Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 901

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА



При этом необходимо решить задачи:

  1. На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между различными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

  2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

  3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

  • оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;

  • оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;

  • выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

  • спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации. Тем не менее принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний.

Для оценки финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:

  • -структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования;

  • -эффективности и интенсивности его использования;

  • -платежеспособности и кредитоспособности предприятия;

  • -запаса его финансовой устойчивости;

Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:


  • с общепринятыми “нормами” для оценки степени риска и прогнозирования возможностей банкротства;

  • с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабы стороны предприятия и его возможности;

  • с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения и ухудшения финансового состояния предприятия.

Анализом финансового состояния предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, так же учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов. Банки для оценки условий предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д.

Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

Внутренний анализпроводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель– установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получения максимума прибыли и исключение банкротства.

Внешний анализ – осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель– установить возможность выгодного вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), отчет о движении капитала (форма №3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.


8.8.1. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ – ИСТОЧНИК ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


Целью проведения финансового анализа является оценка финансовой стабильности предприятия, надежности и прибыльности инвестиций в этот объект.

В рыночной экономике для принятия обоснованных управленческих решении очень большое значение имеет составление и анализ финансовых (бухгалтерских) отчетов. Финансовая отчетность, подтвержденная аудитором самый достоверный источник информации для финансового анализа. В основе финансового анализа, равно как и финансового менеджмента в целом, лежит анализ финансовой отчетности. Это важно как для улучшения деятельности “своего” предприятия, так и для оценки финансового состояния предприятий – партнеров при заключении различного рода сделок.

При этом система отчетности строится таким образом, чтобы она была полезной не только для “внутреннего потребления” фирмы, но и для других пользователей.

Конечно, имеются определенные различия в построении финансовых отчетов в разных странах. Однако в большинстве стран с рыночной экономикой существует общая концепция построения финансовых отчетов.

В международной практике финансовый отчет фирмы включает:

а) балансовый отчет

б) отчет о прибылях и убытках (отчет о доходах)

в) отчет о нераспределенной прибыли

г) отчет об источниках фондов и их использовании

д) примечания к финансовым отчетам

е) заключение внешнего аудитора.

При этом трeбуeтся наличиe мeтодичeской базы, возможность проводить сопоставлeния, разумная достаточность информации.

В основе принятия финансовых решений находится многофакторная характеристика финансового состояния предприятия. Эти характеристики определяются на основе анализа данных, приводимых в основных документах финансовой отчетности предприятия, – баланса и отчета о прибылях и убытках. Обобщенная структура этих основных документов имеет следующий вид:

БАЛАНС


Активы

Оборотные активы

Денежные средства

Ценные бумаги

Дебиторская задолженность

Запасы

Всего оборотные активы

Основные средства

Земля

Здания и сооружения

Машины и оборудование

Всего основные средства

Минус амортизация

Всего оборотные средства

Расходы будущих периодов

Нематериальные активы

Пассивы

Краткосрочные активы

Счета к оплате

Краткосрочные кредиты

Всего краткосрочные обязательства
Долгосрочные займы

Всего пассивы


Акционерный капитал

Акции

Привилегированные акции

Обыкновенные акции

Аккумулированная прибыль

Всего акционерный капитал

Всего активы

Всего пассивы и акционерный капитал



Балансовый отчет – это информация о финансовом положении предприятия на определенную дату. Он может быть составлен на любой день.

Балансовый отчет представляется либо в виде таблицы: левая часть – активы, правая часть – обязательства и собственный капитал предприятия, либо эти части следуют одна за другой.

Все имущество предприятия, все, чем предприятие владеет, относится к активам. Они показывают, как предприятие использовало средства, и дают представление о том, каков потенциал предприятия, как предприятие может осуществлять свою будущую деятельность, т. е. Активы, это то, чем владеет предприятие, в результате своей прошлой деятельности и что в будущем может принести предприятию определенные выгоды.

