Файл: Учебнометодическое пособие Белгород 2020 Печатается по решению Рецензенты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 573

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Лекция №1

Практическое занятие №1

Особенности академического письма. Научная статья

Практическое занятие №2

Мастерская «Создание академического текста»

Лекция №2

Лабораторное занятие №3

(с использованием компьютерного оборудования)

Практическое занятие №4

Оформление ссылок и библиографии в академическом тексте

Лекция №3

Практическое занятие №5

Тезис и аргументация в научной статье

Лекция №4

Практическое занятие №6

Композиция академического текста. Основная часть научной статьи

Практическое занятие №7

Введение и заключение научной статьи

Лекция №5

Занятие-практикум №8

Редактирование академического текста

Практическое занятие №9

Аннотация и реферат

Практическое занятие №10

Курсовая работа

Практическое занятие №11

Устное выступление с докладом

Занятие-конференция №12

Информационное письмо

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

интригой лишь условно. Чаще всего такие работы начинаются с описания контекста выбранного направления или темы.

Далее во введении тема исследования сужается до проблемного вопроса, который чаще всего позволяет определить и актуальность работы. Здесь происходит «сужение воронки». Завершается абзац научного эссе формулировкой тезиса и описанием структуры работы (см. Схема 10 «Элементы введения»).



Схема 10. Элементы введения
В крупных текстах могут быть и другие элементы введения. Познакомьтесь с блоками введения курсовой работы и подумайте, какие из перечисленных элементов факультативны, а какие – обязательны?

  • Введение в тему

  • Проблема

  • Актуальность

  • Научная новизна

  • Цель и задачи исследования

  • Гипотеза

  • Тезис

  • Объект и предмет исследования

  • Материал исследования

  • Методы исследования

  • Методологическая база исследования

  • Практическая и теоретическая значимость работы

Не забудьте, что введение должно отражать суть вашей работы, не ставьте во введении те задачи, которые вы не решаете в своем исследовании.

После введения приступаем к написанию заключения.
ВОПРОС 5

Заключение – важный элемент текста, в котором все выводы основной части должны быть изложены и обобщены. Не стоит вводить в заключение новую информацию, аргументировать и ссылаться на источники – для этого есть основная часть работы. По своему содержанию заключение зеркально отражает введение, поэтому его структура напоминает уже «обратную воронку» (термин И.Б. Короткиной). Сравнить содержание элементов заключения и введения можно по Схеме 11 «Элементы заключения».



Схема 11. Элементы заключения
Алгоритм написания заключения можно обобщить в следующих пунктах:

  • описать (перечислить) промежуточные выводы работы (это могут быть выводы по абзацам в эссе или выводы по главам в выпускной квалификационной работе);

  • сделать общий вывод, который определяет достижение поставленной цели и решение проблемного вопроса;

  • наметить перспективы дальнейшего исследования;

  • оценить полученные результаты для развития научного направления;

  • предложить варианты использования результатов исследования в практике или в теории.


Функции заключения могут быть шире, а само заключение может иметь особенности в зависимости от характера полученных выводов. Кроме того, результаты могут носить дискуссионный или промежуточный характер, особенно если исследование отличается новизной или область исследо­вания мало изучена.
Вывод

Итак, сегодня мы рассмотрели технологии организации структуры научного текста, убедились в «зеркальности» введения и заключения и выделили основные элементы этих композиционных блоков. Наш текст готов, теперь можно приступать к его редактированию, о котором мы поговорим в следующей лекции.
Глоссарий по лекции №4


Композиция

так называемый «скелет» текста, его строение, взаиморасположение составных частей. Композиция научного текста должна отражать последовательность фаз научного исследования: осознание проблемы, поиск способов ее решения, разрешение проблемы (заключение);

План текста

единообразно оформленный список, состоящий из смысловых блоков (основных мыслей) статьи, изложенных в логической последовательности;

Картирование

эффективная технология представления текста в 3-D, заключающаяся в составлении карты основных смысловых блоков статьи в наглядной форме;

Абзац

отступ вправо в начале первой строки, часть текста между двумя такими отступами26;

Тема предложения

это то, о чем говорится в тексте. Тема является отправной информационной точкой предложения;

Рема предложения

это то, что об этом говорится в тексте. Рема составляет смысловое ядро высказывания. Рема представляет собой коммуникативный центр предложения, на нее падает логическое ударение.


Список литературы

Основная

  1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: учеб. пособие / И.В. Арнольд. – М.: Флинта: Наука, 2018. – 176 с.

  2. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации / Н.И. Колесникова. – М.: Флинта, 2015. – 288 с.

  3. Короткина И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика: уч. пособие для вузов / И.Б. Короткина. -М.: Юрайт, 2018. – 295 с.

  4. Кувшинская Ю.М. Академическое письмо. От исследования к тексту: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.М. Кувшинская, Н.А. Зевахина, Я.Э. Ахапкина, Е.И. Гордиенко. – М.: Юрайт, 2019. – 284 с.

