Б. Действия экипажа:

  • бортпроводник при срабатывании сигнализации на панели управления и сигнализации дыма в туалетах нажимает кнопку HART OFF и докладывает командиру ВС;

  • командир ВС по докладу бортпроводника дает команду «ДЫМ В ТУАЛЕТЕ»;

  • бортпроводник убеждается, что в туалете автоматически сработал огнетушитель и, если дым не прекратился, использует ручной огнетушитель;

  • бортпроводник после ликвидации источника дыма в туалете докладывает командиру ВС и нажатием кнопки RESET приводит систему в первоначальное состояние;

  • командир ВС, по результатам принятых действий, принимает решение о продолжении полета по плану или о полете на ближайший, пригодный для посадки, аэродром;

  • бортпроводник сообщает диспетчеру УВД о дыме в туалете и о принятом плане полета.

2.13.2. Перегрев силовой установки


А. Признаки перегрева силовой установки:

При возникновении перегрева в отсеке двигателя:

  • звучит тональный сигнал «УДАР КОЛОКОЛА»;

  • высвечивается ЦСО;

  • высвечивается текст ПЕРЕГРЕВ СУ-1 (2) желтого цвета на светосигнальном табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА;

  • на ИМ № 1 в кадре ДВ/СИГН высвечивается текст желтого цвета ДВ 1(2) ПЕРЕГРЕВ, (или при сигнале из БСКД ДВ 1(2) ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ) и текст голубого цвета: - ЗАКРОЙ ОТБОР 1 (2); - ОТКЛЮЧИ СКВ 1 (2).

Дополнительно высвечивается надпись ЗАКР белого цвета кнопочного переключателя ОТБОР двигателя 1 (2) на щитке СКВ.

Б. Действия экипажа:

Бортинженер

1. Докладывает командиру ВС «ДВИГАТЕЛЬ 1 (2) ПЕРЕГРЕВ»;

 отжимает кнопочный переключатель ОТБОР с надписью ЗАКР белого цвета двигателя 1 (2) на щитке СКВ. При этом на ИМ № 1 высвечивается текст белого цвета ОТБОР 1

(2) ЗАКРЫТ;


 отключает СКВ соответствующего борта нажатием кнопочного переключателя СКВ 1 (2) на щитке СКВ. При этом высвечивается надпись ОТКЛ белого цвета этого переключателя, и на ИМ № 1 высвечивается текст белого цвета СКВ 1 (2) ОТКЛЮЧЕНА.

  1. Если текст ПЕРЕГРЕВ СУ-1 (2) на табло погас, то:

  • командир ВС принимает решение о продолжении полета по маршруту с выключенной СКВ одного борта.

  • Если текст ПЕРЕГРЕВ СУ-1 (2) на табло не погас, а на ИМ № 1 высветился текст голубого цвета УМЕНЬШИ РЕЖИМ ДВ 1 (2) ДО МГ, то:

    • 2-й пилот по команде командира ВС переводит РУД двигателя 1 (2) в положение МАЛЫЙ ГАЗ.

  • Если текст ПЕРЕГРЕВ СУ-1 (2) на табло погас после перевода РУД ДВ 1 (2) на МАЛЫЙ ГАЗ, то:

    • командир ВС принимает решение о полете по плану или на ближайший пригодный для посадки аэродром при работе двигателя 1 (2) на режиме МГ;

    • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД об отказе и принятом плане полета;

    • командир ВС, 2-й пилот выполняют полет на режимах для полета с одним неработающим двигателем.

  • Если текст ПЕРЕГРЕВ СУ-1 (2) на табло не погас после перевода РУД ДВ 1 (2) на МГ, то:

    Бортинженер:

    • по команде командира ВС выключает ДВ 1 (2);

    • если табло ПЕРЕГРЕВ СУ-1 (2) не погасло, применяет вручную первую очередь пожаротушения нажатием кнопочного переключателя с надписью ВКЛ соответствующего двигателя на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА;

    • контролирует срабатывание первой очереди пожаротушения по высвечиванию надписи ВКЛ кнопочного переключателя, разряд огнетушителей по высвечиванию текста

    ОЧЕР 1 РАЗРЯД белого цвета на табло и ликвидацию перегрева по погасанию текста ПЕРЕГРЕВ СУ-1 (2) желтого цвета на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА.

    1. Дальнейшие действия экипаж выполняет в соответствии с рекомендациями РЛЭ для полета с одним неработающим двигателем.

