Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 889
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1.1.4. Элементарные Законы Экономики
Вести войну честно – значит проиграть ее.
Восточная мудрость
Человеческая природа несовершенна, и даже у приличных с виду людей постоянно возникают соблазны кого-нибудь обмануть.
У инженеров-конструкторов есть очень мудрая традиция: прежде чем разрешить вчерашнему студенту приступить к созданию новой техники, технологии от него требуют заучивания Правил Техники безопасности НАИЗУСТЬ. Только так может появиться возможность снизить до минимума технические риски. К сожалению, у экономистов и предпринимателей такой традиции нет. А ведь экономические риски тоже приводят к потерям и катастрофам как личного, так и государственного масштаба.
Самые богатые люди в мире живут или родились в Америке. Самые улыбчивые люди в мире американцы и китайцы. Поэтому надо знать в чём их хитрости. Мы здесь приведём самые элементарные вещи, не зная которых Вы не поймете их коммерческой тайны. Не бойтесь, у Вас всё получится, что бы Вы не задумали!
1.1.4.1 Законы экономической Вселенной
1. Ненужное – бесплатно.
2. За всё надо платить. Если что-то нужно, то любую проблему можно решить при помощи финансов, финансовых ресурсов, источников финансирования. То есть под каждую потребность нужно искать доход за счет, которого Вы всё это покроете.
3. Защита от дурака. Т.е. учитывай человеческий фактор! А ваши контактные аудитории еще и не вполне умными быть могут быть или невежественными в чём-то.
4. Подобное к подобному.
Например, у вас организована раздельная уборка мусора. Значит в красную коробочку кладете то, что разлагается в природе 1000 лет это – целлофан. В чёрную коробочку кладёте то, что никогда не разложится – ненужный бабушкин алюминиевый кипятильник на 3-х литровую банку. Рабочий, любимый, но ненужный и т.д. А в белую коробочку положите пустую стеклянную баночку. Только помойте её сначала, как это делают в Германии. И у нас во дворе. В то вдруг мне позарез понабиться Ваша баночка, а она грязная, подумаете Вы.
5. Кто не умеет улыбаться - тот не должен открывать лавочку
. Учет Психологии в бизнесе.
6. Бесплатный сыр только в мышеловке. Или: There's no such thing as free lunch – дословно: Нет такого понятия, как бесплатный ланч. Вольный перевод: Бесплатных обедов не бывает.
7. Закон робототехники Уинстона Черчилля: «Экономь энергию: никогда не стой, когда можно сидеть, никогда не сиди, когда можно лежать».
8. Дёшево купи – дорого продай.
9. Начать новое дело – легко. А долго быть стабильным в этом деле – дано не каждому. (оптимизм и упертость).
10. Мы не такие богатые, чтобы покупать дешёвые вещи. Автором этого высказывания, ставшего уже пословицей, считают барона Ротшильда. В чем смысл или значение этой пословицы?
Если понимать под дешевыми вещами вещи плохого качества, а под дорогими товарами – отличного качества, то объяснить это выражение можно так: приобретая дешевое мы на самом деле не экономим, так как такие вещи служат мало и их приходится вновь покупать или ремонтировать.
Приобретая качественные дорогие вещи, мы тратим большую сумму только однажды, при этом экономя нервы и время, плюс ко всему такие вещи, как правило, более стильные, солидные.
Но применять пословицу надо с умом:
Один очень богатый не лишенный гонора помещик решил купить себе на базаре сапоги. Повертев в руках и ощупав одну пару сапог, помещик спрашивает у продавца:
– Сколько стоят эти сапоги?
– 20 рублей.
– Ты что мне подсунул? А подороже есть?
– Есть сапоги за 100 рублей.
– Тащи.
Продавец уносит сапоги, возвращается с той же парой, отдает помещику.
Помещик:
– Ну, вот! Это другое дело! Это то, что мне нужно!
