Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 814
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Коммерцию можно назвать – «управлением прибылью», спекуляцией. Это самый сложный и рисковый вид предпринимательства.
Инфраструктурой коммерческой деятельности являются банки, биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки, оптовые рынки.
С позиций экономической теории игр, предпринимательство рассматривается как игра особого вида.
Таким образом, мы можем говорить и о том, что доходы могут быть получены трудовым путём. Но они могут быть получены и нетрудовым путём или некоторыми целенаправленными действиями, приносящими выгоду. К таким методам получения доходов относят:
Игры (биржевые, в казино, в карты, в автоматах, компьютерные и т.д.)
Воровство (в том числе мародёрство)
Вымогательство (например, профессиональное прошение милостыни)
Разбой и грабеж
Взяточничество (коррупция)
Мошенничество (например, подделка документов)
Пассивные факторные доходы (рента, процент)
Подарки, премии, награды, наследство, спонсорство, гранты
И т.д. и т.п.
Различают четыре компонента пофакторных доходов:
Заработная плата — оплата труда рабочих и служащих. Сюда включают сумму заработной платы, получаемой по ведомости, дополнительные социальные выплаты, выплаты по социальному страхованию, в том числе выплаты из частных пенсионных фондов.
Рента — рентальные доходы домохозяйств от сдачи в аренду земли, помещений и жилья.
Процент — это плата за пользование денежным капиталом. Под ним подразумевают проценты по кредитам и вкладам.
Прибыль — представляет собой чистый доход, который получают владельцы единоличных хозяйств, коммерческих предприятий и кооперативов (некорпоративная прибыль), и прибыль, которую получают корпорации (ОАО). Прибыль корпораций подразделяется на дивиденды (распределяемая прибыль) и на прибыль, которая идет на расширение производства (нераспределяемая прибыль).
Сумма всех доходов по пофакторым затратам представляет собой чистый национальный доход (ЧНД). То есть это еще не все факторы входящие в состав ВНП.
1.1.2. Финансовая грамотность
Так вот, чтобы получать доходы и грамотно совершать расходы нужно быть финансово-грамотным.
Финансовая грамотность - это набор структурированных знаний и навыков, которые позволяют управлять своими деньгами и преумножать капитал. Для этого нужно разобраться в том, как устроена мировая экономика и финансовая система, как работают традиционные инструменты.
Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия рациональных финансовых решений. Т.е. финансовая грамотность — набор компетенций человека, которые образуют основу для эффективного принятия финансовых решений. Обладание такими компетенциями и умение их использовать на практике позволяет поддерживать и улучшать финансовое благополучие. Прежде всего, через учет доходов и расходов, недопущение излишней задолженности, планирование личного бюджета, создания сбережений. Кроме того, финансовая грамотность позволяет ориентироваться в сложных продуктах, соотносить риски и доходность, а также облегчает решение проблемы выбора.
Финансово-грамотный человек – это человек, который:
-
умеет грамотно обращаться с различными видами денежных средств; -
выполняет свои обязательства перед государством как налогоплательщика; -
умеет балансировать свои доходы и расходы; -
ориентируется в отечественной и международной экономической обстановке; -
может распознать признаки финансового мошенничества; -
умеет ориентироваться в финансовых услугах.
Но более научно нужно говорить: «финансово-экономическая грамотность», поскольку без понимания азов Экономической теории сразу усвоить азы финансов невозможно. Например, мой институт так и назывался «Финансово-экономическим». Его Старший Брат (ну или Отец, если быть точным) в Питере до сих пор в быту носит название «финэк». Располагается на канале Грибоедова. И к нему ведёт знаменитый Банковский мостик, который охраняют 4 грифона с золотыми крыльями.
Тем, кому сегодня за 60 родились до полёта Ю. А. Гагарина в Космос. Они умеют экономить даже на спичках. Но большинство из них не понимают, что 1% в год и 1% в день – вещи радикально различные! Мне довелось лично беседовать с дочерью женщины, которая умерла не от кавида, а совершила самоубийство. Пенсионерке захотелось обновить домашнюю технику, и она взяла 200 тысяч рублей в микрофинансовой фирме под «смешные» 2,5% в день. И когда нагрянули представители кредитора (коллекторы) она поняла, что… финита ля комедия. Единственно, что спасло дочь от выплаты маминого долга: она не вступила в права наследства: так ей посоветовали юристы. Я за неё только порадовалась. Подарила «картофельный» мешок учебников по финансам и кредиту и свой старый компьютер. Но… она сумела наступить на те же «мамины грабли». Правда остаток её долга на момент беседы составлял «всего» 70 тысяч рублей (с судебной заморозкой начисления процентов). Причина: отсутствие желания читать вообще, а тем более подаренные книги, из-за недостатка времени. У неё высшее образование. Она по образованию социальный работник. И мать-одиночка.
И буквально пару дней назад мне «посчастливилось» беседовать с социальным работником, обучавшимся в СПО. Она несколько лет проработала продавцом и первый день вышла на работу по специальности. Казалось бы, должна была быть после этого элементарно финансово-грамотной. Но у меня сложилось впечатление, что ей не 21 год, а 61 или вообще 5 лет (внучка моей знакомой на отказ бабушки купить конфет по причине того, что пенсия закончилась, посоветовала: «Пойдем к банкомату – там возьмешь»). Она не могла понять, что её услуги должны оплачивать сами пенсионеры, а не государство. И сказала, что перерыва на обед у неё нет, но работу она должна закончить к пяти вечера. И что зарплата ей вообще не положена… Тихий ужас!
