Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 814
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Совместное содержание в тюрьмах весьма разнородных категорий преступников и подследственных имело серьезные негативные последствия, что, в частности, выражалось:
а) в уравнивании правового положения осужденных и заключенных;
б) перенесении методов воздействия, применяемых к опасным преступникам, на подследственных, вина которых была еще не установлена судом.
С 1 января 1964 г. был вновь восстановлен принцип самостоятельности мест предварительного заключения. Многие тюрьмы были преобразованы в следственные изоляторы, их задачи, функции и режим в 1969 г. получили правовую регламентацию в союзном Законе - Положении о предварительном заключении под стражу.
В настоящее время, кроме названного Закона, деятельность следственных изоляторов регулируется Положением о следственном изоляторе УИС Минюста России (приказ Минюста России от 25 января 1999 г. № 20). Данное Положение определяет следующие задачи следственных изоляторов:
- создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия и суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни - уклониться от отбывания наказания;
- обеспечение правопорядка и законности, безопасности подозре
ваемых, обвиняемых и иных лиц, содержащихся под стражей, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории следственного изолятора;
- осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
- обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
- организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с данными задачами Положение определяет основные функции следственных изоляторов:
- прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственный изолятор и размещение их по камерам;
- охрана подозреваемых, обвиняемых и осужденных и надзор за ними; обеспечение изоляции подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
- выявление, предупреждение и пресечение правонарушений среди лиц, содержащихся в следственном изоляторе;
- обеспечение внутреннего распорядка;
- передача конвою подозреваемых, обвиняемых и осужденных для отправки к месту назначения;
- организация и обеспечение собственной безопасности в следственном изоляторе и на прилегающей территории;
- материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся под стражей;
- осуществление финансово-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность учреждения;
- создание условий для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых;
- освобождение из-под стражи лиц, в отношении которых есть законные на то основания;
- исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, содержащихся в следственном изоляторе;
- проведение оперативно-розыскных мероприятий в порядке, предусмотренном законом;
- привлечение обвиняемых и подозреваемых к труду на производстве, организованном в следственном изоляторе;
- проведение культурно-воспитательной работы с несовершенно
летними подозреваемыми и обвиняемыми, создание им условий для получения общего среднего образования и др.
Будучи местами предварительного заключения, следственные изоляторы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу по уголовным делам, принятым к производству органами дознания и следствия. Кроме этой категории лиц, в следственных изоляторах содержатся:
- обвиняемые в совершении преступлений, заключенные под стражу, уголовные дела, в отношении которых приняты к производству судами;
- осужденные по уголовным делам, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры, не вступившие в законную силу;
- осужденные, оставленные в следственном изоляторе или переведенные в него из учреждений, исполняющих наказания, для работ по хозяйственному обслуживанию;
- осужденные к лишению свободы и смертной казни, подлежащие передаче конвою для этапирования к месту назначения; - осужденные, оставленные в следственном изоляторе или переведенные в него из учреждений, исполняющих наказания, в связи с производством следственных действий в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого).
Структура и штаты следственных изоляторов утверждаются территориальными органами УИС в соответствии с нормативами, типовыми структурами и штатами, установленными Правительством РФ и федеральным органом УИС.
Следственный изолятор возглавляет начальник. В состав руководства также входят заместители по оперативной работе, охране и режиму, по воспитательной работе. Следственный изолятор имеет в своем составе
- дежурную службу,
- медицинскую и
- финансовую части и
отделы:
- режима и охраны;
- оперативный; спецучета;
- кадров;
- по воспитательной работе среди заключенных под стражу и осужденных;
- по работе с личным составом;
- интендантского и хозяйственного обеспечения;
- коммунально-бытовой.
В части регионов Российской Федерации норма санитарной площади в камере в расчете на одного подследственного не соответствует установленной законом норме. Следовательно, наполняемость следственных изоляторов превышает установленный лимит наполнения, причем в отдельных регионах весьма значительно. Между тем требование, связанное с лимитом наполнения следственных изоляторов, реально обеспечивается в указанных учреждениях только в 40 субъектах Российской Федерации. В 38 субъектах Российской Федерации норма санитарной площади в камере в расчете на одного подследственного составляет менее 4 кв. метров, из них в 18 субъектах Российской Федерации - менее 3 кв. метров, что является нарушением прав подследственных.
Подследственные имеют право на свидания с защитником с момента фактического задержания. С родственниками и иными лицами подследственные и осужденные имеют право на свидания в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Им бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда, столовые приборы, туалетная бумага и индивидуальные средства гигиены, а также создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Администрация учреждений уголовно-исполнительной системы обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подследственных и осужденных.
В этой связи острейшей проблемой уголовно-исполнительной системы, требующей решения, остается обеспечение условий содержания подследственных в следственных изоляторах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Присоединение Российской Федерации в 1996 году к Уставу Совета Европы и в 1998 году - к Конвенции о защите прав человека и основных свобод актуализировало задачу приведения уголовно-исполнительной системы в соответствие с правовыми стандартами Совета Европы, которые в последние годы претерпели значительные изменения относительно содержания тюремного управления и обращения с заключенными (подследственными, осужденными).
В январе 2006 г. были приняты Европейские пенитенциарные правила. Их новая редакция базируется на решениях Европейского Суда по правам человека, применяющего Европейскую конвенцию по защите прав человека для защиты основных прав заключенных и стандартов по обращению с заключенными, которые содержатся в рекомендациях Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее - Европейский комитет).
В соответствии с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными различные категории заключенных должны содержаться в разных заведениях или в различных частях одного и того же заведения с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин заключения и предписанного обращения с ними.
Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем следует обращать внимание на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, минимальную их площадь, освещение, отопление и вентиляцию. Эти же требования содержатся в Европейских пенитенциарных правилах.
Учитывая, что минимум норматива санитарной площади, приходящейся на одного человека, определяется Европейским комитетом в размере 7 кв. метров, Европейский Суд по правам человека в своих решениях ориентируется на этот примерный желательный стандарт для обустройства камер. Как отмечается в комментариях Совета Европы к Европейским пенитенциарным правилам, есть основания полагать, что норма санитарной площади на одного заключенного будет определена Европейским комитетом в пределах 9 - 10 кв. метров.
Каждый заключенный Европы содержится в отдельном помещении. В то же время в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации содержится от 4 до 20 человек в камере, что свидетельствует о несоблюдении принятых нашим государством международных обязательств.
Согласно Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными количество банных установок и душевых должно быть достаточным для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан мыться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и с частотой, которая требуется в соответствии с условиями общей гигиены, временем года и географическим районом, в котором расположено пенитенциарное учреждение. Количество санитарных установок должно быть достаточным для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
Следует также учитывать, что согласно Европейским пенитенциарным правилам отсутствие достаточного количества ресурсов для достойного содержания заключенных не может являться оправданием нарушения их человеческих прав.
Подписание Российской Федерацией ряда международных договоров, соглашений и конвенций, касающихся обеспечения прав и законных интересов заключенных, диктует необходимость неуклонного внедрения международных стандартов обращения с заключенными в практику исполнения наказаний.
Согласно Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций и относятся к числу важнейших средств развития международного сотрудничества. Не случайно последовательное исполнение международных обязательств, обеспечение прав и свобод человека относятся к числу приоритетных задач социально-экономического развития страны на ближайшие 10 лет, что подчеркнуто Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.