Файл: Взаимодействие таможенных органов и бизнесструктур при предоставлении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2758
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЕАЭС
1.1. Становление и развитие термина «услуга»
Сущность термина «коммерческие таможенные услуги»
Статистика деятельности в сфере оказания коммерческих
Информационное обеспечение организации коммерческих таможенных услуг
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
Необходимость организации посреднической деятельности в таможенной сфере в современных условиях
Особенности организации взаимодействия таможенных органов с таможенными посредниками
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА
Взаимодействие таможенных органов и бизнес-структур при выпуске товаров
Проблемы организации системы коммерческих таможенных услуг в международных цепях поставок
Анализ деятельности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по направлению
взаимодействия с бизнес-сообществом
5.2. Проблемные вопросы, выявленные при анализе деятельности таможенных органов Евразийского
Цифровизация в информационном взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД
направлению взаимодействия с бизнес-сообществом
-
Основныенаправлениявзаимодействиятаможенныхоргановипредставителей…
страны как основы для создания актуальной транспортно-логистической се- ти;
-
формирование единой информационно-логистической системы взаи- модействия разных видов транспорта, участников транспортного процесса, таможенных и различных органов государственного контроля; -
продвижение транспортной логистической инфраструктуры мегапо- лисов и др.
На сегодняшний день в таможенной области не полностью обеспечены пути осуществления, которые касаются потребительского клиенто ориенти- рованного подхода. Есть избыточные временные и финансовые затраты, свя- занные с движением товаров через таможенную границу, вызванные различ- ными причинами:
-
несовершенством систем электронного документооборота, включая предварительное информирование, электронное декларирование и пр.; -
отсутствием согласованной системы взаимодействия таможни и бизнеса в процессе разработки внедрения государственной политики в сфере таможенного дела и т.д.
Совершенствование технологий в логистике, создание положительного инвестиционного климата для членов ВТО происходит с помощью уменьше- ния таможенных сборов и устранения торговых преград. Модернизирован- ный Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает различные формы взаимо- действия таможенных служб и предприятий, в том числе обмен информацией между ними в процессе использования технологии электронной обработки данных69. Таможенное представительство может быть прямым (таможенный агент действует от имени другого лица и при поручении другого лица) и косвенным (таможенный агент действует от имени своего, при поручении стороннего лица). В отношениях с таможенными органами агент должен зая- вить, что он действует от имени представленного лица, и указать, является ли это представительство прямым или косвенным. То же самое верно, когда таможенные структуры ЕАЭС взаимодействуют с представителями логисти- ческих компаний.
Одна из основных проблем не только на мировой арене, но и в России, которую необходимо решить – вывести в приоритет совершенствование обс- луживания людей в логистике. Удовлетворенность клиентов увеличивает продажи за счет увеличения объема закупаемых товаров и услуг. Удовлетво- рённые клиенты более терпимы по отношению к относительно высокому росту цен на товары и услуги. В современной экономике характерна передача логистических функций в аутсорсинг. Аутсорсинг логистических функций и бизнес-процессы состоят из частичной или полной логистических функций либо интегрированных логистических бизнес-процессов внешней организа- ции – аутсорсеру. Как аутсорсер действует специализированная компания – логистический
посредник. Между логистическими посредниками отдельное
69 Рудакова Е. Н. Анализ системы показателей эффективности таможенной деятельности / Е. Н. Рудакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2019. №2. С. 109.
Глава3.Организациявзаимодействиятаможенныхоргановибизнес-сообщества
место занимают логистические провайдеры – организации, предоставляющие комплекс логистических услуг на основе аутсорсинга. Другое наименование для отрасли логистических провайдеров – контрактная логистика. И ещё одна роль для бизнеса России в сфере логистики – изменение затрат на ло- гистику.
Согласно международному праву построение таможенной практики осуществляется благодаря активности РФ в мировых сообществах и эконо- мических союзах. Вхождение в августе 2012 года России во Всемирную тор- говую организацию оказывает содействие унификации и открытости внешне- торговых связей. Навыки таможенного регулирования зарубежных стран важно проанализировать и следует оценить с точки зрения вероятности при- менения в российской практике. При этом необходимо учитывать всевозмож- ные исторические аспекты создания ЕАЭС, многолетний опыт развития рыночной экономики и капиталистического отношения.
7 мая 2012 года Президент России издал Указ № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»70, согласно которому к 2018 году Правительству Российской Федерации необ- ходимо обеспечить не менее 90 процентов удовлетворения граждан России по качеству государственных и муниципальных услуг. Согласно пункту 2 Указа о приоритетах Правительство Российской Федерации в настоящее вре- мя готовит систему выявления информации о готовящихся проектах норма- тивных актов, результаты их публичных рассуждений как единого источника в сети Интернет для социального дискутирования.
Взаимодействие таможни и бизнеса достижимо во многих направле- ниях, в том числе:
-
информационное взаимодействие; -
электронное декларирование; -
сокращение теневого оборота товаров на российском рынке. Взаимодействие не будет эффективным без обучения кадров в логисти-
ческой и таможенной сферах. Сегодня внутри образовательных моделей для подготовки специалистов в Российской Федерации необходимо решить сле- дующие проблемы:
-
освоить оригинальный опыт исследования взаимодействия правите- льственных учреждений в развитых странах (таких, как США и Великобри- тания); -
провести сравнительный анализ англо-американского и континента- льно-европейский опыта взаимодействия таможенных служб с большими ло- гистическими компаниями как наиболее успешного формата выстраивания партнерских отношений.
