Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 976

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ



Автоматы защиты установлены в УЗ 27 В 024.56.03-213, в УЗ 200/115 В 024.56.23-116, 024.56.24-116.

Предохранитель установлен в УЗ 27 В 024.56.08-113.

Коммутационные реле установлены в БК 024.57.07-116, 024.57.08-116, в щитке СВСО 031.14.21-212.

Контакторы установлены в УР 200/115 В 024.56.22-116, в БК 024.57.08-116.

Шесть светодиодов «БАНО КРЫЛО, ХВОСТ ИСПРАВН.» установлены в щитке контроля СВСО 031.14.21-212. Там же кнопка контроля исправности БАНО.

4.2.4. Проверка и управление внешним светосигнальным оборудованием


Проверка исправности включенных маяков (одновременно проверяются и крыльевые маяки МАПС-К) осуществляется со щитка контроля СВСО 031.14.21-212 (см. рис. 4.2), установленного на панели наземной подготовки, нажатием кнопки МАЯК ФЮЗЕЛЯЖ КРЫЛО КОНТРОЛЬ. Сигнал 27 В через контакты реле подается на блоки БЗ-4 верхнему и нижнему и к подключенным к ним светодиодным индикаторам контроля исправности маяков МСЛ-3М2с ФЮЗЕЛЯЖ ИСПРАВН ВЕРХН-НИЖН, светодиоды загораются.

Для исключения засветки кабины экипажа отблесками маяка в ухудшенных метеоусловиях маяки могут быть переключены на пониженный режим работы (при помощи БЗ-4) нажатием клавиши переключателя МАЯК 10 %, при этом загорается сигнальное поле переключателя ВКЛ. При посадке светильники маяков автоматически переключаются на пониженный режим работы (10 %) по сигналу от концевых выключателей обжатого положения шасси.

Управление маяками МАПС-К. При включении на щитке включения систем правом 031.13.20-213 выключателя МАЯК КРЫЛО напряжение питания 27 В постоянного тока поступает на контакторы, которые подключают напряжение питания 115 В переменного тока к блокам БПМ-5М питания левого и правого светильников маяка СИ-5.

Цвет вспышек маяков – белый, определяется ксеноновой газоразрядной лампой.

Частота следования вспышек маяка составляет 45 проблесков в минуту.

Светильники маяков включаются автоматически после отрыва основных опор шасси от ВПП при взлете.

Пониженный режим яркости вспышек маяков не предусмотрен.

В полете предусмотрена проверка работы маяков (одновременно проверяются и фюзеляжные маяки МСЛ-3М-2с). При нажатии кнопки МАЯК ФЮЗЕЛЯЖ КРЫЛО КОНТРОЛЬ на щитке контроля СВСО 031.14.21-212 сигнал 27 В подается на реле, через контакты которого к левому и правому блокам БПМ05М подключаются светодиодные индикаторы контроля исправности маяков МАПС-К (на щитке контроля СВСО 031.14.21-212 ЛЕВ и ПРАВ).


Управление аэронавигационными огнями БАНО-11 и АНО-3Бл. В полете (стойки шасси не обжаты) при установке на щитке освещения и сигнализации 031.13.14-213 выключателя в положение АНО напряжение питания 27 В постоянного тока поступает на реле, которое срабатывает и через контакты реле подает питание (переменный ток 115 В) на блок БУАНО-334, обеспечивающий в этом режиме работу светильников аэронавигационных огней со 100-процентной силой света (переменный ток напряжением 27 В).

При движении на земле (руление, разбег до момента отрыва и пробег по ВПП с момента обжатия правой опоры) в блоке БУАНО-334 формируется пониженный уровень напряжения питания ламп светильников БАНО-11 и АНО-3Бл, обеспечивающий пониженную (до 10 %) яркость их свечения.

В полете предусмотрена проверка исправности ламп БАНО-11 и АНО-3Бл, для чего на щитке контроля СВСО 031.14.21-212 нажать кнопку БАНО КРЫЛО ХВОСТ КОНТРОЛЬ. Сигнал контроля с блока БУАНО-334 поступает на светодиоды ИСПРАВН КРЫЛО 12 ЛЕВ, 12 ПРАВ, ХВОСТ ЛЕВ ПРАВ. Загорание светодиодов сигнализирует об исправности соответствующих светильников.