  5. Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста: учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов. – М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. – 156 с.


Дополнительная

  1. Аксарина Н.А. Технология подготовки научного текста: учеб.-метод. пособие / Н.А. Аксарина. – М.: Флинта, 2014. – 110 с.

  2. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил / В.В. Радаев. – М.: ГУ-ВШЭ; ИНФРА-М, 2001. – 202 с.

  3. Райнкинг Дж. Э. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов / Дж. Э. Райнкинг, Э.У. Харт, Р. Фон дер Остен; пер. с англ. А. Станиславского. – 3-е изд. – М.: Флинта, 2009. – 464 с.

Практическое занятие №6

Композиция академического текста. Основная часть научной статьи



Вопросы для обсуждения

  1. Можно ли назвать композицию академического текста свободной?

  2. Какую функцию в письменной академической коммуникации выполняет деление текста на абзацы?

  3. Как в структуре абзаца реализуется принцип триады?

  4. Чем обеспечивается единство и целостность абзаца?

  5. Какие типы плана можно использовать при подготовке к написанию научной статьи?

  6. В чем преимущества технологии картирования?




  • Дискуссионная площадка:

В практике академического письма сложилось мнение о том, что написание научного текста следует начинать с основной части. Согласны ли вы с этим утверждением?
Практические задания

  1. Используя данные таблицы из задания №2 (практическая работа №5), оформите карту основной части будущего текста.

  2. Составьте тезисный план статьи.

  3. К каждому пункту плана напишите заглавные предложения будущих абзацев. Обсудите составленные предложения в группах. Исправьте недочеты.

  4. Опираясь на карту текста, напишите основную часть научной статьи.


Домашнее задание

  1. Подготовьтесь к обсуждению вопросов, предложенных для работы на практическом занятии №7.


Справочные материалы



Схема 12. Типы планов

Практическое занятие №7

Введение и заключение научной статьи



Вопросы для обсуждения

  1. Вспомните структуру введения. Почему его сравнивают с сужающейся воронкой?

  2. Что такое интрига? Какие способы начать введение с «интриги» вы знаете?

  3. Вспомните структуру заключения. Почему его сравнивают с расширяющейся воронкой?

  4. Из каких элементов основной части статьи должен проистекать вывод?

  5. Что собой представляет скелетная конструкция эссе? (по И. Короткиной)




  • Дискуссионная площадка:

Введение и заключение – обрамляющие элементы скелетной конструкции академического письма (модели текста), которые имеют четкую организацию, построенную по принципам воронки и зеркальности. Подумайте, не делает ли текст скучным и однообразным четкое следование модели академического письма в организации введения и заключения? Есть ли здесь место творчеству и проявлению индивидуальности?

Практические задания


  1. Внимательно прочитайте тексты студенческих научных работ. Напишите к ним введение и заключение.


А. Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в соответствующих органах государственной власти. Проведенные социологические опросы показали, что супруги, находящиеся в гражданском браке, испытывают удовлетворенность браком [4]. Взаимопонимание достигается посредством общения, в отношениях царит гармония, психологическая близость и психоэмоциональная поддержка обеспечивают большой уровень дружелюбия в отношениях. Мы можем сказать, что узаконивание отношений, по мнению экспертов, благоприятно влияет на взаимоотношения супругов.

Существуете еще один вид брака – это фактический брак, т.е. сожительство, выступающее сегодня популярной альтернативой гражданскому браку. Л.Ш. Иксанова и Н.Н. Лидовская отмечают, что в таком браке супруги нередко ориентированы на собственные интересы, живя сегодняшним днем и удовлетворяя ежедневные потребности [4]. В таких семьях могут возникать финансовые или жилищные проблемы, связанные с отсутствием официально закрепленных отношений. Нередко супруги выражают сомнения в верности партнера, тем самым порождая агрессивность и недоверие в отношениях. Опираясь на вышесказанное, можем сделать вывод, что хоть сожительство и становится обычным явлением в современном обществе, оно не гарантирует крепких отношений супругов.

Нельзя не сказать об еще одном виде брака. Выражаясь словами В.С. Куткина, «церковный брак – это супружеский союз мужчины и женщины, заключенный через священнодействие в религиозной общине на основании принятого там церемониала» [2]. В обществе существует и другое его название – венчание. Церковный брак имеет свои особенности и правила заключения. Священник Илия Провада отмечает, что «в настоящее время церковный брак не так распространен, как остальные виды брака» [3]. Он также отмечает, что супружеские пары, прошедшие через венчание, ориентированы на высшие ценности жизни [Там же]. В их взаимоотношениях царит мир, супруги относятся друг к другу с терпением, пониманием, они обретают уверенность друг в друге и в браке. Таким образом, церковный брак еще более укрепляет взаимоотношения супругов, позволяет им ощущать себя одним целым.