Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 982

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ



При необходимости последующего контроля кнопку СИГНАЛ ОБЛЕД КОНТР нажимать не ранее, чем через 15 мин.

При нажатии иотпускании кнопки высветятся на 6…10 с: надпись ОБЛЕД на табло, надпись ПОС на табло ДВ 1, ДВ 2, текст ОБЛЕДЕНЕНИЕ на ИМ № 2, светосигнализатор СТЛ ИСПРАВН, речевой информатор РИ сообщит текст «ОБЛЕДЕНЕНИЕ».

При исправной системе сигнализации через 30…52 с после отпускания высветятся светосигнализаторы СИГН ОБЛЕД ЛЕВ ПРАВ ИСПРАВН и погаснут через 55…99 с с момента отпускания кнопки.

При неисправной системе светосигнализаторы не высветятся.

Примечание.Контроль работоспособности системы производить при включенных: ПОС воз-

духозаборников двигателей, КИСС, РИ, СТЛ-1.

3.7.3. Нормальная эксплуатация СО-121ВМ


  1. Перед запуском двигателей

2-й пилот

Выключатели СИГН ОБЛЕД 1 и 2 включить

  1. При появлении сигнала об обледенении:

  • речевое сообщение «ОБЛЕДЕНЕНИЕ»;

  • высвечивание ЦСО желтого цвета в проблесковом режиме;

  • высвечивание надписи ОБЛЕД желтого цвета на табло приборной панели пилотов;

  • высвечивание надписи ОБЛЕДЕНЕНИЕ желтого цвета на ИМ № 2 в кадре ДВ/СИГН.

Бортинженер

Включение ПОС воздухозаборников контролировать

  1. Перед оставлением самолета

2-й пилот

Выключатели СИГН ОБЛЕД 1 и 2 выключить

3.7.4. Отказы СО-121ВМ и действия экипажа


1. При обледенении (определяемом по отложению льда на стеклоочистителях и стеклах) отсутствует хотя бы один из следующих сигналов обледенения:

  • речевое сообщение «ОБЛЕДЕНЕНИЕ»;

  • высвечивание надписи ОБЛЕД желтого цвета на табло приборной панели пилотов;

  • высвечивание надписи ОБЛЕДЕНЕНИЕ желтого цвета на ИМ № 2 в кадре

ДВ/СИГН;

  • высвечивание надписи ПОС зеленого цвета на табло ДВ 1.

Если при этом не высвечивается зеленый светосигнализатор СТЛ ИСПРАВН на щитке контроля бытового оборудования и высвечивается текст ЛЕД ИЗМЕРИТЕЛЬ ОТКАЗ желтого цвета на ИМ № 2 в кадре ДВ/СИГН.

Командир ВС,

2-й пилот

Переключатель ОБОГРЕВ СТЕКЛА

в положение СИЛЬНО установить

Бортинженер

Высвечивание надписи ПОС зеленого цвета

на табло ДВ 1, ДВ 2 контролировать

Если на табло не высвечивается переключатель ПОС ДВ 1 (2)

в положение РУЧН установить

Командир ВС

Полет в условиях обледенения продолжать


Командир ВС

Выход из зоны обледенения выполнить

2-й пилот

Выключатель ИНДИКАЦИЯ на ИСО-1 выключить

2. При отсутствии обледенения (нет льда на стеклоочистителях и стеклах) появляется один из следующих сигналов:

  • речевое сообщение «ОБЛЕДЕНЕНИЕ»;

  • высвечивание надписи ОБЛЕД желтого цвета на табло приборной панели пилотов;

  • высвечивание надписи ОБЛЕДЕНЕНИЕ желтого цвета на ИМ № 2 в кадре

ДВ/СИГН;

  • высвечивание надписи ПОС зеленого цвета на табло ДВ 1 (2) верхнего щитка пилотов;

  • высвечивание надписи ПОС зеленого цвета на табло ДВ 1 (2);

  • высвечивание зеленого светосигнализатора СТЛ ИСПРАВН на щитке контроля бытового оборудования.