На земле огни БАНО-11 и АНО-3Бл могут быть использованы как габаритные (стояночные), для этого к самолету должен быть подключен ШРАП-400-3ф, на дежурном щитке освещения 024.58.11-712 на стойке передней опоры шасси включены: выключатель НАЗЕМ ШИНЫ ОСВЕЩЕН ОБОГРЕВ и выключатель ОСВЕЩЕНИЕ СТОЯН ОГНИ, при этом яркость свечения огней БАНО-11 и АНО-3Бл пониженная (до 10 %), аналогично движению по земле.

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа


Предназначено для освещения белым светом приборов, приборных досок, пультов, панелей и состоит из встроенного, заливающего, общего и дежурного освещения.

Основным видом освещения кабины является встроенное освещение приборов и надписей на пультах и щитках управления, выполненное на сверхминиатюрных лампах СМН6-80-2 двумя группами внутри каждого прибора и светопровода.

При отказе двух каналов 115 В блоки аварийного питания БВАП автоматически переключают один из каналов освещения приборов и светопроводов, которые продолжают работать при аварийном режиме питания на питание от аккумулятора.

Регуляторы РНМ-1, РНМ-2 обеспечивают плавное изменение напряжения на лампах в пределах 0,2-6 В, для чего необходимо вручную поворачивать ручку регулятора.

В дополнение к основному, встроенному освещению, в кабине применено также заливающее освещение пультов и панелей, выполненное в виде светильников, установленных под козырьками приборных досок, под бортовыми пультами и на верхнем пульте. Заливающее освещение центрального пульта осуществляется двумя поворотными светильниками на верхнем пульте.

Заливающее освещение также выполнено двухканальным и получает питание от сети постоянного тока 27 В, что позволяет использовать его как аварийное при отказе встроенного освещения.

Для включения и регулирования яркости заливающего освещения применены регуляторы напряжения РНПТ с регуляторами-выключателями РВ, обеспечивающими плавное регулирование напряжения на лампах.

Для работы с документацией для каждого члена экипажа на верхних облицовочных панелях установлены индивидуальные светильники АКСФ с лампами накаливания СМ27-18, которые для удобства направления светового потока выполнены поворотными.

Индивидуальные светильники командира ВС и 2-го пилота используются и как светильники заливающего освещения центрального пульта. При их включении они автоматически отключаются от регулируемого заливающего освещения и работают на полную мощность. После прекращения работы с документацией их переключают – на регулируемый уровень заливающего освещения и их необходимо повернуть для освещения центрального пульта.

Светильники СБ-1, снабженные гибким шнуром и имеющие индивидуальную регулировку яркости, предназначены для подсвета (при необходимости) любого места в кабине экипажа и установлены на левом и правом бортах пультов и на боковой стенке панели наземной подготовки. На лицевой поверхности панели наземной подготовки установлено дополнительное гнездо для фиксации светильника СБ-1.


Для общего, дежурного, аварийного и входного освещения, а также для работы экипажа с панелью наземной подготовки на потолочной панели кабины установлен светильник АСВП-1 с двумя галогеновыми лампами КГСМ27-20. Одна из ламп светильника используется для входного, дежурного и аварийного освещения кабины, обе лампы используются для общего освещения.

Для освещения щитков включения систем, размещенных на верхнем пульте и не требующих постоянного освещения в полете, установлены светильники, встроенные в конструкцию верхнего пульта.

Светильники СТ2Б-1-1 (без регулирования яркости), включаемые выключателем ЩИТКИ ВКЛ СИСТЕМ, установленном на верхнем щитке освещения.

Выключатели ОБЩЕЕ общего освещения кабины и ДЕЖ дежурного освещения установлены на панели наземной подготовки (щиток контроля бытового оборудования).

Схема размещения светильников и органов управления освещением в кабине экипажа представлена на рис. 4.3, 4.4, 4.5, 4.6.

Конструкция встроенного подсвета приборов и панелей щитков представлена на рис. 4.7.

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

4.4.1. Общие сведения


Осветительное оборудование пассажирского салона предназначено для освещения салонов в местах размещения пассажирских кресел, кухонь, туалетов и вестибюлей.

