Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 461

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Методы и приёмы формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ

Урок № 21 «Повторяем орфограмму «Мягкий знак после шипящих».

Урок № 22 «Повторяем местоимение»

Урок № 23 «Орфограммы приставок»

Урок № 24 «Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак»

Ъ Ь

Урок № 25 «Изложение»

Урок № 26 «Разбор по членам предложения»

Урок № 27 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 28 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 29 «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Урок № 30 «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Урок № 31 «Синтаксический разбор предложения»

Урок № 32 «Текст»

Урок № 33 «Глагол»

Урок № 34 «Глагол как часть речи»

Урок № 37 «Текст»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ф.И. ученика (цы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

в диагностической работе по русскому языку для учащихся 4 класса

Уровни сформированности орфографических умений

Анализ диагностической работы

Критерии оценивания уровня усвоения орфограмм

Уровень усвоения орфограммы «Безударная гласная в корне»

Уровень усвоения орфограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

«Непроизносимая согласная в корне»

Уровень усвоения орфограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Светлячок.

Бабушкин сад.

Ребята и утята

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Грустная песенка о слонёнке

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

вывод, что у учащихся хорошо развиты умения: применять правило, определять тип орфограммы и осуществлять самоконтроль. Эти умения развиты на уровне выше среднего. Чуть хуже обстоят дела с умением находить орфограмму. Большинство детей не смогли найти все орфограммы, которые им встретились в предложении. Поэтому это умение развито только на среднем уровне.

На рисунке 1 хорошо просматривается уровень сформированности орфографических умений. По вертикали обозначено количество учащихся, выполнивших диагностическую работу на определённом уровне. По горизонтали обозначены орфографические умения. Цветом обозначены уровни. Синим цветом, обозначены учащиеся, имеющие высокий уровень сформированности орфографического умения. Красным цветом обозначены учащиеся, имеющие уровень выше среднего, зелёным – средний уровень, а низкий уровень обозначен фиолетовым цветом.


Рис. 1 Уровень сформированности орфографических умений

Для того чтобы проанализировать уровень сформированности каждой орфограммы, задействованной в диагностике, были разработаны критерии оценивания уровня усвоения орфограмм (Приложение 5).

Максимальный балл по «Правописание безударной гласной» 13 баллов. Если ученик набрал 12-13 баллов, то – это высокий уровень, 10-11 баллов – выше среднего, 7-9 баллов – средний уровень, меньше 7 баллов – низкий.

На высоком уровне знание орфограммы «Парная согласная в корне», если учащийся набрал 9 баллов. Выше среднего у тех, кто набрал 7-8 баллов, средний уровень – 5-6 баллов и низкий уровень, если меньше 5 баллов.

На высоком
уровне владеют орфограммой «Непроизносимая согласная» ученики, которые набрали 8 баллов. 6-7 баллов у учащихся, которые имеют уровень знаний этой орфограммы выше среднего. На среднем уровне учащиеся, у которых 4-5 баллов и низкий уровень, у кого меньше 4 баллов.

Высокий уровень владения орфограммой «Разделительный Ъ и Ь», если учащийся набрал 6 баллов, уровень выше среднего у тех, кто получил только 5 баллов, средний уровень 4 балла и меньше 4 баллов – низкий.

Проанализируем и определим уровень каждой из четырёх взятых орфограмм и соотнесём с уровнем сформированности орфографических умений.

Задания, направленные на проверку орфограммы «Правописание безударной гласной в корне» (Приложение 6), на высоком уровне выполнили четверо учащихся (27%), на уровне выше среднего – двое детей (13%), на среднем уровне – четверо учеников (27%), на низком уровне – пятеро (33%) . Показатель по классу средний уровень. Рассмотрим причины таких результатов. Мы видим, что из 15 учащихся умеют находить орфограмму

«Безударная гласная в корне» только три человека. Восемь учеников не сумели найти все слова с безударной гласной в корне слова, а четыре ученика совсем не увидели такой орфограммы. Умеют определять тип орфограммы

«Безударная гласная в корне» восемь учащихся, частично с этим справились шесть учеников, и один совсем не справился. Аналогичные результаты мы видим по умению применять правило. Осуществляют самоконтроль по данной орфограмме двенадцать учащихся. Двое учащихся владеют этим умением не в полном объёме, и

один ученик не может осуществлять самоконтроль.