2-й пилот

Выключатели

СИГН ОБЛЕД 1 и 2

а) если сигнализация обледенения не снялась:



выключить

  • выключатели СИГН ОБЛЕД 1 и 2

  • попадание в условия обледенения по отложению льда



не включать

на стеклоочистителях и стеклах кабины экипажа

б) если сигнализация обледенения снялась:



контролировать

 выключатель СИГН ОБЛЕД 1



включить

Если при этом сигнализация обледенения появляется (т.е. канал 1 сигнализатора неисправен):

  • выключатель СИГН ОБЛЕД 1 выключить

  • выключатель СИГН ОБЛЕД 2 включить

в) погасание надписи ПОС на табло ДВ 1 (2) контролировать

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

3.8.1. Общие сведения


Система определения толщины льда СТЛ-1 предназначена для определения степени обледенения не защищаемых от обледенения поверхностей самолета и выдачи информации о толщине льда на светосигнальное табло в условных единицах в цифровом виде с дискретностью 3 единицы.

Система определения толщины льда СТЛ-1 включает в себя:

  1. датчик толщины льда ДТЛ-1;

  2. электронный преобразователь ПЭ-17;

  3. раму монтажную РМ-15;

  4. индикатор степени обледенения ИСО-1;

  5. органы защиты, контроля, управления и сигнализации.

Датчик ДТЛ-1 предназначен для выдачи сигнала изменяющейся частоты на преобразователь ПЭ-17 о наличии льда условной толщины при нарастании его на чувствительном элементе-вибраторе.

Датчик расположен на внешней поверхности фюзеляжа по левому борту, в районе шп. № 6 (рис. 3.16).

Электронный преобразователь ПЭ-17 предназначен для приема сигнала на включение СТЛ-1, возбуждения колебаний вибратора датчика ДТЛ-1 на его резонансной частоте, формирования и выдачи выходных сигналов в ИСО-1, включения обогрева датчика ДТЛ-1, автоматического контроля функционирования СТЛ-1.

Электронный преобразователь смонтирован на раме РМ-15, которая установлена в техотсеке № 2 на левом борту, в районе шп. № 6.

На передней панели преобразователя расположены переключатель толщины льда, держатель предохранителя и розетка из комплекта датчика ДТЛ-1.

Индикатор степени обледенения ИСО-1 предназначен для выдачи информации о толщине льда на светосигнальное табло в условных единицах в цифровом виде.

Примечание. Одна условная единица толщины льда соответствует 1 мм льда, образующегося на лобовой поверхности цилиндра диаметром 20 мм.

На передней панели индикатора находятся: светосигнальное табло, состоящее из трех светодиодных индикаторов, кнопки КОНТРОЛЬ (TEST), и УСТ. «0» («0» SET)*, выключатель ИНДИКАЦИЯ (IND)*, предназначенный для включения и отключения индикации.

На задней панели цилиндрического кожуха индикатора расположена вилка электрического соединителя для стыковки с другими блоками СТЛ-1.

Индикатор расположен на правом верхнем щитке приборной панели пилотов в районе шп. № 1а-2а.

Размещение органов управления и сигнализации СТЛ-1 показано на рис. 3.17.


Питание СТЛ-1 осуществляется от сети постоянного тока напряжением 27 В и от сети переменного тока напряжением 115/200 В, частотой 400 Гц.

Автоматы защиты даны в табл. 3.7.

Таблица 3.7

Назначение

Обозначение

Расположение

Назначение (трафарет)

АЗК1М-5

03085-F1

УЗ 27 В 024.56.07-113 шп. № 9-10

АВТОМАТ СТЛ-1

АЗК1М-5

03085-F2

УЗ 200/115 В 024.56.15-113 шп. № 10-11

ПИТАНИЕ СТЛ-1

3.8.2. Работа СТЛ-1


Включение и выключение системы определения толщины льда производится автоматически по сигналу от системы сигнализации обледенения СО-121ВМ, при этом должен быть включен выключатель ИНДИКАЦИЯ (IND)* на индикаторе степени обледенения ИСО-1 (11).

