Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 898
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Рассматривая влияние инфляции на финансовые аспекты деятельности предприятия, заметим, прежде всего, что качество роста производства бывает различным. Рост может быть связан с увеличением объема реализации в натуральном выражении (реальный рост), а может явиться следствием повышения цен (инфляционный рост).
-
Методики переоценки отчетности по колебаниям товарных цен
Влияние инфляции на финансовое состояние предприятия и его отчетность определяют с помощью индексов цен. Существуют две основные концепции: а) концепция финансовой природы капитала, предполагающая абстрагирование от имущественной структуры активов предприятия; при этом отражение активов в учете делается либо по номинальным ценам, либо по ценам, выраженным с помощью общего индекса цен в денежных единицах одинаковой покупательной способности; б) концепция имущественной природы капитала, ориентирующаяся либо на индивидуальные индексы цен по конкретной номенклатуре продукции и товаров, либо на комбинацию индивидуальных и общего индекса цен.
Обе эти концепции нашли отражение в международном учетном стандарте № 15 в виде двух методик. Первая методика известна как “Методика оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной способности” (General Price Level Accounting – GPL [Общий Бухгалтерский учет Уровня цен]), вторая – “Методика переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость” (Current Cost Accounting – ССА [Бухгалтерский учет Стоимости в текущих ценах]).
В основе первой методики заложена идея Г. Свинея о трактовке капитала как вложенных в фирму денежных средств (доминанта пассива); в основе второй – идея У. Патона, трактующего капитал как совокупность определенных материальных и нематериальных ценностей (доминанта актива).
Разновидностью второй методики можно считать и смешанный подход, когда одновременно используются общий индекс цен и индексы цен по отдельным видам продукции и товаров.
Ключевым моментом в этих методиках является понятие косвенного дохода (убытка), а также способ его расчета. В частности, невязка между пересчитанным активом и пассивом может распределяться различными способами. Первый способ предполагает рассмотрение полученной величины как дохода (убытка), обусловленного влиянием инфляции, с отнесением его на статью “Нераспределенная прибыль”. Второй способ предполагает, что в силу изменения покупательной способности денежной единицы изменились и источники собственных средств, которые также пересчитываются, чтобы сохранить общую покупательную способность собственного капитала; косвенный доход (убыток), обусловленный влиянием инфляции, в этом случае будет равен разности между пересчитанными активом и пассивом.
1. МЕТОДИКА GPL
Эта методика пропагандируется сторонниками концепции финансовой природы капитала, вложенного в тот или иной вид бизнеса. Сторонники этой концепции абстрагируются от имущественной структуры активов предприятия. Упор делается на общую оценку капитала фирмы в целом с учетом покупательной способности денежной единицы, ее колебаний во времени, характеризующихся изменением индекса среднего уровня цен, или, что одно и то же, общего индекса цен.
Логика этой методики в наиболее простом виде может быть выражена следующим образом. В предприятие вложен капитал, представленный пассивной стороной баланса. Этот капитал на момент вложения средств выражался в денежных единицах определенной покупательной способности. Если по истечении некоторого времени покупательная способность денежной единицы изменилась, а это отражается уровнем общего индекса цен, то капитал должен быть пересчитан в денежные единицы новой покупательной силы. Однако этот пересчет делается не прямо, а косвенно – в основном путем пересчета связанных с пассивными статьями в рамках баланса активных статей.
Таким образом, суть методики состоит в периодическом перерасчете активов и обязательств предприятия с помощью общего индекса цен. Все операции должны отражаться в текущем учете по ценам их совершения, однако в дальнейшем при составлении отчетности данные корректируются. В результате достигается временная упорядоченность – элементы каждой статьи баланса или отчета о финансовых результатах, относящиеся к различным моментам (периодам) времени, выражаются в одних и тех же ценах.
Выше отмечалось, что инфляция как процесс снижения покупательной способности денег по-разному влияет на оценку различных балансовых статей. Поэтому ключевым моментом методики GPL является классификация объектов бухгалтерского учета на монетарные и немонетарные.
Монетарные активы (обязательства) – это учетные объекты, которые либо находятся в форме денег, либо будут оплачены или получены в виде оговоренной суммы денег. Такие объекты в силу своей природы отражаются в учете и отчетности в текущей денежной оценке и не требуют переоценки исходя из долгосрочного изменения покупательной способности денежной единицы. К ним относятся денежные средства в кассе и на расчетном счете, депозиты, финансовые вложения, расчеты с дебиторами и кредиторами.