При построении отношений таможенных органов и бизнес-сообществ могут быть мировые и региональные пути взаимодействия. Подобное сотруд- ничество позволит увеличить пополнение бюджета Российской Федерации за
70 Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы гос- ударственного управления» // СПС «КонсультантПлюс».
-
Основныенаправлениявзаимодействиятаможенныхоргановипредставителей…
счет таможенных платежей, а также таможенную эффективность. В литера- туре очень хорошо отображено взаимодействие таможенных органов с раз- личными правительственными структурами, такими, как Федеральное каз- начейство и Министерство финансов, но вопросы таможенного и бизнес- взаимодействия освещены незначительно.
В таможенной области осуществляется множество изменений, которых следовало ожидать на сегодняшний день в Евразийском экономическом Сою- зе (ЕАЭС Союз). В январе 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС). Стоит обратить внимание, что это первый документ, созданный наднациональным органом регулирования интеграции объединения – Евразийской экономической комиссией (в дальнейшем име- нуемая – ЕЭК, Комиссия) в связи с государственными органами государств – членов ЕАЭС и бизнес-сообществом.
Федеральная таможенная служба ориентирована на эффективное, сво- евременное и качественное предоставление таможенных услуг участникам внешнеэкономической деятельности. На сегодняшний день происходит преобразование таможни в «сервисную таможню», переход от понятия «биз- нес для таможни» к воплощению функции «таможня для бизнеса».
Смена парадигмы развития таможенной службы позволяет выстраивать качественно новую систему отношений между таможенными администра- циями и бизнес-структурами, сокращая издержки бизнеса за счет однократ- ного предоставления информации в электронном виде и использования ее на разных этапах для проверки и контроля.
Основные изменения в деятельности таможенных органов достигаются путем создания сервис ориентированных таможенных технологий. Эти тамо- женные технологии ориентированы на автоматизацию и информатизацию процессов, выполняющихся в таможенных органах. Важно отметить, что прямые контакты таможенника и участника ВЭД исключены или практичес- ки сведены к минимуму.
Основное место в системе таможенных отношений занимают государс- тво в лице таможенных органов и декларанты (участники ВЭД). Являясь неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности, эти субъекты должны конструктивно выстраивать отношения на основе взаимного уваже- ния. Основными принципами таких отношений могут быть: равноудален- ность и равнодоступность.
Равноудалённость означает, что в таможне нет участников ВЭД, имею- щих некоторые преимущества в отношениях с ФТС России, тех кто лобби- рует их интересы и помогает им в бизнесе. Таможни не должны быть факто- ром, который определяет конкурентные преимущества участников внешне- экономической деятельности. Бизнесу необходимо конкурировать с бизне- сом, а таможенным органам – выполнять роль регулятора, контролера и кон- сультанта.
Равнодоступность означает, что таможенные органы открыты и готовы к сотрудничеству с бизнес-сектором. Одной из площадок сотрудничества
Глава3.Организациявзаимодействиятаможенныхоргановибизнес-сообщества
является Общественный совет при ФТС России – консультативно-совещате- льный орган и субъект общественного контроля. Именно поэтому цели его деятельности охватывают обе позиции:
-
рассмотрение проектов общественно значимых НПА; -
участие в мониторинге качества оказания государственных услуг; -
реализация контрольной функции; -
ход проведения антикоррупционной и кадровой работы; -
рассмотрение ежегодных планов деятельности ФТС России и отчета об их исполнении (регулярные комментарии к отчёту о выполнении публич- ной декларации цели и задач).
Общественный совет при ФТС России сформировал Хартию добросо- вестных участников ВЭД. Этот шаг позволил оказать помощь и поддержку таможенных органов в установлении и расследовании фактов нечестного ве- дения внешнеэкономической деятельности. Хартия имеет важное значение, являясь инструментом для построения конструктивных отношений.
Члены Общественного совета при ФТС России представляют следую- щие ассоциации и объединения:
-
Таможенный брокер и логистические операторы: а) ООО «Таможенно-брокерский центр»;
б) ООО «Таможенный логистический оператор»; в) ООО «Далк».
-
Некоммерческие организации:
а) Ассоциация «Некоммерческое партнерство профессиональных та- моженных операторов»;
б) Некоммерческое партнерство «Содействие развитию внешнеэконо- мической деятельности»;
в) Центр поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов;
г) Торгово-промышленная палата и др.
-
Союзы:
а) Международный союз автомобильного транспорта (IRU); б) Союз профессиональных фармацевтических организаций.
-
Иные:
а) Наблюдательный Совет Банка ВТБ (ПАО); б) ПАО «Северсталь»;
в) ООО «Балтика-транс» и др.
Члены Общественного совета представляют не только НКО и общест- венные объединения, но также занимают руководящие должности в коммер- ческих организациях, что способствует возникновению конфликта интересов, недопустимого для осуществления общественного контроля. Вышеперечис- ленные организации, союзы, объединения являются посредником во взаимо- действии государства и бизнеса. Они являются субъектами гражданского общества и субъектами общественного контроля. В наибольшей мере ФТС
-
Основныенаправлениявзаимодействиятаможенныхоргановипредставителей…
взаимодействует с четырьмя крупными бизнес-секторами, краткая характе- ристика которых дана в табл. 3.3.
Таблица3.3
Общественные организации федерального уровня, представляющие
интересы бизнеса
Название | Краткая характеристика | Взаимодействие с ФТС России |
Российский союз промышленни ков и предпринимат елей |
|
|
Торгово- промышленна я палата |
|
маркировки и прослеживаемос- ти товаров |
Общероссийс кая общественная организация «Деловая Россия» |
|
|