При включении СТЛ-1 (рис. 3.18) напряжение питания поступает на электронный блок

ПЭ-17 через контакты электросоединителя монтажной рамы РМ-15 (12), а на индикатор ИСО-1 (11) через контакты его собственного электросоединителя. При этом происходит автоматический контроль основных параметров преобразователя ПЭ-17 и датчика ДТЛ-1 (1) в течение 25 с, после чего все составные части системы СТЛ-1 готовы к работе.

Далее вибратор датчика с помощью преобразователя ПЭ-17 возбуждается и начинает совершать колебания на своей резонансной частоте.

В полете в условиях обледенения при оседании на вибраторе датчика массы льда, соответствующей трем условным единицам толщины льда, резонансная частота колебаний вибратора уменьшается до величины, при которой ПЭ-17 формирует команду на включение обогрева датчика ДТЛ-1 для сброса льда и сигнал в индикатор ИСО-1 для выдачи информации о толщине льда.

После сброса льда с датчика ДТЛ-1 частота колебаний вибратора восстанавливается, обогрев выключается, и снимаются выходные команды. При этом цифровая информация запоминается. В случае повторного нарастания льда на вибраторе процесс повторяется, а цифровая информация счетчика индикатора ИСО-1 увеличивается на три условные единицы с приходом каждого сигнала.

Светодиод (3) под надписью СТЛ ИСПРАВН высвечивается при работе СТЛ-1 в течение всего периода обледенения (выдачи сигнала с СО-121-ВМ).


При неисправности СТЛ-1 на экране КИСС высвечивается текст ЛЕД ИЗМЕРИТЕЛЬ ОТКАЗ желтого цвета, сопровождаемый тональным сигналом и ЦСО, с подсказкой по вызову ВЫЙДИ ИЗ ЗОНЫ ОБЛЕДЕНЕНИЯ голубого цвета.

На земле предусмотрена проверка исправности СТЛ-1, которая производится выключателем контроля исправности СТЛ-1 (10) и кнопкой КОНТРОЛЬ (TEST)* (расположенной на передней панели ИСО-1 (11)). При включении выключателя СТЛ КОНТР (10) высвечивается светодиод (3) под надписью СТЛ ИСПРАВН.

3.8.3. Нормальная эксплуатация СТЛ-1


  1. Перед запуском двигателей

2-й пилот

Выключатель ИНДИКАЦИЯ на ИСО-1 включить

Кнопку УСТ «0» на ИСО-1 нажать

При этом на световом табло ИСО-1 цифры высветятся «000»

Выключатель ИНДИКАЦИЯ на ИСО-1 выключить

  1. На предварительном старте – в условиях возможного обледенения (температура наружного воздуха +5 С и ниже и наличие тумана, дождя, снегопада, мороси).

2-й пилот

Выключатель ИНДИКАЦИЯ на ИСО-1 включить

При этом на световом табло ИСО-1 цифры высветятся «000»

  1. Взлет, набор высоты, горизонтальный полет, снижение, режим ожидания, заход на посадку, посадка

  • в зоне обледенения

  • после выхода из зоны обледенения. 2-й пилот

Выключатель ИНДИКАЦИЯ на ИСО-1

При этом на светосигнальном табло

включить

ИСО-1 текущее значение толщины льда

высвечивается

Текущее значение толщины льда

Бортинженер

Работу системы сигнализации толщины льда по высвечиванию зеленого светосигнализатора СТЛ ИСПРАВН на щитке контроля

контролировать

бытового оборудования

Командир ВС

При достижении толщины льда по индикатору

ИСО – 130 мм (или 21 мм за время менее 10 мин) выход из зоны

контролировать

обледенения

выполнить



2-й пилот

Выключатель ИНДИКАЦИЯ на ИСО-1 выключить

При этом на световом табло ИСО-1 индикация выключается

ВНИМАНИЕ! Во избежание потери информации о толщине образовавшегося льда, нажатие кнопки УСТ «0» на передней панели индикатора ИСО-1 в полете не производить.

3.8.4. Отказы СТЛ-1 и действия экипажа