Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 889

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА

– тоже крайность, но положительного типа. Она близка по своим целям к социалистической системе хозяйствования – т.е. командной экономике.

1.1.4. Элементарные Законы Экономики



Вести войну честно – значит проиграть ее.

Восточная мудрость
Человеческая природа несовершенна, и даже у приличных с виду людей постоянно возникают соблазны кого-нибудь обмануть.

У инженеров-конструкторов есть очень мудрая традиция: прежде чем разрешить вчерашнему студенту приступить к созданию новой техники, технологии от него требуют заучивания Правил Техники безопасности НАИЗУСТЬ. Только так может появиться возможность снизить до минимума технические риски. К сожалению, у экономистов и предпринимателей такой традиции нет. А ведь экономические риски тоже приводят к потерям и катастрофам как личного, так и государственного масштаба.
Самые богатые люди в мире живут или родились в Америке. Самые улыбчивые люди в мире американцы и китайцы. Поэтому надо знать в чём их хитрости. Мы здесь приведём самые элементарные вещи, не зная которых Вы не поймете их коммерческой тайны. Не бойтесь, у Вас всё получится, что бы Вы не задумали!

1.1.4.1 Законы экономической Вселенной


1. Ненужное – бесплатно.

2. За всё надо платить. Если что-то нужно, то любую проблему можно решить при помощи финансов, финансовых ресурсов, источников финансирования. То есть под каждую потребность нужно искать доход за счет, которого Вы всё это покроете.

3. Защита от дурака. Т.е. учитывай человеческий фактор! А ваши контактные аудитории еще и не вполне умными быть могут быть или невежественными в чём-то.

4. Подобное к подобному.

Например, у вас организована раздельная уборка мусора. Значит в красную коробочку кладете то, что разлагается в природе 1000 лет это – целлофан. В чёрную коробочку кладёте то, что никогда не разложится – ненужный бабушкин алюминиевый кипятильник на 3-х литровую банку. Рабочий, любимый, но ненужный и т.д. А в белую коробочку положите пустую стеклянную баночку. Только помойте её сначала, как это делают в Германии. И у нас во дворе. В то вдруг мне позарез понабиться Ваша баночка, а она грязная, подумаете Вы.

5. Кто не умеет улыбаться - тот не должен открывать лавочку
. Учет Психологии в бизнесе.

6. Бесплатный сыр только в мышеловке. Или: There's no such thing as free lunch – дословно: Нет такого понятия, как бесплатный ланч. Вольный перевод: Бесплатных обедов не бывает.

7. Закон робототехники Уинстона Черчилля: «Экономь энергию: никогда не стой, когда можно сидеть, никогда не сиди, когда можно лежать».

8. Дёшево купи – дорого продай.

9. Начать новое дело – легко. А долго быть стабильным в этом деле – дано не каждому. (оптимизм и упертость).

10. Мы не такие богатые, чтобы покупать дешёвые вещи. Автором этого высказывания, ставшего уже пословицей, считают барона Ротшильда. В чем смысл или значение этой пословицы?

Если понимать под дешевыми вещами вещи плохого качества, а под дорогими товарами – отличного качества, то объяснить это выражение можно так: приобретая дешевое мы на самом деле не экономим, так как такие вещи служат мало и их приходится вновь покупать или ремонтировать.

Приобретая качественные дорогие вещи, мы тратим большую сумму только однажды, при этом экономя нервы и время, плюс ко всему такие вещи, как правило, более стильные, солидные.

Но применять пословицу надо с умом:

Один очень богатый не лишенный гонора помещик решил купить себе на базаре сапоги. Повертев в руках и ощупав одну пару сапог, помещик спрашивает у продавца:

– Сколько стоят эти сапоги?

– 20 рублей.

– Ты что мне подсунул? А подороже есть?

– Есть сапоги за 100 рублей.

– Тащи.

Продавец уносит сапоги, возвращается с той же парой, отдает помещику.

Помещик:

– Ну, вот! Это другое дело! Это то, что мне нужно!

11. Как потопаешь, так и полопаешь. Закон неизбежности приложения усилий для получения результата. Труд, развитие, работа над собой и снова труд, а потом результат.

12. Время – деньги. Время — это одно из немногих сокровищ, которые у тебя уже есть. Принимай решения быстро, действуй незамедлительно, не откладывай на потом.

13. Делай то, что тебе нравится и что ты умеешь лучше всего.

14. Не бойся. Непреодолимых препятствий нет, и все сомнения живут только в твоей голове.

1.1.4.2 Потребности


Потребность - это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.

В марксистской теории

выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные.

На первом месте всегда стоят материальные потребности — пища, одежда, жильё и пр. В состав материальных включаются также потребности организаций в зданиях, сооружениях, сырье, энергии, транспорте и т.д.

Духовные потребности удовлетворяются знаниями, наукой, искусством, образованием, нравственным совершенствованием и пр. К духовной пище относятся все виды информации.

Социальные потребности - те, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необходимостью людей жить и сотрудничать.

В западной литературе распространена теория А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных (физиологические и в безопасности) до «высших» духовных (самоуважение, реализация способностей). До тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Степень удовлетворения потребностей определяется уровнем развития двух сфер: материальным производством и нематериальным.

Источником удовлетворения потребностей является благо т.е. любая полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющая определенную человеческую потребность. В зависимости от критериев, положенных в ее основу, блага подразделяются на материальные и нематериальные, экономические и неэкономические, общественные и необщественные, настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные.

Но потребности общества (индивидов и институтов) БЕЗГРАНИЧНЫ, полностью неутолимы. А ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ОГРАНИЧЕННЫ или РЕДКИ. Это противоречие разрешается путем выбора товаров и услуг, которые необходимо произвести, и тех, от которых в определенных условиях следует отказаться. Это и является основной экономической проблемой общества.

Экономическая теория изучает объективные законы ведения хозяйства и рациональное поведение хозяйствующих субъектов. Она исследует как разрешается основная проблема общества: несоответствие потребностей и ресурсов за счёт которых можно их удовлетворить.

1.1.4.3 Спрос и предложение товара


Товар определяется как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

Товары могут носить как материальный
, так и нематериальный характер.

Товар обладает двумя свойствами:

• способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

• способностью обмениваться на другие товары.

Для экономических субъектов (предпринимателей, вкладчиков капитала, домашних хозяйств, фирм) важной категорией является ЦЕНА.

Цена товара служит ориентиром, руководствуясь которым и производители, и потребители обеспечивают свой личный интерес.

Главными ценообразующими факторами являются спрос, предложение и все, что на них влияет: издержки производства, редкость ресурсов, полезность товара, производственные возможности фирмы, временной интервал и др.

Спрос — это одна из сторон процесса рыночного ценообразования.

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.

На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос и наоборот.

Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

Предложение - это количество товаров, предлагаемых производителем для продажи на рынке.

Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок и наоборот.

Прямая зависимости между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.


Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов


Финансы в узком смысле – это денежные средства. Но обычно профессиональные финансисты говорят, что «финансы» — это не деньги, а особого рода экономические отношения по поводу образования, распределения и использования централизованных и нецентрализованных фондов денежных средств. Они занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Финансы в широком смысле – совокупность экономических (денежных отношений) отношений в процессе создания и использования (централизованных и нецентрализованных фондов денежных средств). Т.е. финансы – система экономических отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов); в просторечье (нефинансистами) этот термин используется также для обозначения денежных средств предприятия. Данное употребление термина финансы следует рассматривать как бытовой «сленг», связанный с неадекватным переводом иностранного слова.

Упрощенно можно сказать, что термин «финансы» обозначает экономические отношения, связанные с кругооборотом денежных средств.

Финансы представляют собой систему экономических отношений, связанных с кругооборотом денежных средств, образованием, использованием денежных доходов, контроля за производством, распределением, использованием национального продукта.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.