Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 830
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Конгрессом также были приняты «Типовое соглашение о передаче заключенных-иностранцев» и «Рекомендации в отношении обращения с заключенными-иностранцами».
Предметом специального обсуждения на конгрессе были вопросы обращения с заключенными. Они касались в основном осуществления Минимальных стандартных правил, принятых I Конгрессом в 1955 г., а также резолюции IV Конгресса, уделившего особое внимание международным документам в области прав заключенных и их осуществления. Итогом дискуссий по этой теме явилась резолюция под названием «Статус заключенных».
VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проводился в Гаване с 27 августа по 7 сентября 1990 г. Основная тема конгресса - «Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия», в соответствии с которой в повестку дня были включены следующие вопросы:
-
предупреждение преступности и уголовное правосудие в контексте развития: реальность и перспективы международного сотрудничества; -
политика в области уголовного правосудия, относящаяся к проблемам тюремного заключения и к осуществлению других правовых санкций и альтернативных мер; -
эффективные национальные и международные действия по борьбе с организованной преступностью и террористической преступной деятельностью; -
предупреждение преступности, правосудие в отношении несовершеннолетних и защита молодежи; -
нормы и руководящие принципы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: их выполнение и первоочередные задачи в отношении установления новых норм.
Острую полемику на конгрессе вызвал вопрос о политике в области тюремного заключения. Споры делегатов велись относительно возможности перевоспитания преступника в местах лишения свободы. Одни из них утверждали, что наказание само по себе несет элементы перевоспитания, другие весьма скептически относились к этой идее вообще. Однако вместе они пришли к выводу о том, что если есть возможность перевоспитать преступника, то для этого следует принимать все необходимые меры.
Одним из важнейших с точки зрения пенитенциарии был вопрос об альтернативных лишению свободы мерах. Оказалось, что эти меры являются основной формой наказания во многих странах, так как еще на предыдущих конгрессах было признано, что содержание в местах лишения свободы заключенных неэффективно, особенно в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести. В связи с этим конгресс предложил более широко использовать системы штрафов и материальных компенсаций потерпевшим. По данному вопросу были приняты Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (по рекомендации Комитета ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней эти правила именуются Токийскими правилами).
IX Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проходил в 1995 г. в Каире (Египет). В повестке дня конгресса значились следующие вопросы:
-
международное сотрудничество и практическая техническая помощь в укреплении законности: содействие в осуществлении программ ООН в области предупреждения преступности и правосудия; -
меры борьбы с национальной и транснациональной экономической и организованной преступностью и роль уголовного права в охране окружающей среды: национальный опыт и международное сотрудничество; -
системы уголовного правосудия и юстиции: управление и совершенствование работы полиции, прокуратуры, судов и исправительных учреждений; -
стратегии в области предупреждения преступности, в частности в отношении преступлений в городских районах, преступности среди несовершеннолетних и преступлений с применением насилия, включая вопрос о потерпевших.
При рассмотрении конгрессом проблем работы исправительных уч
реждений, во-первых, обсуждались меры, направленные на совершенствование набора и профессиональной подготовки должностных лиц пенитенциарных учреждений в качестве возможных путей улучшения обращения с правонарушителями в тюрьмах; во-вторых, обращалось внимание на плохие условия отбывания наказания, существующие в тюрьмах, а также на значительные расходы на их содержание. В этом плане в некоторых странах при сокращении национальных бюджетов или переоценке приоритетов часто жертвуют исправительными службами; в-третьих, предполагалось проанализировать распорядок работы тюрем в целях более рационального управления их повседневной жизнью; в-четвертых, подчеркивалось, что тюремное заключение должно сочетаться с образованием, медицинским обслуживанием и осуществлением различных программ в области предупреждения преступности.
На конгрессе получило продолжение обсуждение проблем применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. В ходе дискуссий констатировалось, что данные наказания считаются целесообразными в отношении значительного числа преступных действий, несмотря на то, что в глобальных масштабах принятие альтернативных лишению свободы мер все еще находится на начальном этапе. Было отмечено, что в некоторых странах свыше двух третей всех уголовных дел, рассмотренных судебными органами, не повлекли за собой тюремного заключения. Это позволяет сократить численность персонала исправительных учреждений, снизить расходы на их содержание и косвенно способствует созданию более благоприятных условий отбывания лишения свободы в пенитенциарных учреждениях.
