Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 839
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Вместе с тем нормы уголовно-исполнительного законодательства вполне могут применяться в условиях мест предварительного заключения под стражу. Они распространяются на лиц, приговор в отношении которых вступил в законную силу, то есть осужденных:
а) оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов;
б) переведенных из исправительных колоний для участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого).
Таким образом, правовая природа института заключения под стражу представляет собой по определению его сущности, оснований применения и сроков изоляции заключенных институт процессуальный, а по порядку исполнения - самостоятельный институт, регулируемый Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Заключение под стражу применяется к специальной категории лиц: подозреваемым и обвиняемым (подсудимым). В статье 2 Закона разъясняются понятия этих категорий лиц. Подозреваемый и обвиняемый это лица, которые в соответствии с нормами УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Обвиняемые и подозреваемые были объединены одним понятием Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"». В старой редакции ст. 2 Закона определялись самостоятельные понятия «подозреваемый» и «обвиняемый». Разделение указанных понятий предусмотрено и в ст. 46, 47 УПК РФ.
Объединение понятий «подозреваемый» и «обвиняемый» в новой редакции ст. 2 Закона означает, что понятие «подозреваемый» охватывает как лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, так и лицо, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Обвиняемым также может быть как задержанный, так и заключенный под стражу. Таким образом, законодатель подчерки
вает, что для настоящего Закона важно определить подозреваемого и обвиняемого как лиц, в отношении которых действует этот Закон, регулируя порядок и устанавливая условия их содержания под стражей, гарантии их прав и законных интересов.
Согласно ст. 108 УПК РФ к подозреваемому может быть применена и мера пресечения в виде заключения под стражу. Однако это возможно в исключительных случаях при наличии оснований и обстоятельств, указанных соответственно в ст. 97 и 99 УПК РФ. При этом не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения (а если подозреваемый был задержан и затем заключен под стражу - с момента задержания) подозреваемому должно быть предъявлено обвинение.
Согласно ст. 22 Конституции РФ и ст. 108 УПК РФ решение о применении к лицу, подозреваемому в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу принимает суд, предварительно рассмотрев мотивированное ходатайство лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Данное решение может быть вынесено постановлением мирового, федерального судьи или коллегиальным определением суда, если лицо берется под стражу в суде.
Заключение под стражу применяется за совершение преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств (ст. 108 УПК РФ):
- подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории России;
- его личность не установлена;
- им нарушена ранее избранная мера пресечения;
- он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Обвиняемый - это лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления или вынесен обвинительный акт (ст. 47 УПК РФ). Данное постановление выносится следователем при наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступ
ления. В положении обвиняемого лицо может находиться более длительное время (в отличие от подозреваемого), в частности на предварительном следствии - до 12 месяцев (срок предварительного следствия может быть продлен генеральным прокурором РФ в соответствии со ст. 162 УПК РФ).
Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым (ч. 2 ст. 47 УПК РФ). Согласно ст. 25 УПК РФ в ходе судебного разбирательства суд вправе избрать, изменить или отменить меру пресечения в отношении подсудимого. Если заключение под стражу избрано подсудимому в качестве меры пресечения, то срок содержания под стражей со дня поступления уголовного дела в суд и до вынесения приговора не может превышать шести месяцев. Однако суд вправе продлить этот срок только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и каждый раз не более чем на три месяца.
Таким образом, заключение под стражу - самая строгая мера пресечения, значительно ограничивающая правовой статус подозреваемых и обвиняемых, в связи с чем УПК РФ предусматривает более серьезные основания и процедуру ее применения.
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Органы государства, призванные исполнять меру пресечения в виде предварительного заключения под стражу, именуются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Статья 7 данного Закона определяет их исчерпывающий перечень:
- следственные изоляторы (СИЗО) уголовно-исполнительной системы (УИС) России;
- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск федеральной службы безопасности.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения УИС, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, и гауптвахты. Для этих целей в учреждениях УИС оборудуются отдельные помещения. При этом осужденные могут содержаться в них как задержанные по подозрению в совершении преступления либо в качестве заключенных под стражу.
Ст. 10 Закона устанавливает, что осужденные, отбывающие наказания в исправительных или воспитательных колониях и тюрьмах, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолировано от осужденных, отбывающих наказания. Такие лица изолируются в специальных помещениях штрафного изолятора.
Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. При этом перечень тюрем и исправительных учреждений, на территории которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые, утверждается министром юстиции РФ по согласованию с генеральным прокурором РФ. Однако как быть, если совершено преступление в дальнем плавании или на зимовке, где-нибудь в Арктике? Ч. 3 ст. 7 Закона в этом отношении
предусматривает, что в случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК РФ капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.
Основным местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются следственные изоляторы, которые обладают правами юридических лиц (ст. 8 Закона). Изоляторы временного содержания предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ). Если доставка лиц, заключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, то они могут находиться в местах содержания заключенных до тридцати суток.
Статья 13 Закона предусматривает случаи, когда возможен обратный перевод заключенных под стражу из следственных изоляторов в изоляторы временного содержания: для выполнения следственных действий судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка заключенных невозможна. Данный перевод производится на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение месяца.
Итак, основное место содержания под стражей - это следственные изоляторы. Они входят в уголовно-исполнительную систему, являются ее самостоятельными подразделениями, основное назначение которых - содержание подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу в качестве меры пресечения. Данная задача для них основная, хотя они и выполняют функции уголовно-исполнительного учреждения для определенной категории осужденных. Дело в том, что в них создаются специальные условия для выполнения задач уголовного судопроизводства, обеспечения правового статуса обвиняемых и подсудимых, изоляции заключенных и предотвращения их побегов.
Следственные изоляторы не всегда были самостоятельными учреждениями, допускалось содержание в одном учреждении заключенных под