Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 819

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение



Со вступлением в силу всех норм нового УПК РФ и изменением в марте 2001 г. УК РФ и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) положение следственных изоляторов стало улучшаться, поскольку было предусмотрено следующее:

а) возможность избрания новых мер пресечения, например домашнего ареста (присмотра за несовершеннолетними);

б) применение заключения под стражу только судом;

в) ограничение сроков содержания под стражей;

г) ограничение применения заключения под стражу.

Кроме того, реализация Федеральной программы строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем позволила дополнительно ввести 2,5 тыс. мест и в результате существенно увеличить фактическую жилую площадь, сократить переполнение следственных изоляторов более чем в два раза. Контингент лиц, содержащихся в следственных изоляторах, уменьшился на 138 тыс. человек. Это позволило прогнозировать, что в ближайшее время численность спецконтингента в УИС не будет превышать установленных лимитов наполнения.

Таким образом, исполнение положений законодательства Российской Федерации, приведение уголовно-исполнительной системы в соответствие с международными стандартами, выполнение обязательств, принятых на себя Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, рекомендаций Комитета министров Совета Европы по вопросам, связанным с Европейскими пенитенциарными правилами, поддержание престижа страны на международном уровне, а также последовательное выполнение положений Конституции Российской Федерации, предписаний, содержащихся в указах и посланиях Президента Российской Федерации, вполне соответствуют основным приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации.

Уклонение от исполнения принятых обязательств может негативно отразиться на социально-экономических и политических преобразованиях в Российской Федерации, а также серьезно подорвать ее международный авторитет.

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей



В следственных изоляторах устанавливается определенный порядок содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Его принято называть режимом. Он предусматривает:

- изоляцию заключенных,

- постоянный надзор за ними,

- раздельное содержание,

- обеспечивает их обязанности и права,

- предупреждение совершения ими правонарушений и т. п.

Режим включает в себя организацию всей жизнедеятельности заключенных.

Упорядочение жизнедеятельности подозреваемых и обвиняемых особенно необходимо для предотвращения совершения правонарушений. В следственных изоляторах довольно часто происходят нарушения распорядка дня, межкамерные связи, пронос и хранение запрещенных предметов, неповиновение представителям администрации, азартные игры, драки и притеснение заключенных. Совершаются и преступления.

Подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения (ст. 32 Закона). Однако существуют определенные правила размещения заключенных в одиночных камерах. Заключенного можно перевести в них на сутки правами начальника следственного изолятора, а на срок более суток - по постановлению начальника СИЗО, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в следующих случаях:

- при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требования раздельного содержания;

- в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья заключенного либо иных заключенных;

- при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании;

- при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.

Не допускаются переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с лицами, содержащимися в других камерах. Эти же требования изоляции должны соблюдаться при их перемещениях.



Раздельное размещение в камерах

Статья 33 Закона устанавливает, что размещение подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

При размещении заключенных в камерах необходимо соблюдать следующие требования:

1) раздельно содержатся:

- мужчины и женщины;

- несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести;

- лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности и ранее содержавшиеся в местах лишения свободы;

- подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;

- подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу;

2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся:

- подозреваемые и обвиняемые в совершении особо тяжких преступлений; подозреваемые и обвиняемые в совершении: бандитизма, разбоя, грабежа при отягчающих обстоятельствах, умышленного убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования, захвата заложников, вымогательства, терроризма, дезорганизации нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества;

- совершившие преступления при особо опасном рецидиве;

- осужденные к смертной казни;

- иностранные граждане и лица без гражданства;

- лица, являющиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, военнослужащими внутренних войск;

- подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых, по решению администрации либо по письменному решению лица, в производстве которого находится дело;

- больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

Раздельно должны содержаться осужденные согласно требованиям ст. 80 УИК РФ, а также лица, оставленные для работ по хозяйственному обслуживанию изолятора.


Таким образом, число лиц, которые должны содержаться раздельно, весьма велико. Для практической реализации указаний Закона о раздельном содержании различных категорий лиц в каждом следственном изоляторе разрабатывается план их покамерного размещения.

Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними

Согласно ст. 34 Закона подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территории этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.

Подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются, подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки - досмотру. Деньги, обнаруженные у заключенных, зачисляются на их лицевые счета, а ценные бумаги и вещи передаются на хранение. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у подозреваемых и обвиняемых, передаются на хранение либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника, о чем составляется соответствующий акт.

При наличии достаточных оснований подозревать лиц в попытке проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания сотрудники вправе производить досмотр их вещей и одежды при входе и выходе с территории мест содержания под стражей, а также досмотр въезжающих и выезжающих транспортных средств, изъятие предметов, веществ, продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию заключенными.

Не подвергаются досмотру вещи и одежда лиц, в производстве которых находятся уголовные дела подозреваемых и обвиняемых и которые обладают правом контроля и надзора за местами содержания под стражей.

В местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Меры поощрения и взыскания

В системе мер, направленных на формирование позитивного поведения лиц, содержащихся под стражей, важное место принадлежит дисциплинарной практике, которая стимулирует соблюдение ими требований режима и правил поведения. В соответствии со ст. 37 Закона за примерное выполнение обязанностей, соблюдение установленного порядка к подозреваемым и обвиняемым могут применяться
меры поощрения:

- досрочное снятие ранее наложенного взыскания;

- денежная премия за лучшие показатели в работе;

- демонстрация дополнительного фильма, разрешение на дополнительное посещение помещения для спортивных занятий, а также другие формы проведения досуга для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.

Поощрения применяются начальниками мест содержания под стражей или их заместителями.

Согласно ст. 38 Закона за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться следующие меры взыскания:

- выговор;

- водворение в карцер или одиночную камеру на гауптвахте на срок до 15 суток, а несовершеннолетних - на срок до 7 суток.

В соответствии со ст. 39 Закона взыскания налагаются начальником или его заместителем. До наложения взыскания берется письменное объяснение у заключенного. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие со стороны администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт.

Статья 40 Закона регламентирует порядок содержания заключенных в карцере. В первую очередь она определяет основания водворения в карцер:

- притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых;

- нападение на сотрудников;

- неповиновение законным требованиям сотрудников, иных лиц либо их оскорбление;

- неоднократное нарушение правил изоляции;

- хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ;

- хранение, изготовление других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению;

- участие в азартных играх;

- мелкое хулиганство.

В карцер могут водворяться лица, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания.

Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника СИЗО и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере. Заместитель начальника СИЗО не может применить данную меру взыскания. Содержание в карцере - одиночное.

Начальник СИЗО имеет право отсрочить исполнение взыскания в виде водворения в карцер, сократить срок содержания либо досрочно освободить из него с учетом медицинских показаний или по иным основаниям. Если подозреваемый или обвиняемый в период отсрочки не совершит нового нарушения, он может быть освобожден от взыскания.