ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 730
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
1.1. Виды хозяйственного учёта и их взаимосвязь
1.2. Развитие бухгалтерского учёта. Историческая справка
1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации
1.4. Функции бухгалтерского учёта
1.5. Задачи и правила ведения бухгалтерского учёта
1.6. Основополагающие принципы бухгалтерского учёта
1.7. Пользователи учётной информации
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
2.1. Предмет бухгалтерского учёта
2.2. Метод бухгалтерского учёта
3.1. Понятие первичных документов
3.2. Классификация первичных документов
3.3. Документооборот и защита информации
4. 1. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учёта
4.1.4. Требования, предъявляемые к балансу. Принципы построения бухгалтерских балансов
4.2. Структура бухгалтерского баланса
4.3. Четыре типа изменений в валюте баланса
5. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКИХ СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
5.1. Бухгалтерские счета и двойная запись. Историческая справка
5.2. Понятие, строение и классификация счетов бухгалтерского учёта
5.3. Двойная запись хозяйственных операций по счетам
5.4. Счета аналитического и синтетического учёта
5.5. Обобщение данных текущего бухгалтерского учёта
5.6. План счетов бухгалтерского учёта
6. МОДЕЛИ ТЕКУЩЕГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
6.1. Модель учёта процесса снабжения (заготовления)
6.2. Модель учёта затрат на производство
6.3. Модель учёта продажи продукции
7. УЧЁТНЫЕ РЕГИСТРЫ, ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
7.1. Регистры бухгалтерского учёта
7.2. Исправление ошибочных записей в учётных регистрах
7.3. Формы бухгалтерского учёта
7.4. Классическая процедура бухгалтерского учёта
8. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ
8.1. Учётная политика и организация учёта
8.2. Основы бухгалтерской отчётности
9. ПРОФЕССИЯ И ЭТИКА БУХГАЛТЕРА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ
9.2 Профессиональная этика бухгалтера
9.3. Международные и национальные профессиональные организации
007 «Списанная в убыток задолженность кредиторов»;
008 «Обеспечение обязательств и платежей полученных»;
009 «Обеспечение обязательств и платежей выданных».
Главной особенностью забалансовых счетов является то, что учёт на них ведётся по простой схеме, то есть не используется метод двойной записи. Бухгалтерские записи осуществляются только по дебету (приходные операции) или только по кредиту (расходные операции) забалансового счёта. Это означает, что забалансовые счета не корреспондируют с другими счетами. В них делаются односторонние записи только по дебету (увеличение) или по кредиту (уменьшение). Кроме того, выделяют активные (001 – 009, 011)и пассивные (010) забалансовые счета.
5.3. Двойная запись хозяйственных операций по счетам
Как было отмечено выше, счета бухгалтерского учёта предназначены для группировки, текущего учёта и контроля наличия и движения имущества организации и источников его формирования. На каждый вид имущества и источников открывается отдельный счёт. Именно бухгалтерские счета служат для отражения (т.е. записи, учёта, фиксации) всех хозяйственных операций, влияющих на состояние финансовых ресурсов фирмы.
Записи на бухгалтерских счетах содержат весьма важные сведения. Так, по данным записей на счёте «Материалы» можно судить об остатках материальных ценностей, их движении с момента поступления до выбытия или использования. Однако при отражении хозяйственной операции только на одном счёте «Материалы» нельзя проследить за источниками поступления материальных ценностей, что необходимо для полной характеристики хозяйственных операций. При оплате задолженности поставщикам необходимо отражать не только уменьшение денежных средств на расчётном счёте, но и показывать соответствующее сокращение задолженности перед поставщиками. В бухгалтерском учёте это достигается особым приёмом, получившим наименование метода двойной записи.
Все хозяйственные операции отражают на счетах способом двойной записи.
В двойной записи находит своё выражение взаимная связь и обусловленность явлений. На самом деле каждая хозяйственная операция влечёт за собой увеличение одного показателя и уменьшение другого. Например, получение денежных средств с расчётного счёта в кассу записывается как увеличение остатка денег в кассе и уменьшение его на расчётном счёте на ту же сумму. Правда, эта закономерность не всегда проявляется прямо. Так, например, погашение задолженности поставщикам с расчётного счёта по существу влечёт за собой уменьшение остатка денежных средств на расчётном счёте и увеличение их у поставщика. Но так как в балансе организации отражается не остаток денежных средств у поставщика, а остаток задолженности, то эта операция будет записана не как увеличение денежных средств у поставщика, а как уменьшение задолженности ему, что, в конечном счёте, приведёт в увеличению остатка денежных средств на расчётном счёте поставщика.
Двойная запись операций на счетах позволяет проследить за использованием хозяйственных средств и источников их формирования, а также осуществлять контроль за правильностью бухгалтерских записей.
