Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 831
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
III Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями работал в Стокгольме с 9 по 18 августа 1965 г., в повестке дня значились вопросы: 1) социальные изменения и предупреждение преступности; 2) социальные факторы и предупреждение преступности; 3) общественные превентивные мероприятия (подготовка и осуществление программ, касающихся медицинских, полицейских и социальных служб); 4) меры по предупреждению рецидива (вредные последствия предварительного заключения и неравенство в отправлении правосудия); 5) исправительный срок и другие меры вне исправительных учреждений; 6) специальные превентивные и исправительные меры для молодежи.
Из повестки дня конгресса видно, что основное внимание его участников было сосредоточено на рассмотрении вопросов уголовного права и криминологии. Тем не менее, обсуждая вопросы рецидива преступлений, конгресс так или иначе коснулся деятельности исправительных учреждений. В частности, отмечалось следующее:
а) если лишение свободы имеет целью защиту общества от преступных посягательств, то добиться этого можно лишь путем исправления правонарушителей;
б) чисто карательный подход не может достигнуть данной цели;
в) на снижение рецидива влияют такие факторы, как подготовка осуж
денных к освобождению, предоставление осужденным отпусков перед освобождением, оказание помощи после освобождения (трудовое и бытовое устройство);
г) на осужденных негативно влияют факторы лишения свободы, потому оно не приносит пользы ни преступнику, ни обществу;
д) необходимо чаще обращаться при назначении наказания к системе мер, исключающих лишение свободы, сохранив последнее для наиболее опасных преступников;
е) к лицам, совершившим преступления впервые, следует стремиться применять условное осуждение, осуждение с испытательным сроком, штраф, труд вне места лишения свободы) длительные сроки наказания (десять лет и более) не достигают цели исправления;
з) в стенах пенитенциарного заведения существуют две противоположные социальные системы - администрация и заключенные. В связи с тем, что последняя определяется ценностями и нормами, имеющими антисоциальный характер, она существенно влияет на зарождение преступности в стенах тюремных учреждений;
и) рецидивная преступность чаще зависит от работы не столько пенитенциарного учреждения, сколько государственных органов вне этого учреждения.
При обсуждении вопроса о специальных и исправительных мерах для молодежи был высказан ряд рекомендаций. Например, в отношении этой категории лиц должна как можно реже избираться мера пресечения в виде заключения под стражу, а в случае ее применения к несовершеннолетним их необходимо содержать отдельно от других категорий правонарушителей; в отношении несовершеннолетних и молодых преступников надо избегать применения традиционных форм тюремного заключения. Таких лиц следует помещать в пенитенциарные заведения открытого типа, в которых уделяется серьезное внимание профессиональному обучению и подготовке к освобождению.
IV Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшийся в августе 1970 г. в Киото (Япония), проходил под девизом «Развитие и преступность». На нем были рассмотрены следующие вопросы: 1) политика в области социальной защиты в отношении планирования развития; 2) участие общественности в предупреждении преступности и борьбе с ней, включая преступ
ность несовершеннолетних; 3) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными в свете последних достижений в исправительной практике; 4) организация научных исследований для разработки политики в области социальной защиты.
В основном этот конгресс носил криминологический характер. Однако вопрос о Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными относился к сугубо пенитенциарной проблематике. При его обсуждении выделялись такие направления, как характер Минимальных стандартных правил, сфера их действия и статус, применение Правил в национальном и международном масштабе, дальнейшее их совершенствование.
Конгресс констатировал, что, хотя Минимальные стандартные правила обладают универсальным характером, тем не менее нужно применять их гибко, с учетом национально-исторических, социально-экономических и духовных особенностей каждой страны, берущей данные. Правила за образец обращения с преступниками. При этом подчеркивалась преждевременность превращения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными в ранг международной конвенции в силу названных обстоятельств, а также необходимость рассмотрения этого вопроса в перспективе.
