Файл: Кабир (1440, Varanasi, Jaunpur, India 1518, Maghar) Грантхавали (Собрание).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1234
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Гафурова Н. Б., Сазанова Н. М.Кабир
Глава II.Легенды о жизни Кабира
Глава III."Кабир грантхавали"и проблемы творческого наследия Кабира
Глава IV.Бхакти Кабира и его поэзия
1. Глава о Божественном гуру (1)
2. Глава о поминании (1) [имени Рамы]
3. Глава о разлуке (1) [с Рамой]
4. Глава о разлуке со знанием (1)
5. Глава о знакомстве [с Богом] (1)
11. Глава о бескорыстной преданности
15. Глава о неуловимом слиянии [с Божеством]
18. Глава о слове без дела (1)
21. Глава о [состоянии] слияния с Всевышним
23. Глава об [искоренении] заблуждения
29. Глава о свидетельствах святости
31. Глава о срединном [пути] (1)
32. Глава о постижении сути [Бога]
36. Глава о распознании Возлюбленного
38. Глава о всемогуществе [Бога]
40. Глава о слове [истинного гуру]
41. Глава об умершем при жизни (1)
43. Глава о поисках наставления учителя
51. Глава о милости и дружелюбии
52. Глава о прекрасной [возлюбленной] (1)
53. Глава о мускусной антилопе
55. Глава о лишенных [благих] качеств
В человека легко ль воплотиться?
Кабир. Отрывки сатсангов Шри Харилала. В. Л. Пунджи
Пророк или простой факир с базара,
А преклонишься, пасть безмолвным рад,
Чтобы коснуться огненного жара.
Чтобы, коснувшись, пить его и пить,
Самую жизнь за это отдавая.
Любовь – тот жар, что может утолить
И неземную жажду. О, я знаю,
Спасительная Чаша – перед каждым,
Любовью чистой утоляют жажду.
* * *
Ночь прошла.
Неужто и день завершится мукой?
Отраженья цветов над цветами...
Журчащие звуки...
Одиноко стоящий журавль...
И во всем – ощущенье разлуки,
Ощущенье,
Что жизнь покидает тело воочью,
Как вода покидает сосуд
Из глины непрочной.
И не знаю, смогу ль воскресить
Надежду на встречу,
И дрожу при мысли,
Что близится, близится вечер,
А Любимого нет...
Воронье отовсюду слетелось,
И невольно страшит
Эта их внезапная смелость.
Ночь прошла. Неужто же
Ждать только новой ночи?
Отражения... звуки... шаги...
Мир пуст и непрочен.
* * *
Ты связал нас объятием дивным, Кудесник...
Я был в сон погружен и проснуться не мог,
Но Любовь Твоя словом,
звучащим, как песня,
Пробудила, открыла одну из дорог,
Позвала – и душа устремилась навстречу,
Осознав те пороки, в которых жила,
И прильнула к рукам, обнимающим вечность,
С тихой радостью, радостью этой светла...
Миг, короткий, как вздох,
снял с души все оковы
Обязательств земных, обещаний, долгов...
О Кудесник! В Твоем я объятии снова –
И не сердце пылает в груди, а Любовь.
* * *
Взгляни на этот мир цветущий:
Душа моя, что в нем блуждает,
В восторге не от райских кущей, –
От их Творца. Он – созидает!
Он – и Любовь, и воплощенье
Любви в любом цветке и сердце.
Он – все, что жаждет восхищенья,
Он – все, что не подвластно смерти.
Его прекрасный лик незримый –
На всем, и все – непостижимо.
Чем победить в борьбе с судьбою?
Я говорю, Кабир: любовью!
http://touching.ru/article/library/articles%20tekst_library/kabir_pesni_lubvi
* * *
Гуру Арджан. Утренняя молитва сикхов
Джапу джи или утренняя молитва сикхов открывает вводную, литургическую часть писания сикхов "Ади-грантх".
Оно принадлежит самому Нанаку – основателю сикхизма – и является сравнительно небольшим, но достаточным произведением, чтобы выявить особенности сикхской религиозной, философской и религиозной мысли. На русский язык "Ади-грантх" не переводилась ни целиком, ни частично, что и толкнуло переводчика на работу со старыми сикхскими текстами. Общепризнанно, что Священная Книга составлена в 1603-1604 г.г. пятым Гуру – Гуру Арджаном. Идею ее создания сикхская традиция объясняет обилием поддельных стихов под именем Нанака, хотя в нее включены стихи и более ранних поэтов-бхактов, а также добавлены сочинения последующих Гуру.
Большая часть данного перевода была опубликована в журнале "Всемирная литература" No3 1998 г., Минск. Разрешается перепечатка частей или всего перевода со ссылкой на имя переводчика.
