Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 451

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Методы и приёмы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ

Урок № 21 «Повторяем орфограмму «Мягкий знак после шипящих».

Урок № 22 «Повторяем местоимение»

Урок № 23 «Орфограммы приставок»

Урок № 24 «Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак»

Ъ Ь

Урок № 25 «Изложение»

Урок № 26 «Разбор по членам предложения»

Урок № 27 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 28 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 29 «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Урок № 30 «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Урок № 31 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 32 «Текст»

Урок № 33 «Глагол»

Урок № 34 «Глагол как часть речи»

Урок № 37 «Текст»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ф.И. ученика (цы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

в диагностической работе по русскому языку для учащихся 4 класса

Уровни сформированности орфографических умений

Анализ диагностической работы

Критерии оценивания уровня усвоения орфограмм

Уровень усвоения орфограммы «Безударная гласная в корне»

Уровень усвоения орфограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

«Непроизносимая согласная в корне»

Уровень усвоения орфограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Светлячок.

Бабушкин сад.

Ребята и утята

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Грустная песенка о слонёнке

ПРИЛОЖЕНИЕ 16


Следующая программа, которую мы решили проанализировать это программа по русскому языку УМК «Начальная школа 21 век», автором которой является Виноградова Н.Ф.[7]. Целями обучения в данной программе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

  • формирование умений и навыков грамотного письма, безошибочного письма;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Социокультурная цель изучения русского языка решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Для реализации этой цели в программе учитывают:

  • грамотное и безошибочное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: память, мышление;

  • навык грамотного письма формируется только лишь при регулярном выполнении заданий и упражнений;

  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму.

В программе выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и

«Развитие речи».

Цель блока «Как устроен наш язык» заключается в ознакомлении с основными лингвистическими знаниями. Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного письма, безошибочного письма. Блок

«Развитие речи» способствует формированию и совершенствованию коммуникативных умений учащихся.

Данная программа ориентирует обучающегося не на заучивание
определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.

Программы «Начальная школа XXI века» и «Гармония» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы и Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального

общего образования. В каждой из этих программ выделено достаточное количество часов для развития орфографического навыка, начиная с 1 класса. Отсюда вывод, что по какой бы образовательной программе не работал педагог, всё будет зависеть от того, какие методы, приёмы и виды упражнений будет использовать учитель для совершенствования учащимися орфографических навыков.

У каждой из рассматриваемых программ по русскому языку в начальной школе в учебно-методический комплект для школьника входит учебник в двух частях и рабочие тетради. Для анализа мы возьмём только учебники, так как школа не всегда может приобрести рабочие тетради.

Рассмотрим учебник «Русский язык» 4 класс, авторами которого являются М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко по программе «Гармония» [43]. Учебник имеет коммуникативно-деятельностную направленность, способствует развитию детей, становлению самостоятельности, интереса к изучению русского языка, грамотности. Обязательное дополнение

к учебнику – тетради – задачники с печатной основой.

Как и в каждом учебнике, здесь есть условные обозначения и справочные страницы. Справочные страницы включают в себя толковый и орфографический словарь, словарь трудностей (как правильно изменить слово, какого рода и числа, правильная постановка ударения и т. д.), памятки и дополнения к ним.

Авторы учебника уделяют большое внимание, совершенствованию орфографического умения, опираясь на принципы правописания. Обучение построено на коммуникативной основе – беседуют с учеником, подводя их к новому знанию. Изучая новый материал, авторы учебника продолжают работу над решением орфографических задач. Например, тема «Что ты знаешь об именах существительных?» (упражнение 172 с.83). Задание: Найди пословицу и спиши её (памятка «Как списывать»). Из других слов выпиши слова с орфографическими задачами и реши их.

  1. С.детьсовсем (без)дела

Ябдаже(не)сумела.(Э.Мошковская)

  1. Деломастерабои(ца).

При работе над изложением ученикам даётся текст, в словах которых пропущены буквы (упражнение 295, с. 135). Поэтому ученику, прежде чем написать изложение, надо не только озаглавить текст, составить план, но и решить каждую орфографическую задачу.

Встречается много упражнений, где учащиеся должны найти ошибки, проверить верно ли, выполнено задание и т.д. Много заданий воспитательного характера, например, «Не смог разобраться в таблице. Поможешь?» (упражнение 269, с.123).

В учебнике есть задания, которые нужно выполнять в паре или в группе. Проводится работа над созданием деловой речи. Дополнительные сведения, важные сведения и помощь от автора выделяется рамками разного
цвета. В учебнике имеются задания повышенной трудности.

Таким образом, учебник русского языка для учащихся 4 класса по программе «Гармония» способствует совершенствованию орфографических умений, но только при наличии рабочей тетради, так как в нём много упражнений, где значок условного обозначения «Выполняй задание в тетради – задачнике».

Учебник русского языка 4 класса по программе «Начальная школа 21века», авторами которого являются С.В.Иванов, М. И.Кузнецова, Л.В.Петленко и др., включают в себя тематические блоки: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи» [22]. В учебнике есть орфографический и толковый словари. В помощь ученикам в конце учебника имеется алгоритмы фонетического и морфологического разбора слова, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения.

Каждый урок пронумерован и написана тема урока. При изучении новых орфограмм используются различного вида упражнения. Возьмём для рассмотрения урок 45 «Правописание ться и тся в глаголах». Вначале

урока даётся подготовительное упражнение в рубрике «Давай подумаем».

Ученики сначала читают текст, в котором выделены слова, оканчивающиеся на -ца, -тся и -ться. Затем им нужно попробовать определить, когда пишется - ца, когда -ться, а когда -тся, обратив внимание на то, какими частями речи они являются.

Далее авторы учебника предлагают проверить вывод Лиды, чтобы доказать или опровергнуть его. В рубрике «Подсказка» учащимся предлагается определить форму
глаголов в первом и втором столбиках. Исходя из выполненных заданий, дети уже сами могут сформулировать правило, когда пишется -ца, когда -ться, когда -тся. Свои выводы они могут проверить, прочитав правило в учебнике, которое даётся детям в доступной для них форме. После прочтения правила идёт вводное упражнение, в котором нужно записать слова в три столбика:

  1. имена существительные;

  2. глаголы в начальной форме;

  3. глаголы в форме 3-го лица.

Тренировочные упражнения даны различного вида сложности. На данном уроке, в задании повышенной сложности, предлагается списать слова, заменяя транскрипцию буквенной записью, задавая письменно вопрос. Предусмотрены упражнения для работы в паре. Конкретно на этом уроке, при работе в паре, учащимся нужно записать слова в определённом порядке: сначала глаголы в начальной форме, потом этот же глагол в форме третьего лица, единственного числа, а затем в форме третьего лица множественного числа.

Исходя из анализа, можно сделать вывод, что в учебниках, рассматриваемых программ, предусмотрены задания для формирования совершенствования орфографического умения, но до идеала им далеко. В учебниках по программе «Гармония» и «Начальная школа 21 века» повторение изученных орфограмм идёт параллельно с изучением новых. Используются различного вида упражнения: подготовительные, вводные,

пробные, тренировочные и т.д.