Немонетарные активы (обязательства) – это учетные объекты, реальная денежная оценка которых меняется с течением времени и изменением цен. В силу своей природы эти объекты
2. МЕТОДИКА ССА
При всей заманчивой простоте методика GPL все-таки не удовлетворяла многих практиков и теоретиков. Ориентация на общий индекс цен не вполне правомерна, поскольку в этом случае любое конкретное предприятие подвержено влиянию инфляции лишь в некотором обобщенном смысле. Предприятие не инвестирует свои средства в общую “рыночную корзину”, поэтому с практической точки зрения его в гораздо большей степени интересует изменение цен на сырье, материалы, полуфабрикаты, услуги, которыми оно пользуется, а также изменение цен на собственную продукцию. Вследствие этого, считают критики методики GPL, при пересчете отчетности для целей анализа необходимо использовать другие подходы, в частности рыночную текущую стоимость и индивидуальные индексы цен на интересующую предприятие номенклатуру сырья, продукции, товаров, услуг. Именно этот подход и реализован в методике ССА.
Итак, суть данной методики в составлении отчетности, в которой активы представлены в текущей оценке. Основная проблема состоит в достаточной сложности и субъективности формирования текущих оценок балансовых статей. Именно по этому аспекту методика ССА подвергается наибольшей критике.
Известны три основных метода определения текущей стоимости какого-либо объекта: а) по ценам возможной реализации активов; б) по восстановительной стоимости, т. е. текущим затратам на замещение активов; в) по экономически целесообразным затратам. Первые два метода получили большее распространение.
В первом случае речь идет о тех ценах, по которым данные ценности в этот момент могут быть проданы на рынке, во втором – во сколько обойдется замена основных и оборотных средств, если бы их пришлось заменять, т. е. в первом случае речь идет о цене продажи, во втором – о цене покупки. Поскольку покупать почти всегда приходится дороже, то второй вариант приводит к более высокой оценке активов. Для кредиторов предпочтительнее первый вариант, для администрации – второй.
Последовательность счетных процедур аналогична описанной в методике GPL, только вместо общего индекса цен используются индексы цен по конкретной номенклатуре основных средств и оборотных средств. Пересчет источников собственных средств не делается, а все полученное превышение актива над пассивом балансируется статьей “Нераспределенная прибыль”.
Итак, стержневое положение этой методики заключается в следующем. Предприятие практически не подвержено влиянию инфляции, поэтому величина собственного капитала не пересчитывается. Весь прирост авансированного капитала обусловлен исключительно изменением цен на активы, которыми владеет предприятие.
Приведем формулу по которой можно определить реальную стоимость активов (например недвижимости) с учетом инфляции.
В бн. ,
В р = iинф1 : iинф0
Где: В р – реальный (очищенный от инфляции) показатель актива баланса;
В бн – номинальный показатель статьи баланса;
iинф1 – текущий индекс инфляции (отчетного периода),
iинф0 – индекс инфляции базисного периода, (в момент приобретения актива).
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
В основе процесс принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости. Относиться к ней можно по-разному в зависимости от существующих объективных и субъективных условий: темпа инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений, горизонта прогнозирования, уровня квалификации аналитиков и т.д.
Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы:
а) основанные на дисконтированных оценках (то есть учитывающие фактор времени);
б) основанные на учетных оценках (без учета фактора времени).
Оцeнка пeрспeктив развития прeдприятия
При оцeнкe пeрспeктив рпзвития прeдприятия как объeкта инвeстирования дeтальному изучeнию подлeжат основныe направлeния использования срeдств, мобилизуeмых прeдприятиeм путeм выпуска акций и других ЦБ.
Источниками информации для провeдeния подобного анализа являются:
-
проспeкты эмиссии ЦБ, в которых эмитeнтом приводятся свeдeния о прeдполагаeмых к рeализации проeктов; -
бизнeс-планы и другиe официальныe докумeнты, прeдставляeмыe инвeстору по спeциальным запросам; -
прочиe источники, в частности, тeхнико-экономичeскиe обоснования, выполнeнныe нeзависимыми консультантами и спeциализированными организациями.
Конeчная цeль подобного анализа состоит в подтвeрждeнии обоснованности и гарантий успeшной рeализации прeдполагаeмых проeктов, а такжe экономичeской эффeктивности проeктов и политичeских, экономичeских, тeхнологичeских и социальных рисков, сопряжeнных с их рeализациeй.
Таким образом, бизнес-план так же является объектом инвестиционного анализа.
Рeкомeндуeмая схeма анализа пeрспeктив развития прeдприятия включаeт слeдующиe этапы:
-
обоснованность оцeнки эмитeнтом положeния дeл в отрасли; -
обоснованность производствeнной, маркeтинговой и организационной программы рeализации проeкта; -
обоснованность финансового плана проeкта и оцeнка финансового риска eго рeализации; -
оцeнка экономичeской эффeктивности инвeстирования проeкта.
При анализe положeния дeл в отрасли инвeстор должeн оцeнить обоснованность прогноза развития отрасли, разработанный эмитeнтом. В частности, объeктом анализа здeсь выступают: