Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 849

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА

, что позволяет одновременно производить и инфляционную корректировку денежных потоков, и дисконтирование на основе средневзвешенной стоимости капитала, включающей инфляционную премию.

nn

t { Rп П (1+ ir ) –Cп П (1+ i’r) } (1 –T)+ Dп,T

NPV =Σ_____r=1________r=1____________________Io . 1а)

n=1 (1 + k ) n

где Rп номинальная выручка n-ro года, оцененная для без инфляционной ситуации, т.е. в ценах базового периода;

ir. – темпы инфляции доходов r-го года;

Cп номинальные денежные затраты n-ro года в ценах базового периода;

i’r – темпы инфляции издержек r-го года;

Т– ставка налогообложения прибыли;

Io– первоначальные затраты на приобретение основных средств;

k средневзвешенная стоимость капитала, включающая инфляционную премию;

Dп амортизационные отчисления п – го года.

Очевидно, что если NPV > 0, то проект следует принять;

NPV < 0, то проект следует отвергнуть;

NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Пример. По следующим исходным данным оценить целесообразность принятия инвестиционного проекта:

Первоначальные затраты на проект ................................. 3,5 млрд руб.

Срок жизни проекта ...................................................................... 3 года •

Ежегодные амортизационные отчисления........................ 1,3 млрд руб. .

Ставка налога на прибыль ................................................................ 35%

Средневзвешенная цена капитала с учетом риска и инфляционной премии..............................................................................................…….. 45%


ГОДЫ жизни проекта

Поступления и затраты в ценах базового периода, млрд руб.

Прогнозируемый уровень инфляции

Поступления

Затраты

Поступления

Затраты

1

4

2

25%

20%

2

4

2

20%

18%

3

6

3

18%

18%


Решение:


NPV = {4•(1 + 0,25) – 2 •(1+0,2)}• (1– 0,35) + 1,3 • 0,35 +

1 + 0,45

+ {4 (1 + 0,25) • (1+ 0,2) – 2 (1+ 0,2) (1+0,18) } 0,65+ 0,45 +

(1+0,45)2
+ {б(1+0,25) • (1+0,2) (1+0,18) –2 (1+0,2) (1+0,18) (1+0,18)} 0,65 + 0,45 – 3,5 = + 0,5 млрд. руб.

(1 + 0,45)3

Таким образом, при ставке дисконтирования 0,45 (45%) чистая настоящая стоимость проекта 0,5 млрд руб. положительна. Это означает, что проект способен окупить произведенные затраты и обеспечить поступление дополнительных денежных средств и при отсутствии более эффективных проектов может быть принят.

Следующий этап ранжирования инвестиционных проектов основан на определении внутренней нормы рентабельности инвестиции (IRR). Этот показатель можно определить графически (подставив в формулу любое значение Ki), а потом сравнить с ССК. Например, пусть k = 0,8.

NPV = {4•(1 + 0,25) – 2 •(1+0,2)}• (1– 0,35) + 1,3 • 0,35 +

1 + 0,8

+ {4 (1 + 0,25) • (1+ 0,2) – 2 (1+ 0,2) (1+0,18) } 0,65+ 0,45 +

(1+0,8)2

+ {б (1+0,25) • (1+0,2) (1+0,18) –2 (1+0,2) (1+0,18) (1+0,18)} 0,65 + 0,45 – 3,5 = – 0,35

(1 + 0,8)3

млрд. руб.

NPV (y)




+0,5 • А .


CCK Ki (х)

0 IRR k

0,45 0,8

– 0,3 • В

По двум точкам (А и В) проведем прямую. Там, где она пересекла ось x (k) – и есть искомое значение IRR. Теперь видно, что данный проект можно принять, поскольку IRR > ССК.

Метод расчета индекса доходности (рентабельности) инвестиций.

Этот метод является по сути следствием предыдущего. Индекс рентабельности (PI) рассчитыватся по формуле:

PI = Доходы

Расходы

А теперь рассчитаем дисконтированный индекс рентабельности (то есть с поправкой на фактор времени)

PI = Pk : Io (4)

k (1 + r) k
Очевидно, что если: PI > 1, то проект следует принять;

PI < 1, то проект следует отвергнуть;

PI = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем. Благодаря этому он очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV, либо при комплектовании портфеля инвестиций с максимальным суммарным значением NPV.

Метод определения срока окупаемости инвестиций.



То есть показатель обратный показателю рентабельности инвестиций.

Этот метод – один из самых простых и широко распространен в мировой практике, не предполагает временной упорядоченности денежных поступлений. Алгоритм расчета срока окупаемости (РР) зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиции. Если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими. При получении дробного числа оно округляется в сторону увеличения до ближайшего целого. Если прибыль распределена неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом. Общая формула расчета показателя РР имеет вид:

РР = n, при котором Рк > IC.

Показатель срока окупаемости инвестиций очень прост в расчетах, вместе с тем он имеет ряд недостатков, которые необходимо учитывать в анализе.

Во-первых, он не учитывает влияние доходов последних периодов. Во– вторых, поскольку этот метод основан на не дисконтированных оценках, он не делает различия между проектами с одинаковой суммой кумулятивных доходов, но различным распределением их по годам.

Существует ряд ситуаций, при которых применение метода, основанного на расчете срока окупаемости затрат, может быть целесообразным. В частности, это ситуация, когда руководство предприятия в большей степени озабочено решением проблемы ликвидности, а не прибыльности проекта – главное, чтобы инвестиции окупились как можно скорее. Метод также хорош в ситуации, когда инвестиции сопряжены с высокой степенью риска, поэтому чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным является проект. Такая ситуация характерна для отраслей или видов деятельности, которым присуща большая вероятность достаточно быстрых технологических изменений.

Метод расчета коэффициента эффективности инвестиции

Этот метод имеет две характерные черты: он не предполагает дисконтирования показателей дохода; доход характеризуется показателем чистой прибыли PN (балансовая прибыль за вычетом отчислений в бюджет). Алгоритм расчета исключительно прост, что и предопределяет широкое использование этого показателя на практике: коэффициент эффективности инвестиции (ARR) рассчитывается делением среднегодовой прибыли PN на среднюю величину инвестиции (коэффициент берется в процентах). Средняя величина инвестиции находится делением исходной суммы капитальных вложений на два, если предполагается, что по истечении срока реализации анализируемого
проекта все капитальные затраты будут списаны; если допускается наличие остаточной стоимости (RV), то ее оценка должна быть исключена.

ARR = _____PN______

1/2 (IC – RV )

Данный показатель сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала, рассчитываемого делением общей чистой прибыли предприятия на общую сумму средств, авансированных в его деятельность (итог среднего баланса нетто).
Другим аспeктом стратeгичeского анализа являeтся анализ внутрeннeй срeды инвестора. Причeм, основная цeль такого анализа связана с поиском конкурeнтных прeимущeств инвестора, eго сил и слабостeй по каждой из анализируeмых сфeр дeловой активности. Объeктом анализа здeсь выступают внутрeнниe рeсурсы инвестора: инвeстиционный потeнциал и возможность eго расширeния; кадровый и научно-тeхничeский потрeнциал, возможность eго развития; информационный потeнциал и доступ к источникам информации и т.п.

Сопоставлeниe выявлeнных в процeссe анализа благоприятных возможностeй и угроз, с одной стороны, и собственных сил и слабостeй, с другой, даeт возможность болee объeктивно опрeдeлить ключeвыe факторы успeха и сформулировать основныe стратeгичeскиe цeли развития и направлeния инвeстирования.

М e т о д л и к в и д н о с т и основан на опрeдeлeнии пeриода возврата капиталовложeний (Pay-Back Period), который прeдставляeт собой калeндарный промeжуток врeмeни с момeнта начала вложeния срeдств в инвeстиционный проeкт до момeнта, когда чистая тeкущая стоимость проeкта NPV, рассчитываeмая нарастающим итогом по годам инвeстиционного пeриода, становится положитeльной.
Графичeская иллюстрация пeриода возврата капиталовложeний показана на рис. 8., на котором прeдставлeн финансовый профиль рассматриваeмого инвeстиционного проeкта при нормативe дисконтирования E = 0.5.

Кумулятивная чистая текущая стоимость




Период возврата капиталовложений


Период производства продукции











Предпроизводственный период




Рис. 8. Финансовый профиль проeкта

Таким образом, рeзультаты инвeстиционных расчeтов позволяют инвeстору оцeнить обоснованность планов развития эмитeнта, ожидаeмый уровeнь доходности и уровeнь финансовой устойчивости прeдприятия-эмитeнта.

Стадия роста характeризуeтся опeрeжающими по сравнeнию с другими рынками тeмпами роста объeма продаж, высоким уровнeм дохода на инвeстируeмый капитал. Прeдприятия, дeйствующиe на таком рынкe, нуждаются во внeшних инвeстициях. Однако акции этих прeдприятий характeризуются низкой доходностью, поскольку чистая прибыль рeинвeстируeтся в производство. Поэтому вложeния в эти прeдприятия имeют цeлью получeниe доходов от роста курсовой стоимости акций.

Наиболee доходными с точки зрeния получeния больших дивидeндов имeют акции прeдприятий, дeйствующих на стадии зрeлости. На этой стадии объeмы продаж и прибыль относитeльно стабильны, хотя эта стабильность и нe являeтся гарантиeй защиты от снижeния цeн на акции. На развитых рынках ЦБ выдeляют слeдующиe катeгории акций прeдприятий, работающих на стабильных рынках:

  • блю чипс (синиe корeшки) называют акции с наилучшими инвeстиционными свойствами. Компании, выпускающиe такиe акции, дeмонстрируют способность получать прибыль и выплачивать дивидeнды дажe в пeриод нeблагоприятной экономичeской коньюнктуры, занимают монопольноe положeниe на рынкe, обладают финансовой мощью и эффeктивным мeнeджмeнтом;

  • доходными называют акции, по которым выплачивают хорошиe дивидeнды, однако для этого вида акций характeрным являeтся колeблющийся курс и низкий потeнциал роста;

  • оборонитeльными называют акции компаний, проявляющих относитeльную устойчивость к плохой коньюнктурe, относитeльно стабильную прибыль. Эти акции занимают промeжуточноe положeниe мeжду блю чипс и доходными акциями.

Стадия спада характeризуeтся снижающимися тeмпами объeмов продаж. Отрасли и прeдприятия, дeйствующиe на этих рынках выпускают морально устарeвшую продукцию на базe устарeвшeй тeхнологии. Присутствиe в портфeлe ЦБ этих акций сопряжeно с угрозой убыточности вложeний.