На конгрессе было заслушано выступление делегации от СССР о новом исправительно-трудовом законодательстве, которое во многих нормах впитало в себя прогрессивные идеи Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
По результатам рассмотрения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными конгресс рекомендовал: а) Генеральной Ассамблее ООН - принять резолюцию, которая одобрила бы Правила и их применение всеми государствами - членами ООН; б) Экономическому и Социальному Совету и Генеральному секретарю ООН - осуществить меры, направленные на содействие научным исследованиям и развитию технической помощи, создать специальную рабочую группу квалифицированных экспертов для изучения Правил; в) рабочей группе экспертов - дать международную оценку применения Правил.
V Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проходил в сентябре 1975 г. в Женеве (Швейцария). В соответствии с повесткой дня работали пять секций по следующим темам:
-
изменение в формах и масштабах преступности - международной и внутригосударственной; -
роль уголовного законодательства, отправления правосудия и других форм общественного контроля в предупреждении преступности; -
новая роль полиции и других органов обеспечения правопорядка с особым упором на изменяющуюся обстановку и минимальные меры эффективности; -
обращение с осужденными; -
экономические и социальные последствия преступности: новые задачи в области исследования и планирования.
Пенитенциарной секцией конгресса также был принят документ «Процедуры для эффективного выполнения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными». В нем регламентировались основные положения, касающиеся применения Правил (включения в национальное законодательство), системы сбора информации об их применении, обязательного ознакомления с ними заключенных, способов их распространения; рекомендации о включении Минимальных стандартных правил в учебные программы для подготовки работников пенитенциарных учреждений. Секция определила, что вопросами применения и совершенствования Правил должен заниматься постоянно действующий комитет по предупреждению преступности как структурное подразделение Экономического и Социального Совета ООН.
VI Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся в ноябре 1980 г. в Каракасе (Венесуэла). Работа секций конгресса осуществлялась по следующим направлениям:
-
тенденции в области преступности и стратегия ее преодоления; -
судебное преследование несовершеннолетних правонарушителей до и после совершения преступлений; -
преступность и превышение власти, правонарушения и правонарушители, находящиеся вне досягаемости закона; -
реорганизация в области исправительных мер и ее влияние на находящихся в заключении; -
нормы и руководящие принципы ООН при исполнении уголовного правосудия, смертная казнь; -
новые перспективы в предупреждении преступности и уголовное правосудие, роль международного сотрудничества.
По итогам обсуждения вопросов, относящихся к области пеноло
гии, были приняты декларация (Каракасская) и резолюция по проблемам уголовного правосудия и обращения с правонарушителями. Основное внимание в них обращалось на следующее:
а) поиск новых уголовно-правовых мер, выступающих в качестве эффективной альтернативы наказанию в виде лишения свободы;
б) активное включение общественности в процесс исполнения альтернативных лишению свободы мер, особенно в осуществление мероприятий по возвращению правонарушителей к социально полезной деятельности;
в) сокращение количества тюрем.
При рассмотрении вопроса о высшей мере наказания - смертной казни - представители некоторых стран (Швеции, Австрии) предложили исключить ее из уголовного закона как негуманную и аморальную. Однако данное предложение было отвергнуто большинством делегатов, которые высказались за сохранение смертной казни как временной меры за наиболее тяжкие преступления (против мира и безопасности человечества, воинские преступления).
На конгрессе обсуждались также вопросы о реализации пактов о правах человека применительно к заключенным, разработке проекта Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство личности форм обращения и наказания, о создании Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и др.
VII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (26 августа - 6 сентября 1985 г., Милан, Италия) проходил под девизом «Предупреждение преступности в целях свободы, правосудия, мира и развития». Повестка дня конгресса включала следующие вопросы: 1) новые формы преступности и ее предупреждение в контексте развития; 2) будущие задачи; 3) процессы и перспективы уголовного правосудия в изменяющемся мире; 4) жертвы преступлений; 5) молодежь, преступность и правосудие; 6) разработка и применение стандартов и норм ООН в области уголовного правосудия.
Среди документов, принятых на конгрессе, были Стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Они получили название Пекинских правил в связи с тем, что их разработка была завершена в Пекине. В Правилах в самой общей форме приведены рекомендации по отправлению