    ВНИМАНИЕ! Если после применения первой очереди пожаротушения высвечивается текст ПЕРЕГРЕВ СУ-1 (2) желтого цвета на табло щитка, пожарная защита не гаснет (хотя бы кратковременно), сигнализация о перегреве ложная, вторую и третью очереди пожаротушения не применять.

    2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

    2.14.1. Пожар силовой установки


    А. Признаки пожара:

    • речевое сообщение «ПРОВЕРЬ ПОЖАР»;

    • одновременное высвечивание хотя бы одного красного светосигнального табло с надписью ПОЖАР на козырьке приборной панели пилотов и текст ПОЖАР СУ-1 (2) красного цвета на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА верхнего пульта пилотов;

    • на ИМ № 2 в кадре ДВ/СИГН высвечивается текст ДВ 1 (2) ПОЖАР красного цвета;

    • высвечивание текста ДВ 1 (2) ВЫКЛЮЧИ красного цвета на табло щитка управления двигателями среднего пульта пилотов;

    • высвечивание надписи ВКЛ белого цвета кнопочного переключателя первой очереди пожаротушения ДВ 1 (2) и последующее высвечивание (через 10-15 с) надписи ОЧЕР 1 РАЗРЯД на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА. Б. Действия экипажа:

    1. Пожар на стоянке, рулении или на взлете до достижения скорости V1 (до доклада «РУБЕЖ»):

    • командир ВС по докладу бортинженера дает команду экипажу: «СТОП, ПОЖАР ДВИГАТЕЛЯ 1 (2)»;

    • командир ВС, в случае пожара на взлете до скорости V1 (до доклада «РУБЕЖ»), прекращает взлет;

    • бортинженер экстренно выключает загоревшийся двигатель;

    • бортинженер немедленно переводит переключатель ПЕРЕКРЫВНОЙ КРАН, на щитке управления двигателями в положение ЗАКР, при этом высвечивается текст КРАН ЗАКР желтого цвета на табло щитка управления двигателями и текст ТОПЛИВО ЗАКРЫТО желтого цвета на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА. Вызывает кадр СИГН на ИМ № 1, появляется текст ПК 1 (2) ЗАКРЫТ белого цвета.

    Бортинженер убеждается в автоматическом срабатывании первой очереди пожаротушения по высвечиванию белого поля кнопочного переключателя с надписью ВКЛ и последнему высвечиванию (через 10-15 с) текста ОЧЕР 1 РАЗРЯД белого цвета на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА, а также по появлению на ИМ № 1 текста ОЧЕРЕДЬ 1 РАЗРЯДИЛАСЬ белого цвета и текста НАЖМИ ОЧЕРЕДЬ 2 голубого цвета.

    Убеждается в автоматическом отключении генератора выключенного двигателя по высвечиванию желтого поля Г 1 (Г 2) кнопочного переключателя Г 1 (Г 2) на щитке ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ верхнего пульта пилотов, и отжимает переключатель Г 1 (Г 2), при этом высвечивается надпись ОТКЛ белого цвета переключателя. На ИМ № 1 высвечивается текст ГЕНЕРАТОР 1 (2) ОТКЛЮЧЕН белого цвета.

    При несрабатывании первой автоматической очереди пожаротушения бортинженер нажимает кнопочный переключатель ВКЛ соответствующего двигателя на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА для ее ручного включения.


    После высвечивания текста ОЧЕР 1 РАЗРЯД белого цвета на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА контролирует ликвидацию пожара по погасанию табло с надписью ПОЖАР красного цвета на козырьке панели пилотов приборной, текста ДВ 1 (2) ПОЖАР на ИМ № 2 и текста на ИМ № 1, а также текста ПОЖАР СУ-1 (2) красного цвета на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА.

    Если пожар первой очередью пожаротушения не ликвидирован (сигнализация о пожаре сохраняется), бортинженер открывает крышку ПК, прикрывающую кнопочные переключатели второй и третьей очередей огнетушителей соответствующего двигателя, и нажимает кнопочный переключатель ДВ 1 (2) очереди 2 на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА, при этом высвечивается надпись ВКЛ белого цвета переключателя.

    При открытии крышки ПК выдается сигнал на закрытие стоп-крана, пожарного крана и отбора воздуха от соответствующего двигателя.

    После высвечивания текста ОЧЕР 2 РАЗРЯД белого цвета на табло щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА бортинженер контролирует ликвидацию пожара.

    Если пожар двумя очередями пожаротушения не ликвидирован (сохраняется сигнализация о пожаре), бортинженер нажимает кнопочный переключатель ДВ 1 (2) ОЧЕРЕДЬ 3, при этом высвечивается надпись ВКЛ белого цвета переключателя.