На конгрессе рассматривался также вопрос о выполнении Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Конгрессом подчеркивалась важность Правил для разработки государствами уголовной политики и практики и вместе с тем отмечалось, что во многих странах существует целый ряд препятствий, затрудняющих их выполнение. Для решения этой проблемы предложено: а) распространять информацию о практическом функционировании пенитенциарных систем не только среди правительств, но и научных учреждений, пенитенциарных организаций и общественности; б) всесторонне информировать администрацию тюрем о практическом применении Минимальных стандартных
правил обращения с заключенными, разъяснять их содержание; в) обмениваться мнениями относительно улучшения условий содержания заключенных и укреплять сотрудничество в этой области; г) стимулировать и оказывать поддержку проведению исследований, касающихся пенитенциарных систем, осуществляемых научными кругами и неправительственными организациями; д) обеспечивать открытость информации о пенитенциарных системах и повышать эффективность их функционирования, осуществляя контроль за их деятельностью со стороны национальных судебных или парламентских органов, а также уполномоченных независимых комиссий по рассмотрению жалоб заключенных. В резолюции конгресса предусмотрено изучение государствами вопроса о пересмотре пенитенциарной системы, включая принятие законодательства, направленного на обеспечение ее слаженного функционирования в рамках более широкой системы уголовного правосудия. С этой целью конгресс рекомендовал:
а) улучшить координацию взаимодействия между названными системами, обеспечить более активное участие системы уголовного правосудия в составлении законопроектов в пенитенциарной области;
б) обеспечить в учебных заведениях совершенствование подготовки должностных лиц и сотрудников тюрем, организовать разработку соответствующих учебных программ, содействовать обмену информацией между администрацией тюрем и научными учреждениями;
в) продолжать и расширять обмен информацией и техническое сотрудничество на международном, региональном и национальном уровнях в целях улучшения подготовки персонала исправительных учреждений;
г) использовать, когда это целесообразно, альтернативные меры наказания в отношении правонарушителей;
д) обеспечить уважение достоинства и прав заключенных на основе соблюдения правовых норм, регулирующих деятельность пенитенциарной системы.
X Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся в апреле 2000 г. в Вене (Австрия). На его рассмотрение выносились следующие вопросы: укрепление законности и упрочение системы уголовного правосудия; международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью; новые вызовы
XXI в.; эффективное предупреждение преступности в соответствии с новейшими достижениями; правонарушители и жертвы; ответственность и справедливость в процессе правосудия. Девиз конгресса - «Преступность и правосудие: ответы на вызовы XXI века».
Кроме того, на семинарах-практикумах конгресса обсуждались такие темы, как борьба с коррупцией, участие общин в предупреждении преступности, преступления, связанные с использованием компьютерной сети, женщины в системе правосудия. Проблемы, связанные с исполнением наказания, на конгрессе не рассматривались.
В основу подхода к решению обсуждавшейся на конгрессе проблемы укрепления законности была положена концепция верховенства права и природы правопорядка. В связи с этим были выработаны рекомендации по обеспечению открытости в области формирования законотворческой политики и отправления правосудия по уголовным делам, что может привести к росту доверия и уважения к закону. Особое внимание участники конгресса уделили проблеме борьбы с организованной преступностью, которая опутала своими щупальцами все регионы мира и наносит им огромный ущерб, связана с возрастающим производством и распространением наркотиков, расширением незаконного рынка огнестрельного оружия, опасными тенденциями усиления терроризма и т. д. Поэтому конгрессом подчеркнута необходимость придания правовым нормам, регулирующим борьбу с организованной преступностью, таких единообразных свойств, которые не позволяли бы преступникам выбирать для своей деятельности страны по принципу наименьшего риска или максимально возможной прибыли.
На конгрессе, в частности, был отмечен прогресс в области теории и практики ситуативного (специального) предупреждения преступности (при неоднократном совершении преступлений против небольшой части населения или в «горячих точках», то есть там, где они наиболее часто совершаются), а также на разработку международных принципов предупреждения преступности, активизацию участия общин в ее предупреждении и др.
В дискуссии по вопросу «Правонарушители и жертвы» было отмечено, что во всем мире более половины потерпевших от преступлений не удовлетворены отношением полиции к их жалобам, и, таким образом, они получают двойную травму: от преступников и полиции. В этой