11. Как потопаешь, так и полопаешь. Закон неизбежности приложения усилий для получения результата. Труд, развитие, работа над собой и снова труд, а потом результат.
12. Время – деньги. Время — это одно из немногих сокровищ, которые у тебя уже есть. Принимай решения быстро, действуй незамедлительно, не откладывай на потом.
13. Делай то, что тебе нравится и что ты умеешь лучше всего.
14. Не бойся. Непреодолимых препятствий нет, и все сомнения живут только в твоей голове.
1.1.4.2 Потребности
Потребность - это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.
В марксистской теории
выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные.
На первом месте всегда стоят материальные потребности — пища, одежда, жильё и пр. В состав материальных включаются также потребности организаций в зданиях, сооружениях, сырье, энергии, транспорте и т.д.
Духовные потребности удовлетворяются знаниями, наукой, искусством, образованием, нравственным совершенствованием и пр. К духовной пище относятся все виды информации.
Социальные потребности - те, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необходимостью людей жить и сотрудничать.
В западной литературе распространена теория А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных (физиологические и в безопасности) до «высших» духовных (самоуважение, реализация способностей). До тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.
Степень удовлетворения потребностей определяется уровнем развития двух сфер: материальным производством и нематериальным.
Источником удовлетворения потребностей является благо т.е. любая полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющая определенную человеческую потребность. В зависимости от критериев, положенных в ее основу, блага подразделяются на материальные и нематериальные, экономические и неэкономические, общественные и необщественные, настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные.
Но потребности общества (индивидов и институтов) БЕЗГРАНИЧНЫ, полностью неутолимы. А ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ОГРАНИЧЕННЫ или РЕДКИ. Это противоречие разрешается путем выбора товаров и услуг, которые необходимо произвести, и тех, от которых в определенных условиях следует отказаться. Это и является основной экономической проблемой общества.
Экономическая теория изучает объективные законы ведения хозяйства и рациональное поведение хозяйствующих субъектов. Она исследует как разрешается основная проблема общества: несоответствие потребностей и ресурсов за счёт которых можно их удовлетворить.
1.1.4.3 Спрос и предложение товара
Товар определяется как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.
Товары могут носить как материальный
, так и нематериальный характер.
Товар обладает двумя свойствами:
• способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
• способностью обмениваться на другие товары.
Для экономических субъектов (предпринимателей, вкладчиков капитала, домашних хозяйств, фирм) важной категорией является ЦЕНА.
Цена товара служит ориентиром, руководствуясь которым и производители, и потребители обеспечивают свой личный интерес.
Главными ценообразующими факторами являются спрос, предложение и все, что на них влияет: издержки производства, редкость ресурсов, полезность товара, производственные возможности фирмы, временной интервал и др.
Спрос — это одна из сторон процесса рыночного ценообразования.
Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.
На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос и наоборот.
Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса.
Предложение - это количество товаров, предлагаемых производителем для продажи на рынке.
Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок и наоборот.
Прямая зависимости между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Финансы в узком смысле – это денежные средства. Но обычно профессиональные финансисты говорят, что «финансы» — это не деньги, а особого рода экономические отношения по поводу образования, распределения и использования централизованных и нецентрализованных фондов денежных средств. Они занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
Финансы в широком смысле – совокупность экономических (денежных отношений) отношений в процессе создания и использования (централизованных и нецентрализованных фондов денежных средств). Т.е. финансы – система экономических отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов); в просторечье (нефинансистами) этот термин используется также для обозначения денежных средств предприятия. Данное употребление термина финансы следует рассматривать как бытовой «сленг», связанный с неадекватным переводом иностранного слова.
Упрощенно можно сказать, что термин «финансы» обозначает экономические отношения, связанные с кругооборотом денежных средств.
Финансы представляют собой систему экономических отношений, связанных с кругооборотом денежных средств, образованием, использованием денежных доходов, контроля за производством, распределением, использованием национального продукта.
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.