Файл: Электротехническое.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 979

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

1.1. Общие сведения

напряжением 200/115 В постоянной частотой 400 Гц

напряжением 200/115 В частотой 400 Гц

напряжением 272,7 В

ГЛАВА 2. ПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

2.1. Общие сведения

в отсеках силовых установок и ВСУ

2.3. Система сигнализации о пожаре в багажно-грузовых отсеках

2.4. Система сигнализации о пожаре в БГО по дыму

2.5. Система сигнализации дыма в туалетах

2.6. Система пожаротушения в отсеках двигателей, ВСУ и БГО-1, БГО-2

2.7. Автономная система пожаротушения в багажных отсеках БГО-1, БГО-2

2.8. Система пожаротушения в туалетах

2.9. Система пожаротушения в кабинах самолета

багажно-грузовых отсеков (БГО-1, БГО-2)

2.11. Контроль исправности системы сигнализации дыма в туалетах

2.12. Нормальная эксплуатация противопожарной системы

2.13. Действия экипажа в сложных ситуациях

2.14. Действия экипажа в аварийных ситуациях

ГЛАВА 3. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. Общие сведения

3.3. Обогрев приемников полного давления ППД-1М серии 2

3.4. Обогрев датчиков аэродинамических углов ДАУ-85-2Д

3.5. Система обогрева стекол кабины экипажа

3.6. Стеклоочистители

3.7. Система сигнализации обледенения СО-121ВМ

3.8. Система определения толщины льда СТЛ-1

ГЛАВА 4. СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

4.1. Общие сведения

4.2. Внешнее светотехническое оборудование

4.3. Осветительное оборудование кабины экипажа

4.4. Осветительное оборудование пассажирского салона

и уведомляющей сигнализации САС-8-4

ЛОМАНЦОВ

ЧУХИН

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ



В левой подсистеме вторичной системы переменного тока предусмотрен контроль аппарата АПШ-3Р-2С № 3. Контроль аппарата АПШ-3Р-2С № 3 производится при включенном АПШ-3Р-2С №3 (при наличии напряжения на клемме 3). Для этого включают выключатель ПОС 1 (33) и устанавливают галетный переключатель контроля АПШ (19) (рис. 1.9) в положение АПШ 3, А и нажимают на кнопку (20). При нажатии на кнопку должно происходить срабатывание АПШ-3Р-2С № 3, что сигнализируется загоранием светосигнализатора ИСПРАВН. АПШ 3. В связи с тем, что аппарат срабатывает с самоблокировкой, после срабатывания АПШ-3Р-2С № 3 при контроле необходимо производить его разблокировку путем снятия напряжения постоянного тока с клеммы 3. Для этого необходимо нажать кнопку РАЗБЛ (21). При нажатии данной кнопки напряжение 27 В подается на реле (35), которое, срабатывая, разрывает цепь питания АПШ-3Р-2С № 3 постоянным током, обеспечивая его разблокировку.

С шин преобразователя ПТС-250БМ получают питание следующие потребители электроэнергии:

  • АСШУ 2К;

  • АРК 2К;

  • КПРТС 1К;

  • БСКД резерв. канал двигателя 1.

С шин преобразователя ПОС-1000Б № 1 получают питание следующие потребители электроэнергии (при полете на аккумуляторах не работает):

  • БВС 1К;

  • РВ 3К;

  • JLS 3;

  • БП № 2;

  • СЭИ 1К; (ПУИ № 1, КПИ № 1, КИНО № 1, БВФ № 1);

  • СПКР 1К;

  • ДМЕ 1К;  БКПД 1;

  • КТЦ; (СИТлев., ЦВМ 1, индикация количества топлива 1-й канал).

В правой подсистеме вторичной системы переменного тока включение преобразователя ПОС-1000Б № 2 осуществляется включением выключателя (12) (см. рис. 1.10). При включении выключателя (12) напряжение постоянного тока подается на аппарат АПШ-3Р-2С № 2 выдает сигнал на включение реле (9), которое, сработав, подает напряжение сети 27 В на контакторы (3) и (7), обеспечивающие подключение ПОС-1000Б № 2 (6) к шинам сети 27 В и шинам ПОС 2.

Кроме того, реле (9), срабатывая, размыкает цепь сигнализации «Отказ ПОС» и замыкает цепь выдачи сигнала подключения ПОС 2 к своей шине для КИСС.

При этом гаснет светосигнализатор ОТКАЗ ПОС 2 и, если была включена КИСС, на кадре ЭС КИСС символ «ПОС 2» из желтого становится зеленым и загораются зеленые перемычки, соединяющие символ с шиной ПОС 2 и шиной 27 В. Перемычка, соединяющая шину ПОС 2 с основной сетью, гаснет.

При снижении напряжения на шине ПОС 2 или обрыве с линии подключения ПОС 2 к своей шине происходит срабатывание АПШ-3Р-2С № 2 (15), который снимает сигнал с реле (9). Реле (9) размыкает свои контакты и отключает ПОС-1000Б № 2 от шин сетей 27 В и 200/115 В. При этом загорается желтый светосигнализатор ОТКАЗ ПОС 2, и на экране КИСС символ ПОС 2 желтеет. Перемычки подключения ПОС 2 к своей шине и шине 27 В гаснут, и загорается перемычка зеленого цвета между шиной ПОС 2 и шиной основной сети. В кадре ДВ/СИГН (в кадре СИГН по вызову) КИСС появляется сообщение: «ЭС: ПОС 2 ОТКАЗ», сопровождаемое работой ЦСО в проблесковом режиме и тональным сигналом «УДАР КОЛОКОЛА».


В правой подсистеме вторичной системы переменного тока предусмотрен контроль аппарата АПШ-3Р-2С № 2. Контроль аппарата АПШ-3Р-2С № 2 производится при включенном АПШ-3Р-2С № 2 (при наличии напряжения на клемме 3). Для этого включают выключатель ПОС 2 (12) и устанавливают галетный переключатель контроля АПШ (19) (см. рис. 1.9) в положение АПШ 2, А и нажимают на кнопку КОНТРОЛЬ (20). При нажатии на кнопку должно происходить срабатывание АПШ-3Р-2С № 2, что сигнализируется загоранием светосигнализатора ИСПРАВН. АПШ 2. В связи с тем, что аппарат срабатывает с самоблокировкой, после срабатывания АПШ-3Р-2С № 2 при контроле необходимо производить его разблокировку путем снятия напряжения постоянного тока с клеммы 3. Для этого необходимо нажать кнопку РАЗБЛ (21). При нажатии данной кнопки напряжение 27 В подается на реле (14), которое, срабатывая, разрывает цепь питания АПШ-3Р-2С № 2 постоянным током, обеспечивая его разблокировку.

С шин преобразователя ПОС-1000Б № 2 получают питание следующие потребители электроэнергии:

  • VOR № 1;

  • КПРТС № 2;

  • БСКД ДВ.2;

  • диктофон;

  • МСРП, датчики;

  • БПС № 2 (КИСС);

  • МАНОМЕТР КИСЛОРОДНЫЙ;

  • БПТ № 1;

  • БВУП, К.3;  БКПД № 3;

  • СО-72;

  • КИСС, К2 (ПУИ № 2, ИМ № 2);

  • БВУ № 2, БФИ № 2;

  • КТЦ (СИТправ);

  • ТОРМОЗА РЕЗЕРВН. КАН.;

  • ПОВОРОТ ПЕРЕДН. ОПОРЫ КАН 1.

При полете с включенными приводами-генераторами ГП-27, работающими совместно с аккумуляторными батареями для питания ряда потребителей переменного тока включается статический преобразователь ПТС-2500 (ПТС 2). ПТС-2500 может быть включен только при работе на шины ГП 3, 4 одного из приводов-генераторов ГП-27 № 3 или ГП-27 № 4, т.к. питание ПТС 2 осуществляется с данных шин (рис. 1.10).

При нажатии кнопочного переключателя ПТС 2 (21) напряжение сети поступает на преобразователь ПТС-2500 и реле управления включением ПТС 2 (22). С клеммы Х3:3 ПТС2500 на обмотку реле (22) поступает корпус, реле срабатывает и через свои нормально замкнутые контакты подает напряжение на контактор включения ПТС 2 (28). Контактор включения ПТС 2 срабатывает и подключает его к шинам ГП 3, 4, а сигнал с его вспомогательного контакта поступает на блок БСС № 4 системы САС и далее на зеленый светосигнализатор ВКЛ кнопочного переключателя ПТС 2, на КИСС и на реле задержки переключения систем на шины ПТС 2 (25). Реле времени через 5 с срабатывает и подает напряжение на реле переключения питания систем на шины ПТС 2 (26). После включения ПТС 2 на экране КИСС символ ПТС 2 из белого становится зеленым и появляются перемычки зеленого цвета подключением его к шина ГП 3, 4 и ПТС 2.



При выходе параметров ПТС 2 за допустимые пределы сигнал с клеммы Х3:3 снимается, реле (22) отпускает, снимая напряжение с контактора включения ПТС 2 на шины ГП 3, 4 и замыкая через свои нормально замкнутые контакты, цепь подачи на КИСС сигнала «ПТС 2 ОТКАЗ». При этом гаснет светосигнализатор ВКЛ на кнопочном переключателе ПТС 2, на экране КИСС символ ПТС 2 из зеленого становится желтым и гаснут перемычки подключения его к шинам ГП 3, 4 ПТС 2 и с задержкой в 60 с выдается текст желтого цвета «ЭС: МОЩНОСТЬ МАЛА».

