Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1074

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Трансформация нормативно-правовых институтов в российском законодательстве как фактор развития местного самоуправления в современном российском обществе215






215 См.: Константинов А.С. Трансформация нормативно-правовых институтов в российском законодательстве как фактор развития местного самоуправления в современном российском обществе // Муниципальное право. 2015. № 2. С.16-21.

    1. Федеральноезаконодательствокак правоваяосноватрансформационныхизмененийвместном самоуправлении


В Основном Законе Российской Федерации закреплены основополагающие положения, регулирующие правовой статус местного самоуправления в конституционном устройстве страны. Согласно пункту «н» статья 72, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.216

Общие принципы организации местного самоуправления разработаны в двух основных федеральных законах, принятых в 1995217 и 2003 годах.218 Отметим, что оба законодательных акта отражали изменения, которые происходили в государственной политике федеральных органов власти в области местного самоуправления. Их можно охарактеризовать как процесс перехода от общественно-государственной системы организации местного самоуправления к модели государственно-общественной. Словом, наблюдается тихое, «ползучее» явление, определяемое как «огосударствление» местного самоуправления. Вместе с тем следует обратить внимание на трансформацию взглядов федеральных законодателей в части
толкования отдельных положений Конституции Российской Федерации, касающихся местного самоуправления не только как институционально-правового института, но и как института гражданского общества.

Противоречивость становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации явление естественное и закономерное. Поэтому нет ничего удивительного в том, что институционально-правовые нормы или формальные «правила игры», регулирующие функционирование местного самоуправления в границах российского пространства «власти», механически переносятся в сферу жизнедеятельности местных сообществ. В результате местное самоуправление в границах искусственно созданного муниципального пространства в субъектах Российской Федерации формально как бы и функционирует, а на местном уровне: «вот моя деревня, вот мой дом родной» - его нет.

Одной из причин данного явления, на наш взгляд, заключается в исключительном уповании органов федеральной власти на «силу» законов, совершенствование которых в сфере местного самоуправления отнюдь не способствует созданию условий для повышения его эффективности, а, наоборот, к углублению имеющихся в нем проблем. При разработке и принятии нормативных правовых актов в области местного самоуправления органы государственной власти федерального и регионального уровня не всегда учитывают предложения органов местного самоуправления, ассоциаций муниципальных образований. Поэтому о качестве принимаемых федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации говорить не приходится. В 1996-2005 годах список, изменяющих редакцию 154-ФЗ от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации», составлял 8




216 Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1993. С.27.

217 Федеральный закон Российской Федерации от 28 августа 1995 года №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// СЗ РФ. 28.08.1995. №35.Ст.3506.

218 Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.

документов. Для сравнения приведем данные: в 2004-2014 годах список, который изменял редакцию одноименного по названию 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, насчитывал 107 документов.


      1. ПерераспределениеполномочиймеждуорганамигосударственнойвластииорганамиместногосамоуправлениявсубъектеРФ


Обратимся к анализу основных положений федерального закона от 27 мая 2014 года 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно статье 1 рассматриваемого закона, субъекты Российской Федерации наделяются правом принятия законов, регулирующих перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта
Российской Федерации. Казуистика исследуемой статьи как раз и заключается в том, что органам государственной власти субъекта Российской Федерации не существует надобности в «присвоении» вышеперечисленных полномочий органов местного самоуправления, так как федеральный законодатель может осуществлять их перераспределение посредством принятия федеральных законов в различных сферах управления отраслями экономики и социальной сферы. Достаточно привести в качестве примера перераспределение полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере здравоохранения и образования, установления границ муниципальных образований и их изменения на территории субъекта Российской Федерации и др.

Одновременно, как устанавливается в данной статье, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации не допускается отнесение полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью; формирования, утверждения и исполнения местного бюджета; осуществления охраны общественного порядка; установления структуры органов местного самоуправления; изменения границ территории муниципального образования. Речь также идет о полномочиях, которые предусмотрены пунктами 1, 2, 7, 8 части 1

статьи 17 и частью 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Словом, федеральный
законодатель, с одной стороны, фактически повторяет конституционные положения главы восьмой «Местное самоуправление». С другой стороны, он чаще всего руководствуется конституционно-правовой нормой статьи 12:

«Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно». (1,7). Ведь полномочиями местное самоуправление наделяется федеральными законами. Это означает, что органы федеральной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе регулировать вопросы местного значения в муниципальных образованиях и полномочия органов местного самоуправления в них. Решится ли эта проблема внесением 136- ФЗ очередной поправки в федеральный закон от

  1. октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации»? Думается, что в данном случае оптимизм не уместен. Если «формальные правила игры» на муниципальном поле определяет государство в лице своих органов власти и управления, то «проигравшими» в этой игре всегда будут население муниципальных образований и органы местного самоуправления.


    1. Институциональныеизменениявправовомстатусеоргановидолжностныхлицместногосамоуправлениявфедеральномзаконодательстве




      1. Население«внеигры»


Не менее актуальными и проблемными на протяжении всего периода становления и развития местного самоуправления остаются вопросы, связанные с законодательным регулированием его