Экономическое невежество особенно сильно проявляется на уровне политиков страны. Некоторые примеры из 20-го века.
Хрущев Никита Сергеевич – имел высшее техническое образование. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Верховного Совета СССР. Годы правления: сентябрь 1953 года - 14 октября 1964 года. За годы правления привёл экономику страны к упадку и был смещён политической верхушкой.
Сальвадо́р Алье́нде — врач по образованию, коммунист по убеждению. Чилийский государственный и политический деятель, президент Чили с 3 ноября 1970 года до своей гибели 11 сентября 1973 года в результате военного переворота. Когда он пришёл к власти, то стал практически полностью копировать довоенные методы ведения хозяйства в СССР. В результате экономика была разрушена настолько, что начался голод.
Горбачёв Михаил Сергеевич, генеральный секретарь ЦК КПСС (март 1985 – август 1991), президент СССР (март 1990 — декабрь 1991). Учёна степень по экономике. В результате неудачных реформ образовался дефицит госбюджета по причине недопоступления налогов, вырублены вековые посадки виноградников, хронический дефицит товаров первой необходимости и продуктов питания, рост цен, развал СЭВ и СССР.
Ельцин Борис Николаевич – по образованию инженер-строитель. Первый президент Российской Федерации с 10 июля 1991 по 31 декабря 1999 г. Допустил появление финансовых пирамид для населения (АО МММ) и в банковской сфере (на базе ГКО), дефолт, рост госдолга РФ, бандитизм, мародёрство, несправедливую приватизацию. Этот период называют: «лихие 90-е». А инфляция 1993 года достигала 300%, что повлекло потерю или замораживание остатков на счетах населения в Сбербанке на несколько десятилетий. Вынужден досрочно снять с себя полномочия.
Примерами финансового невежества 21-го века может служить ситуация на Украине.
В связи со всем этим, 21-м веке, в России активно проводится политика по повышению финансовой грамотности среди взрослого населения и подрастающего поколения. Знания о мире финансов помогут им в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.
1.1.2.1. Подростки и финансовая грамотность
Что должны знать подростки (11-17 лет) об экономике и финансах? Всю информацию можно разделить на 5 больших групп.
Первая группа - знания о деньгах и денежном обращении:
какие бывают деньги;
как можно пользоваться деньгами;
способы защиты денежных средств государством.
Вторая группа – знания о потребностях:
какие бывают потребности;
желания и возможности человека;
как научиться сокращать свои потребности.
Третья группа – знания о товаре и ценообразовании:
знакомство с понятиями «цена», «покупка», «продажа», «маркетинг»;
от чего зависит цена товара;
как определить качество товара;
разумная трата денег при выборе товара.
Четвертая группа – знания о доходах:
какие могут быть источники дохода;
какой бывает труд, знакомство с профессиями;
как определить продукт труда;
оплата труда, знакомство с понятием «заработная плата»;
знакомство с понятием «предпринимательство»;
как правильно считать свои деньги.
Пятая группа – знания о бюджете:
что такое бюджет, из чего он состоит;
расходы и доходы семьи;
способы экономии бюджета.
1.1.3. Сущность экономики
Экономика - это наука об отношениях между людьми. То есть в основе экономических отношений лежит знание Психологии. Это самая простая формулировка.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг.
Экономическая теория - наука, изучающая важнейшую сферу человеческой деятельности —
хозяйственную систему.
Экономическая наука предполагает изучение динамичной, постоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Это значит, что ОБЪЕКТОМ изучения данной науки является экономическая жизнь общества.
Экономическая теория изучает объективные законы ведения хозяйства и рациональное поведение хозяйствующих субъектов на различных уровнях и в разные исторические эпохи.
1.1.3.1. Уровни экономики
НАНОЭКОНОМИКА изучает экономические отношения на уровне отдельного человека.
В МИКРОЭКОНОМИКЕ за основу анализа берется наименьшая хозяйственная единица — отдельная фирма, объединение и т. п.
МЕЗОЭКОНОМИКА изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, региональная экономика и др.).
В МАКРОЭКОНОМИКЕ исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста и т. п. Макроанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьбу с инфляцией, безработицей, стимулирование деловой активности и т. д.
МЕГАЭКОНОМИКА изучает законы и поведение мировой экономики в целом.
1.1.3.2. МАКРОЭКОНОМИКА: виды экономических систем стран
Экономисты подразумевают под термином «рынок» не какую-нибудь конкретную рыночную площадь, на которой покупаются и продаются предметы, а в целом всякий рынок, где сношения покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться.
А. Курно
Рыночная экономика — это экономическая модель, основанная на добровольном обмене ресурсами между продавцами и покупателями с учётом действия законов спроса и предложения.
И рыночная экономика в свою очередь бывает разного типа в зависимости от размера вмешательства государства в экономические отношения. То есть в зависимости от того, насколько свободно ощущают себя предприниматели.
- Свободная рыночная экономика – минимальное регулирующее вмешательство государства. Это крайность. На практике это слишком неустойчивая система. Кризисы, инфляция, монополии, перепроизводство, плохая экология и попытки организовать войну.
- Социальная рыночная экономика