В канале преобразователя ПТС-2500 предусмотрен контроль исправности блока встроенного контроля параметров преобразователя. Для этого в цепях подачи напряжения переменного тока с шин ПТС 2 на сам преобразователь установлены реле (35). Контроль ПТС 2 производится при включенных ГП-27 № 3 (№ 4) и преобразователе. Для этого нажимают кнопочный переключатель преобразователя ПТС 2 и устанавливают галетный переключатель контроля АПШ и ПТС 2 (19) (рис. 1.9) в положение ПТС 2 А и нажимают кнопку КОНТР (20). При нажатии на кнопку должен срабатывать блок контроля параметров в преобразователе ПТС 2, преобразователь должен отключаться, что сигнализируется погасанием зеленого светосигнализатора ВКЛ на кнопочном переключателе ПТС 2 и изменением цвета символа ПТС 2 в кадре ЭС КИСС из зеленого в желтый, а также погасанием зеленых линий его подключений к шинам. Погасание сигнализации ВКЛ и загорание символа ПТС 2 на КИСС желтым цветом свидетельствует об исправности части блока контроля параметров преобразователя, контролирующего фазу А преобразователя. После отпускания кнопки КОНТР (20) преобразователь вновь подключается к своим шинам и загорается его зеленый светосигнализатор ВКЛ. Проверку в положения ПТС 2 «В» и ПТС 2 «С» производят аналогично указанному выше.

С шин преобразователя ПТС-2500 получают питание следующие потребители электроэнергии:

  • ДКМВ-1 (2);

  • вентилятор 9 (стеллаж 117);

  • вентилятор 8 (стеллаж 116);

  • вентилятор 7 (стеллаж 113);  обогрев ДАУ правого.

В схеме предусмотрен контроль светосигнализаторов ИСПРАВН. АПШ 1, ИСПРАВН. АПШ 2, ИСПРАВН. АПШ 3, ОТКАЗ ПТС 1, ОТКАЗ ПОС 1, ОТКАЗ ПОС 2, который осуществляется при нажатии на кнопку КОНТР. ЛАМП, расположенную на щитке контроля бытового оборудования 031.14-18-212 панели наземной подготовки.

При этом подается напряжение постоянного тока на обмотки реле (15), (37) (см. рис. 1.9) и (16) (рис. 1.12), которые, срабатывая, подают напряжение +27 В на светосигнализаторы.


В схеме предусмотрена регистрация на МСРП следующих сигналов по вторичным источникам переменного тока:

  • наличие напряжения на шине ПТС 1 (фаза А);

  • наличие напряжения на шине ПОС 1;

  • наличие напряжения на шине ПОС 2;

  • наличие напряжения на шине ПТС 2 (фаза А);

  • отказ ПТС 1;

  • отказ ПОС 1;

  • отказ ПТС 2;

  • отказ ПОС 2.

1.4. Система электроснабжения постоянным током

напряжением 272,7 В

1.4.1. Общие сведения


Система электроснабжения постоянным током предназначена для питания потребителей электроэнергии постоянным током. Система электроснабжения постоянным током состоит из:

  • основных источников электроэнергии – выпрямительных устройств ВУ № 1 и 2;

  • резервного источника – выпрямительного устройства ВУрез.;

  • системы аварийных источников электроэнергии – аккумуляторов № 1, 2, 3, 4;

  • приводов-генераторов ГП-27 № 1, 2, 3, 4;

  • распределительной сети постоянного тока.

Конструктивно система электроснабжения постоянным током состоит из двух независимых подсистем – левой и правой.

В левую (правую) подсистему постоянного тока входят:

  • основной выпрямитель ВУ-6БК № 1 (№ 2);

  • аккумуляторные батареи 20НКБН-25-ТД-1-УЗ, или 20FP25H1CT-R, или 26108-6 № 1, 3 (№ 2, 4), установленные в контейнерах аккумуляторов;

  • привод-генератор ГП-27 № 1 (2);

  • распределительная сеть левой (правой) подсистемы постоянного тока.

Общими элементами левой и правой подсистем являются резервный выпрямитель ВУ6БК, блок коммутации резервного выпрямителя, отключаемых шин сетей постоянного тока, шины запуска ВСУ и приводов-генераторов ГП-27 (БК 27 В центральный).

Приводы-генераторы ГП-27 № 3 (№ 4) работают автономно на шины ГП 3, 4.

ВНИМАНИЕ! Эксплуатация в одном комплекте аккумуляторных батарей разных типов запрещается.

Аппаратура и блоки электроснабжения постоянным током расположены:

Наименование

Обозначение

Кол-во

Место установки

Выпрямительное устройство № 1

ВУ-6БК № 1

1

шп. № 28-29,

левый борт

Выпрямительное устройство № 2

ВУ-6БК № 2

1

шп. № 28-29,

правый борт

Выпрямительное устройство резервное

ВУ-6БКрез.

1

шп. № 28-29,

правый борт

БК 27 В центральный

024.57.01-116

1

-

Аккумуляторная батарея № 1

20НКБН-25-ТД-1-УЗ, или

20FP25H1CT-R, или 216108-6

1

шп. № 4а-5,

левый борт

Аккумуляторная батарея № 3

20НКБН-25-ТД-1-УЗ, или

20FP25H1CT-R, или 216108-6

1

шп. № 78-79,

левый борт

Аккумуляторная батарея № 4

20НКБН-25-ТД-1-УЗ, или

20FP25H1CT-R, или 216108-6

1

шп. № 78-79,

правый борт