© Copyright Перевод с панджаби А. Елизарьева, 1998
elizarev@yahoo.com
УТРЕННЯЯ МОЛИТВА СИКХОВ
Джапу джи
Сущий изначально,
Сущий на все времена,
и ныне Сущий,
и во веки веков Сущий!
О Нанак!
1. Чрез ритуальное омовение духовной чистоты не достигнуть, даже совершив тысячу омовений.
Молчанием покоя не достигнуть, даже если постоянно медитировать.
Воздержанием голод не утолить, если связан я грузом мира.
Тысячи хитростей и уловок обернутся сотнями тысяч, но не пригодятся в Грядущем.
Как стать праведником, как разрушить стену лжи?
– По воле Повелителя, Писанию следуя, двигаться должно, О Нанак!
2. По Божьей воле существуют все творения, волю Бога не поведать словами.
По Божьей воле суще все живое, в воле Бога обретают Величие.
По Божьей воле одни люди возвышенны, другие – униженны, волей Бога даются боль и радость.
Одни Божьей волей обретают спасение, другие по Божественному Указу обречены на извечное перерождение.
Все во Божьей воле, и никто вне ее.
О Нанак! Кто волю Бога постиг, тот лишь о себе говорить ведь не станет.
3. Славит тот Могущество Господа, кто чувствует поддержку Его.
Славит тот дар Господа, кто понимает Знамение.
Воспевают одни величие и притягательность Божественных свойств.
Другие славят Знание и непостижимое умозрение.
Поет кто-то: "Бог, сотворив, тело в прах превращает".
А кто-то иной: "Жизнь Господь забирает, чтоб потом ее снова вернуть".
И кто-то поет: "Иллюзорен Господь и от нас отстоит далеко".
Иной же поет: "Близок к людям Господь и все видит Владыка".
Нельзя рассказать до конца о божественных свойствах Его
Но мириады людей говорят о них, без конца повторяя.
Дающий дает, а берущие устают брать,
И в течение веков едят поданное им.
Воля Повелителя указывает путь.
Господь беззаботно ликует, О Нанак!
4. Истинный Господь – истинный закон, безграничная любовь – Его выражение!.
Просят, молят Его: "Дай! Дай!" – подает Податель.
Какие жертвы на до принести, чтобы открылся взору двор Господен.
Что за слово должно быть у нас на устах, чтоб его восприняв, возлюбил нас Господь.
На рассвете размышляй об истинном имени Господа, о Его величии.
Кармой дается рождение, милостью Господа открываются врата избавления.
Пусть же всем это станет известно, что каждый сам себе праведник, о Нанак!
5. Он – не сотворяемый кумир и не идол, которого чтут воздвигая
Он чистейший сам в себе.
Те, кто служили Ему, получили Его благословение.
О Нанак! Воспоем же Господа – средоточенье добродетелей.
Пусть поют Его люди, пусть слушают Слово о нем, пусть хранят в душе любовь.
Изгони из сердца печаль, прими благодати блаженство.
Слово из уст Гуру, Знание из уст Гуру устами Гуру живет во всем.
Гуру – Шива, Гуру – Горакх и Брахма, Гуру Мать Парвати.
Если бы я постиг волю бога, нет слов для нее, невозможно ее рассказать.
О Гуру! Прошу тебя лишь об одном:
"У всех существ один Дающий, да не забуду я о нем никогда!"
6. Я бы искупался в тиртхе, если бы это было ему в радость, если Его это не радует, то к чему же омовение?
Я вижу столько Им порожденных созданий, без Его милости что они получают, что взять они могут?
И душа засверкает будто ее украшают алмазы, драгоценные камни и жемчуг, лишь одно поучение Гуру коснется до слуха".
О Гуру! Прошу тебя лишь об одном:
"У всех существ один Дающий, да не забуду я о нем никогда!"
7. Пусть чей-то возраст четыре юги, или еще в десять раз больше,
Пусть в девяти частях света известен, и за ним идут все люди,
Пусть он обрел доброе имя, снискав в мире славу и известность.
Но если его миновал взгляд Бога, он равен тому, о ком все забыли –
Тварь среди тварей – Господь создал его порочным, и он остался в грехе.
О Нанак! Порочному Он дает добродетели, а праведному – еще больше.
Но нет такого, кто бы Ему мог дать благие качества.
8. Те, кому дано услышать божественное Слово, обретают качества святых – сиддхов, пиров, суров, натхов.
Те, кому дано услышать божественное Слово, познают тайны Земли, Быка – опоры мира, Неба.
Те, кому дано услышать божественное Слово, познают величие континентов, земель, подземного мира.
Те, кому дано услышать божественное Слово, не подвластны влиянию Времени.
О Нанак! Преданный Богу бхакт всегда счастлив!
Те, кому дано услышать божественное Слово, избавляются от горестей и грехов.
