Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 851
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
5.5. Государственный кредит
Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает необходимость привлечения свободных финансовых ресурсов населения и юридических лиц на его покрытие, и главным способом привлечения этих средств является государственный кредит.
Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.
Государство может выступать в следующих ролях:
– кредитора;
– заемщика;
– гаранта (означает поручительство государства за клиента).
Государственное кредитование – это форма субсидирования и средство перераспределения финансовых ресурсов по кредитным каналам.
Основная сфера государственного кредитования – капиталовложения:
– финансирование сельского хозяйства;
– финансирование жилищного строительства;
– финансирование отраслей экономической и социальной инфраструктуры.
Государство как гарант на рынке ссудных капиталов. Это особая форма государственного кредитования:
– риски по задержке платежа;
– банкротство;
– политические беспорядки;
– прочее.
Отличия государственного кредита от частного:
Частный кредит | Государственный кредит |
1. Мобилизуется для производственных нужд. 2. Мобилизуется ссудный капитал. 3. Погашение производится из прибавочного продукта или стоимости, которая возникает в процессе производства. 4. Расширяет сферу применения капитала (производственную сферу). |
|
Государственный кредит может быть внутренним и внешним.
Формы (внутренние) государственного кредита:
1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в сбербанках в государственные займы.
2. Казначейские ссуды.
Государственные займы осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков.
Отличие займов от налогов как источника доходов бюджета:
ЗАЙМЫ | НАЛОГИ |
1. Добровольный характер. | 1. Принудительный характер. |
2. Скрытая форма принуждения. | 2. Явная форма принуждения. |
Источники государственного кредита – временно свободные средства, которые появляются у:
предприятий;
банков;
пенсионных фондов;
страховых фондов;
населения.
Кредит берется для:
1. Финансирования бюджетного дефицита.
2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.
3. Финансирования предприятий местных органов власти.
4. Регулирования денежного обращения страны.
Классификация может производится в соответствии:
а) со сроками погашения;
б) с доходностью;
в) с валютой займа;
г) с местом и способом размещения.
Займы бывают натуральными и денежными.
По праву эмиссии – государственные и местные.
По месту размещения:
-
внутренние; -
внешние.
По доходности:
-
текущие (1, 3, 6 месяцев); -
краткосрочные (1 – 3 года); -
среднесрочные (3 – 10 лет); -
долгосрочные (10 – 50 лет)
По методам размещения:
-
добровольные; -
принудительные.
Займы могут размещаться на фондовом рынке, существующем в России с 1982 года (тогда он существовал для населения и размещал трехпроцентные займы). В 1990 году – облигации 5 % займа для населения, предприятий и организаций. Для него были привлечены брокерские фирмы.
Функции по распространению государственных займов были закреплены за Центробанком РФ, а не за брокерскими конторами.
Для инвестирования промышленности выпускаются:
валютные облигации Минфина;
золотой сертификат Минфина;
КО (краткосрочные обязательства – ценные бумаги государства, предназначенные только для предприятий)
Облигации:
рыночные (операции на фондовом рынке);
нерыночные;
специальные.
Облигации имеют нарицательную стоимость и продаются на бирже.
Государственный долг
– сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Он становится структурным элементом финансовой системы (существует Департамент государственного долга и ценных бумаг)
Для того, чтобы государство смогло расплатиться с долгами оно может уточнять займы. Уточнение может касаться:
а) доходности займов (снижение процента) – конверсия;
б) условий, касающихся сроков – консолидация;
в) объединения нескольких займов в один заем – унификация.
Государство может быть банкротом и объявить о своем банкротстве.
В СССР государственный долг существовал в 2–ух формах:
– внутренний долг правительства перед Центробанком в виде товаров народного потребления (ТНП);
– внешний долг перед странами – кредиторами.
Экономические и социальные последствия возрастания государственного долга.
Рост долга приводит к:
1) росту заимствований (в результате вытесняется частный капитал с рынка ссудного капитала);
2) непроизводительный характер использования полученных средств;
3) увеличивается нагрузка на государственный бюджет посредством роста величины процентов по кредитам.
Управление государственным долгом:
а) государственный долг должен быть вовремя погашен;
б) выплата процентов;
в) проведение конверсии, консолидации, унификации займов;
г) выпуск новых займов;
д) проведение денежно –кредитной политики;
е) прочее.
Совокупность действий государства, связанных с перечисленными действиями, называется управление государственным долгом.
Международный кредит связан с государственным долгом. Источниками международного кредита являются:
– специальные правительственные фонды;
– бюджетные средства государства;
– специальные банки (например, экспортно–импортный банк США);
– специальные международные кредитные институты (национальные, региональные, международные)
Формы международного кредита:
1) собственно кредит:
а) связанный (где кредит был получен, там и должен быть потрачен);
б) свободный (финансовый)
2) помощь.
Активное сальдо платежного баланса дает возможность делать выплаты долга (10–12 млрд. в год направлять на выплаты).
Раздел VI. Страхование
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
Страхование – система экономических отношений, предусматривающая создание различного рода специальных фондов денежных средств и использования их для возмещения ущерба. Страхование – специфическая сфера, которая имеет свои звенья:
1) социальное страхование (все методы);
2) личное страхование;
3) имущественное страхование;
4) страхование ответственности;
5) страхование предпринимательских рисков.
Страхование – одна из трех сфер финансовой системы. Страхование связано с распределением совокупность общественного продукта и части национального богатства. Для страхования в то же время характерны экономические отношения только по перераспределению доходов и накоплений, связанные с возмещением материальных и иных потерь. Таким образом, страхование связано с вероятностным движением денежной формы собственности. Страховой случай может и не наступить. Для страхования характерны все признаки финансов, но оно имеет и свои отличительные признаки:
1. Возникают перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный и иной ущерб.
2. Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба одного или нескольких субъектов на всех субъектов, вовлеченных в страхование. Эта замкнутая раскладка основана на вероятности того, что число пострадавших хозяйств обычно меньше числа участников страхования. Как правило, число пострадавших должно быть существенно меньше числа застрахованных. Для организации замкнутой раскладки ущерба создается денежный страховой фонд, формируемый за счет взносов всех участников. Размер страхового взноса представляет долю каждого из них в раскладке. Таким образом, чем шире круг участников, тем меньше сумма страхового взноса и они более доступны. Обязательное страхование вовлекает наибольшее число участников, следовательно, меньше страховой тариф и риск.
3. Страхование предусматривает перераспределение ущерба во времени и в территориальном разрезе.
4. Характерной чертой страхования является относительная безвозвратность мобилизуемых средств.