    После разряда огнетушителей третьей очереди на ИМ № 1 высвечивается текст белого цвета ОЧЕРЕДЬ 3 РАЗРЯДИЛАСЬ и текст голубого цвета ПРИМИ РЕШЕНИЕ О ПОСАДКЕ, а также высвечивается текст ОЧЕР 3 РАЗРЯД белого цвета на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Включение второй и третьей очередей пожаротушения производить с интервалом 20-30 с после включения предыдущей очереди или после появления на ИМ № 1 теста «НАЖМИ ОЧЕРЕДЬ 2 (3)» голубого цвета;

    • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о пожаре силовой установки;

    • командир ВС по возможности освобождает ВПП;

    • бортинженер после остановки самолета по команде командира ВС выключает работающий двигатель.

    Выключает:

    • СКВ нажатием на кнопочный переключатель отбора воздуха от ВСУ на щитке

    СКВ (надпись ОТКР зеленого цвета гаснет);

    • ВСУ нажатием кнопки СТОП на щитке ВСУ ВОЗД панели взлетно-посадочных операций ВСУ или нажатием кнопки СТОП на пульте ПП-73 и переводом переключателя ГЛАВН ВЫКЛ на том же пульте панели наземной подготовки в нижнее положение (при этом кнопка СТОП гаснет).

    Бортинженер включает аварийное освещение самолета выключателем АВАР ОСВЕЩ на щитке ОСВЕЩЕНИЕ верхнего пульта пилотов, открыв колпачок и установив рукоятку переключателя в положение РУЧН.


    Если пожар ликвидирован,2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о ликвидации пожара.

    Если пожар не ликвидирован:

    • бортинженер аварийно разгерметизирует кабину, установив выключатель РАЗ-

    ГЕРМ на щитке САРД под колпачком в верхнее положение;

    • 2-й пилот сообщает диспетчеру УВД о начале аварийной эвакуации пассажиров;

    • экипаж и бортпроводники по команде командира ВС проводят эвакуацию пассажиров в соответствии с Аварийным расписанием.

    2. Пожар на взлете после достижения скорости V1 (после доклада «РУБЕЖ».

    • командир ВС по докладу бортинженера дает команду экипажу «ПРОДОЛЖАЕМ ВЗЛЕТ, ПОЖАР ДВИГАТЕЛЯ 1 (2)»;

    • командир ВС выполняет продолженный взлет;

    • бортинженер экстренно выключает загоревшийся двигатель;

    • бортинженер немедленно переводит переключатель ПЕРЕКРЫВНОЙ КРАН на щитке управления двигателями в положение ЗАКР, при этом высвечивается текст КРАН ЗАКР желтого цвета на табло щитка управления двигателями и текст ТОПЛИВО ЗАКРЫТО желтого цвета на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА.

    Вызывает кадр СИГН на ИМ № 1, появляется текст ПК 1 (2) ЗАКРЫТ белого цвета;

    • бортинженер убеждается в автоматическом включении первой очереди пожаротушения по высвечиванию надписи ВКЛ белого цвета кнопочного переключателя ДВ 1 (2) очереди 1 и последующему высвечиванию (через 10-15 с) текста ОЧЕР 1 РАЗРЯД белого цвета на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА.

    Если первая очередь пожаротушения не включилась, бортинженер нажимает кнопочный переключатель ДВ 1 (2) очереди 1 на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА для ее ручного включения, при этом высвечивается надпись ВКЛ белого цвета переключателя.

    Если пожар первой очередью пожаротушения не ликвидирован (сигнализация о пожаре сохраняется), бортинженер открывает крышку ПК, прикрывающую кнопочные переключатели второй и третьей очередей огнетушителей соответствующего двигателя, и нажимает кнопочный переключатель ДВ 1 (2) очереди 2 на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА, при этом высвечивается надпись ВКЛ белого цвета.

    При открывании крышки ПК выдается сигнал на закрытие стоп-крана, пожарного крана и отбора воздуха от соответствующего двигателя.

    После разряда огнетушителей второй очереди загорится текст ОЧЕР 2 РАЗРЯД белого цвета на табло щитка ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА и на ИМ № 1 появится текст ОЧЕРЕДЬ 2 РАЗРЯДИЛАСЬ белого цвета и текст НАЖМИ ОЧЕРЕДЬ 3 голубого цвета. Бортинженер контролирует ликвидацию пожара.