9. Те, кому дано услышать божественное Слово, становятся равными Шиве, Брахме, Индре.
Слушая божественное Слово, даже злобный восславит Бога.
Те, кому дано услышать божественное Слово, понимают язык тела, аскезу йогов.
Те, кому дано услышать божественное Слово, постигают смысл шастр, смрити и вед.
О Нанак! Преданный Богу бхакт всегда счастлив!
Те, кому дано услышать божественное Слово, избавляются от горестей и грехов.
10. Те, кому дано услышать божественное Слово, обретают истину, удовлетворение и духовное знание.
Слушая божественное Слово, совершаешь омовение в 68 тиртхах.
Те, кому дано услышать божественное Слово, славятся учеными мужами.
Те, кому дано услышать божественное Слово, приходят к чистоте сознания.
О Нанак! Преданный Богу бхакт всегда счастлив!
Те, кому дано услышать божественное Слово, избавляются от горестей и грехов.
11. Те, кому дано услышать божественное Слово, постигают все качества Бога
Те, кому дано услышать божественное Слово, становятся равными шейхам, пирам и падишахам.
Слушая Божественное Слово, слепые обретают путь.
Те, кому дано услышать божественное Слово, открывают тайны мира природы и божественных свойств.
О Нанак! Преданный Богу бхакт всегда счастлив!
Те, кому дано услышать божественное Слово, избавляются от горестей и грехов.
12. Никто не может описать пути верующего.
Если кто-то захочет его описать, потом пожалеет о своей глупости.
Нельзя записать пером на бумаге
Люди собираются и думают, каково же состояние верующего?
Это Имя свободно от майи,
Если кто-то уверовал, он в душе знает Его.
13. У того, кто уверовал, Высшее Сознание появится в душе и разуме.
Для того, кто уверовал, все места становятся доступными.
Те, кто уверовал, не получают ударов по лицу.
Уверовав, не идут с ангелами смерти.
Это Имя свободно от майи,
Если кто-то уверовал, он в душе знает Его.
14. У того, кто уверовал, на пути не будет препятствий.
Тот, кто уверовал, обретает истинную честь и славу.
Уверовав, не будет плутать по стежкам и тропам.
Те, кто уверовал, связаны с дхармой.
Это Имя свободно от майи,
Если кто-то уверовал, он в душе знает Его.
15. Те, кто уверовал, обретают Врата Освобождения.
Те, кто уверовал, становятся поддержкой семье.
Уверовав, Гуру плывет и переправляет учеников-сикхов.
Те, кто уверовал, о Нанак! не становятся попрошайками.
Это Имя свободно от майи,
Если кто-то уверовал, он в душе знает Его.
16. Верующий – идеал, верующий – ведет за собой.
Верующие же и обретают величие двора Господа.
Верующие сияют у Царских Врат.
У верующего только Гуру – объект внимания.
Заблуждается тот, кто говорит, что творение конечно
– творениям Творца нет числа!
Бог милостью своей создал дхарму – опору для людей, как Бык – опора для земли,
Которая в веках утверждала умиротворение
Тот, кто поймет это, станет праведником.
На быке земля – какой груз!
Есть еще земли сверху и снизу.
И это тоже груз! Какая сила вле это Держит?
Живые существа различны по племени, цвету и имени.
Их всех описал быстрым пером Тот,
Кто знает, как вести этот Подсчет.
Какая большая написана сумма!
Какая мощь, какая прекрасная форма!
Сколько даров! Разве можно все это перечислить?
Создал Вселенную – одно лишь Его Слово,
От которого разлились сотни тысяч рек.
Разве в силах я выразить Божественную природу!
Я, недостойный даже приблизиться.
Лишь то, что Тебя порадует, – достойный поступок.
Ты всегда вечный, о Лика Лишенный!
17. Бесконечны молитвы, беспредельна любовь.
Бесчисленны жертвоприношения, превелики аскезы.
Много изустно передано священных книг, знаний, поучений.
Много йогов в душе отрешенных от мира.
Много бхактов, размышляющих о познании божественных свойств.
Много святых, и милостивых много.
Много героев, не отворачивают лица при виде меча.
Много молчальников, принявших обет преданности.
Разве в силах я выразить Божественную природу!
Я, недостойный даже приблизиться.
Лишь то, что Тебя порадует, – достойный поступок.
Ты всегда вечный, о Лика Лишенный!
18. Много дураков, слепцов, мошенников.
Много воров и нахлебников.
Много уходит из этого мира, кто правил силой.
Много головорезов – копят убийства.
Много грешников уходят из мира в скверне.
Много мерзавцев, погрязших в грехах.
Много безумцев, пожирающих падаль.
Много клеветников с ношей на совести.
Нанак нижайший заявляет:
Разве в силах я выразить Божественную природу!