Способ двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция в бухгалтерском учёте записывается (отражается) на счетах дважды: по дебету одного и кредиту другого счёта в одинаковой сумме. Приём двойной записи вытекает из двух изменений, которые вызывает в балансе каждая хозяйственная операция.
Двойная запись на бухгалтерских счетах обеспечивает, во-первых, формирование необходимой и достаточной совокупности экономических показателей, а во-вторых, – защиту информации.
Для того чтобы верно записать хозяйственную операцию на счета бухгалтерского учёта методом двойной записи, необходимо составить корреспонденцию счетов – бухгалтерскую проводку (запись).
Корреспонденция счетов – это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи.
Бухгалтерская проводка – это оформление корреспонденции счетов, то есть запись наименования дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы хозяйственной операции, подлежащей регистрации.
Чтобы составить бухгалтерскую проводку (указать корреспонденцию счетов), необходимо знать следующее правило составления бухгалтерской проводки.
ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ПРОВОДКИ
1. Сначала нужно определить счета, которые затрагивает операция. При этом важно оценить содержание хозяйственной операции и понять её экономический смысл (для этого необходимо изучить классификацию имущества и источников его формирования).
2. Затем необходимо определить характер счетов (активный или пассивный), которые затрагивает операция (для этого нужно изучить классификацию имущества и источников его формирования).
3. Далее надо установить, какие изменения произошли на счетах (А+П+; А+П-; А-П+; А-П-) (для этого необходимо изучить 4 типа изменений в балансе).
4. На основании пунктов 2) и 3) правила составить бухгалтерские проводки, помня, что на активных счетах увеличение имущества показывается по дебету, а уменьшение – по кредиту, а на пассивных счетах, наоборот, увеличение источников формировании имущества показывается по кредиту
, а уменьшение – по дебету.
АКТИВНЫЙ СЧЁТ | | ПАССИВНЫЙ СЧЁТ | ||
Дебет | Кредит | | Дебет | Кредит |
Увеличение имущества + | Уменьшение имущества - | | Уменьшение источников образования имущества - | Увеличение источников образования имущества + |
Составление бухгалтерских проводок поясним на примерах:
Операция № 1
На расчётный счёт в банке зачислен краткосрочный кредит банка 5 000 000 руб.
Изобразим операцию схематично, применив правило составления бухгалтерских проводок:
1) 51 «Расчётные счета» | | 1) 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» |
2) А | 2) П | |
3) Денежные средства на расчётном счёте увеличиваются (+) | 3) Увеличивается задолженность перед банком (+) | |
4) В активном счёте увеличение отражается по Дебету | 4) В пассивном счёте увеличение отражается по Кредиту |
По содержанию этой операции видно, что в ней принимают участие два счёта 51 «Расчётные счета» – активный (А) – отражает наличие денежных средств на расчётном счёте и 66 – «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» – пассивный (П) – отражает наличие задолженности перед банком по краткосрочному кредиту.
Данная операция будет иметь корреспонденцию:
Дебет 51 «Расчётные счета» 5 000 000 руб.
Кредит 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» 5 000 000 руб.
На счетах она отразится на счетах следующим образом:
51 «Расчётные счета» | | 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» | ||
Дт | Кт | | Дт | Кт |
Начальное сальдо 8 000 000 | | | | Начальное сальдо 3 000 000 |
1) 5 000 000 | | | | 1) 5 000 000 |
В первой операции было показано, как производится разноска по счетам и указана сумма. Последующие операции будут рассмотрены без сумм.
Операция № 2
С расчётного счета перечислен (возвращён) краткосрочный кредит коммерческому банку.
1) 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» | | 1) 51 «Расчётные счета» |
2) П | | 2) А |
3) Задолженность по ссуде банку уменьшается (-) | | 3) Средства на расчётном счёте уменьшаются (-) |
4) Дебет | |
|
По этой операции бухгалтерская проводка будет следующая:
Дебет 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам»
Кредит 51 «Расчётные счета»
Операция № 3
Поступила готовая продукция на склад из основного производства.
1) 43 «Готовая продукция» | | 1) 20 «Основное производство» |
2) А | | 2) А |
3) Увеличение выпуска готовой продукции (+) | | 3) Уменьшение затрат основного производства (-) |
4) Дебет | | 4) Кредит |
По этой операции бухгалтерская проводка будет следующая:
Дебет 43 «Готовая продукция»
Кредит 20 «Основное производство»
Операция № 4
Зачислены наличными (в кассу) суммы полученных организацией краткосрочных кредитов.
1) 50 «Касса» | | 1) 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» |
2) А | | 2) П |
3) Увеличение денежных средств в кассе (+) | | 3) Увеличение задолженности банку по кредиту (+) |
4) Дебет | | 4) Кредит |
По этой операции бухгалтерская проводка будет следующая:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам»
Операция № 5
Акцептованы (приняты к оплате) счета-фактуры за поступившие на склад материалы.