Осветительное оборудование обеспечивает следующие виды освещения:

  • общее освещение, выполненное на люминесцентных лампах, и осуществляющее основное комфортное освещение в полете и на аэродроме при посадке пассажиров и выходе их из самолета в темное время суток;

  • дежурное освещение, выполненное на лампах накаливания и осуществляющее дежурное освещение в полете и на аэродроме при техническом обслуживании;

  • индивидуальное освещение, выполненное на лампах накаливания в составе пассажирского кресла и в составе панелей индивидуального обслуживания на багажных полках и включаемое пассажиром при необходимости в ночное время.

Осветительное оборудование включает в себя источники света (лампы люминесцентные и лампы накаливания), аппараты пускорегулирующие типа АПРС, арматуру установочную типа АУС для люминесцентных ламп и состоит из:

  • светильников потолочного (49 ламп) и бортового (47 ламп) люминесцентного освещения;

  • светильников люминесцентного освещения стола бортпроводников (2 лампы);

  • комбинированных светильников (плафонов) освещения вестибюлей (5 шт.) и туалетов (3 шт.) с люминесцентными лампами и лампами накаливания;

  • потолочных светильников дежурного освещения салона (27 шт.);

  • поворотных светильников индивидуального освещения, установленных на спинке каждого пассажирского кресла салона бизнес-класса;

  • аппаратов пускорегулирующих АПРС-30-2, АПРС-30, АПРС-8-2;

  • светильников индивидуального освещения, установленных на багажных полках салона экономического класса.

4.4.2. Общее (люминесцентное) освещение


Размещение на самолете ламп и пускорегулирующих аппаратов АПРС показано на рис. 4.8.

Освещение салона осуществляется потолочными и бортовыми светильниками, выполненными в виде двух «ниток» (на каждом борту) ламп, установленных за багажными полками и освещающими отраженным от потолочных и бортовых панелей рассеянным светом пассажирский салон.

Лампы ЛБ-30-2 (96 шт.) закреплены в арматурах АУС-2, лампы ЛБ-8-6 (8 шт.) – в арматурах АУС-1, лампы ЛБU-30 (7 шт.) – в арматурах АУС-3.

АУС потолочных светильников установлены на потолочных панелях, АУС бортовых светильников – на отражателях (6), закрепленных на кронштейнах (5).

Доступ к лампам потолочного освещения осуществляется через цепь между потолочной панелью и багажной полкой.

Доступ к лампам бортового освещения открывается при откидывании нижней декоративной панели багажной полки.

Пускорегулирующие аппараты АПРС для ламп потолочного и бортового освещения установлены на панелях, закрепленных на каркасе.

Передний вестибюль освещается тремя плафонами, задний двумя, с лампами ЛБU-30.

Для освещения прохода средних туалетов на притолоке установлен плафон с двумя лампами ЛБ-8-6.

Аппарат АПРС-30 для каждой лампы переднего вестибюля размещен на откидывающихся лючках соответствующего плафона.

В заднем вестибюле аппараты АПРС-30 для каждой лампы установлены на лючках соответствующих плафонов.

Для освещения туалетов под плафонами из оргстекла установлены четыре лампы ЛБ-8-6 для переднего туалета и по одной ЛБU-30 для каждого из средних туалетов.

АПРС для ламп туалетов располагаются за средними створками шкафчиков для туалетных принадлежностей.

Рабочие места бортпроводников в передней и задней кухнях освещаются двумя лампами ЛБ-8-6.

Эти лампы установлены за козырьком, над столом.

АПРС ламп подсвета мест бортпроводников установлены за створками над щитками бортпроводников соответственно передней и задней кухонь.

Включение освещения (салона 1) потолочного, бортового, переднего вестибюля, переднего туалета, рабочего стола передней кухни осуществляется с переднего щитка бортпроводника 024.58.02-222 (рис. 4.9).

Включение потолочного и бортового освещения разделено на две группы (по 50 %) для возможности снижения уровня освещенности в салоне (лампы горят через одну). Включение освещения заднего вестибюля, задних туалетов и рабочего стола задней кухни осуществляется со щитка бортпроводника заднего 024.58.03-243 (рис. 4.10).