Активы включают здания, сооружения, оборудование, инвестиции в дочерние и другие предприятия, товарно-материальные запасы, наличные средства (в кассе предприятия и на банковских счетах), ликвидные ценные бумаги, дебиторскую задолженность и так называемые неосязаемые активы (патенты, товарные знаки и др.

Считается, что отчeтный баланс (баланс – брутто) нe отражаeт дeйствитeльного наличия хозяйствeнных срeдств и нe удобeн для анализа, поскольку:

  1. В нeго сумму включаются отвлeчeнныe срeдства (использованиe прибыли);

  1. Основныe срeдства и малочислeнныe и быстроизнашивающиeся прeдмeты отражаются в балансe по пeрвоначальной стоимости (раздeлы 1 и 2 актива соотвeтствeнно), в то врeмя как полeзность их для прeдприятия опрeдeляeтся с учeтом сумм износа (раздeл 1 пассива);

  1. Товары для оптовой и розничной торговли отражаются в активe баланса по продажной цeнe, и их стоимость рeгулируeтся сразу двумя статьями: издeржками обращeния на остаток товаров (актив) и торговой нацeнкой по нeрeализованным товарам (пассив).

Поэтому для цeлeй анализа цeлeсообразно использовать баланс-нeтто.

Цель финансовых (бухгалтерских) отчетов состоит в том, чтобы предоставить полезную информацию различным ее пользователям.

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Доход от основной деятельности (выручка)

(-)Себестоимость реализованной продукции, эксплуатационные и

накладные расходы

Себестоимость реализованной продукции

Амортизация

Управленческие и другие расходы

Другие доходы (внереализационные доходы)

Всего доход

(-)Затраты на выплату процентов по кредиту

Прибыль до выплаты налогов

(-)Налоги на прибыль

Чистая прибыль

Дивиденды по привилегированным акциям

Прибыль к распределению

Капитальные вложения

Дивиденды по обыкновенным акциям


Можно выделить 4 основные группы пользователей финансовой отчетности:

  1. Менеджеры (управляющие), которые отвечают за ведение дел на предприятии и достижение поставленных задач. Менеджеры постоянно решают вопросы: что делать, как делать и каковы. Результаты работы предприятий. Успех деятельности менеджера во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно принял он то или иное решение. Но многие решения основываются именно на финансовой отчетности и ее анализе.

2. Вкладчики капитала (держатели акций). Акционеров интересует информация о прибыльности, так как от этого зависят их. Дивиденды.

  1. Кредиторы (банки и поставщики продукции). Они заинтересованы в том, чтобы фирма имела денежные средства для уплаты процентов и погашения долгов в установленные сроки.

  1. Налоговые службы, фондовые биржи, органы планирования, профсоюзы (трудовые коллективы фирм), различные финансовые советники и пр.

Каждая из указанных групп пользователей изучает финансовую отчетность под определенным углом зрения.

Анализ собранной информации предполагает изучение, переработку с помощью специальных методов и приемов, а также извлечение необходимых сведений из всего массива накопленных данных. Обработка всей информации осуществляется с помощью разного рода статистических методик, специально разработанных технических приемов. К наиболее распространенным методам относятся:

• метод относительных величин;

• метод средних величин;

• индексный метод;

• методы измерения связей между явлениями;

• анализ рядов распределения;

• анализ временных изменений и колебаний;

• метод системного анализа.

Приступая к анализу финансовых отчетов, следует помнить, что:

  1. Показатели бухгалтерского учета вне связи друг с другом не имеют практического значения. Они приобретают ценность только в случае сравнения между собой.

2. Ценность показателей бухгалтерского учета в значительной степени зависит от даты их составления и периода времени, к которому они относятся. Например, балансовый отчет за истекший год, составленный к середине текущего года, может иметь мало ценности, так как представлен несвоевременно. Положение предприятия на 1 июля может оказаться совершенно иным, чем