Проанализируем уровень усвоения орфограммы «Правописание парной согласной» (Приложение 7). Результат по классу выше среднего. На высокий уровень выполнили четыре ученика (27%), уровень выше среднего у шести учащихся (40%), средний уровень – у двух (13%) и на низком уровне у трёх (20%). Исходя из результатов уровня усвоения орфограммы

«Правописание парной согласной» можно отследить, как учащиеся применяют орфографические умения. Умеют находить орфограмму

«Правописание парной согласной» только семь учеников, остальные данной орфограммы не обнаружили. Сумели определить тип орфограммы семь учащихся, шесть учеников владеют этим умением не в полном объёме. И двое учащихся не смогли определить тип орфограммы. Все учащиеся, кроме

одного, умеют применять правило к словам, в которых есть орфограмма

«Правописание парной согласной». Десять учеников умеют осуществлять самоконтроль, а пять детей владеют этим умением на среднем уровне.

Анализ усвоения орфограммы «Непроизносимая согласная» (Приложение 8) по классу показал уровень выше среднего. На высоком уровне выполнили задания шестеро учащихся (40%), на уровне выше среднего шестеро учеников (40%) , на среднем уровне один ребёнок (7%) , а на низком уровне двое (13%).Все учащиеся, кроме двух детей, могут находить эту орфограмму в тексте. С определением типа орфограммы

«Непроизносимая согласная» справились одиннадцать учеников. Два ученика не смогли увидеть в слове «радостный» две орфограммы. Они это
слово определили к орфограмме «Безударная гласная в корне», а орфограмму

«Непроизносимая согласная не заметили. Один ученик путает орфограммы

«Непроизносимая согласная в корне» с «Парной согласной в корне». Ещё один ученик совсем не справился с заданиями на умение определять тип орфограммы. Двенадцать учащихся умеют применять правило на орфограмму «Непроизносимая согласная в корне». Двое учащихся владеют этим умением частично. И один ученик умением применять правило не обладает. Осуществляют самоконтроль в написании орфограммы

«Непроизносимая согласная в корне» восемь учащихся. Остальные учащиеся этим умением владеют не в полном мере.

Следующая орфограмма, которую мы подвергли анализу это

«Разделительные Ъ и Ь знаки в словах» (Приложение 9). Данная орфограмма усвоена учащимися на уровне выше среднего. Пятеро учащихся (33%) выполнили задания на высоком уровне, столько же ребят сделали на уровне выше среднего, на среднем уровне – трое (20%) и двое учеников (13%) на низком уровне. Умеют определить тип орфограммы «Разделительные Ъ и Ь знаки в словах» одиннадцать учеников. Остальные учащиеся с заданием на выявление этого орфографического умения не справились в полном объёме. Восемь учащихся умеют применять правило. Шесть учеников владеют этим

умением на среднем уровне и один ученик на низком уровне. Осуществляют самоконтроль все, кроме двух.

Проанализировав уровень сформированности каждой орфограммы, мы можем сделать общий вывод и определить уровень усвоения проверяемых орфограмм (Приложение 10).

Исходя из общих результатов, мы видим, что орфограммы «Парная согласная в корне», «Непроизносимая согласная в корне» и «Разделительный
Ъ и Ь знаки в словах» усвоены учащимися на уровне выше среднего. Орфограмма «Правописание безударной гласной в корне слова»» на среднем уровне.

Из анализа «Уровня усвоения проверяемых орфограмм» (Приложение 10) мы видим, что высокий уровень сформированности проверяемых орфограмм у шести учащихся (40%), уровень выше среднего у четырёх учащихся (27%), средний уровень усвоения у трёх человек и, к сожалению двое учеников (13%) имеют низкий уровень.

Рассмотрим соотношение уровня сформированности орфографических умений и уровня усвоения проверяемых орфограмм (Приложение 11).

Мы видим, что уровни соотношения совпадают у 13 учащихся (87%). И только у двух (13%) учащихся уровень сформированности орфографических умений ниже, чем уровень усвоения орфограмм. Уровень орфографических умений – средний, а уровень усвоения орфограмм – выше среднего. Отсюда следует, что если бы уровень сформированности орфографических умений был бы выше, то тогда и уровень усвоения был бы лучше. Так же мы наблюдаем такую картину, что двое учащихся имеют уровень ниже базового в обоих случаях. Работа с этими учащимися предстоит большая.

Уровни соотношения сформированности орфографических умений хорошо просматривается на рисунке 2. По вертикали отображено количество учащихся, а по горизонтали два уровня: уровень сформированности орфографических умений и уровень усвоения проверяемых орфограмм.

Синим цветом обозначен высокий уровень, красным выше среднего, зелёным – средний, фиолетовым – низкий уровень.



Рис. 2 Соотношение уровня сформированности орфографических умений и уровня усвоения