Файл: Кабир (1440, Varanasi, Jaunpur, India 1518, Maghar) Грантхавали (Собрание).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Кабир. Грантхавали (Собрание)

Гафурова Н. Б., Сазанова Н. М.Кабир

Глава I.Эпоха Кабира

Глава II.Легенды о жизни Кабира

Глава III."Кабир грантхавали"и проблемы творческого наследия Кабира

Глава IV.Бхакти Кабира и его поэзия

1. Глава о Божественном гуру (1)

2. Глава о поминании (1) [имени Рамы]

3. Глава о разлуке (1) [с Рамой]

4. Глава о разлуке со знанием (1)

5. Глава о знакомстве [с Богом] (1)

6. Глава о соке [Рамы] (1)

7. Глава о безграничном

8. Глава о неизрекаемом

9. Глава об изумлении

10. Глава о достижении [Бога]

11. Глава о бескорыстной преданности

12. Глава о предостережении

13. Глава о душе

14. Глава об узком пути

15. Глава о неуловимом слиянии [с Божеством]

16. Глава о майе (1)

17. Глава о нищенстве (1)

18. Глава о слове без дела (1)

19. Глава о деле без слов

20. Глава о чувственном муже

21. Глава о [состоянии] слияния с Всевышним

22. Глава об истине

23. Глава об [искоренении] заблуждения

24. Глава об обличье

25. Глава о дурном обществе

26. Глава о [благом] обществе

27. Глава о лжесвятых

28. Глава о святых

29. Глава о свидетельствах святости

30. Глава о хвале святым

31. Глава о срединном [пути] (1)

32. Глава о постижении сути [Бога]

33. Глава о размышлении

34. Глава о наставлении

35. Глава о вере

36. Глава о распознании Возлюбленного

37. Глава о безразличии

38. Глава о всемогуществе [Бога]

39. Глава о злословии

40. Глава о слове [истинного гуру]

41. Глава об умершем при жизни (1)

42. Глава о лицемерии

43. Глава о поисках наставления учителя

44. Глава о нежности и любви

45. Глава об отваге

46. Глава о смерти

47. Глава о жизни

48. Глава об ослеплении

49. Глава о проницательности

50. Глава о рождении

51. Глава о милости и дружелюбии

52. Глава о прекрасной [возлюбленной] (1)

53. Глава о мускусной антилопе

54. Глава о поношении (1)

55. Глава о лишенных [благих] качеств

56. Глава о мольбе

57. Глава о свидетеле

58. Глава о лиане (1)

59. Глава о неотделимом

Кабир. Избранные стихи

Учитель

В человека легко ль воплотиться?

Хлеб любви

Кто же кому поклоняется?

Резкие слова

Я не знаю куда я приду?

Иметь – это значит гореть

В змеиной коже страсти

Время простёрлось над тобой

Где ты ищешь меня, человек?

Кабир. Отрывки сатсангов Шри Харилала. В. Л. Пунджи

Кабир. Из «Ади Грантх»

Кабир. Из книги «Песни Любви»

Гуру Арджан. Утренняя молитва сикхов

Источники


Я, недостойный даже приблизиться.
Лишь то, что Тебя порадует, – достойный поступок.
Ты всегда вечный, о Лика Лишенный!

19. Не счесть Твоих имен, не счесть их обиталищь.
Не сосчитать и мест, недостижимых человеку.
Даже тот, кто говорит:
"Не счесть," – обременил себя суждением ложным.
В слова облекается Имя, в словах – восхваленье Его.
В слова облекается Знание, воспевание и опознание Божественных свойств.
В словах человек воспринимает письмо, и речь, и внутренний голос.
В словах – толкованье судьбы.
Тот же, Кто наделяет судьбой, от сети словесной свободен.
Лишь Он повелевает людскими судьбами.
Сколько Им создано, столько у Него и Имен.
Без Его Имен нет ни одного места.
Разве в силах я выразить Божественную природу!
Я, недостойный даже приблизиться.
Лишь то, что Тебя порадует, – достойный поступок.
Ты всегда вечный, о Лика Лишенный!

20. Если запачкается рука, нога или тело,
Водою смывается грязь.
Если запачкается одежда мочой,
Ее можно выстирать с мылом.
Если запачкаются мысли скоплением скверны,
Они отмоются любовью к Имени.
"Праведник", "грешник" не только пустые слова.
Совершенные поступки записываются в книге Господней, их люди уносят с собой в иной мир.
Человек вкушает плоды посеянного им же самим.
О Нанак! По Божьей воле люди приходят, уходят.

21. Паломничество к тиртхе, аскеза, сострадание, милостыня, дар –
От этого если кто и обретет величие, то всего лишь с кунжутное семечко.
Услышал же кто голос Бога, поверил, в душе укрепил веру,
На внутренней тиртхе тот совершил тщательное омовение.
Все добродеяния Твои, моих нет и в помине.
Мою любовь к Тебе, Ты же даровал мне.
Ты Истинный, Сияющий, Ты всегда вдохновенье в душе!
Что за время, какая пора, какое число и что за день?
Какой сезон, месяц какой, в который произошло творение?
То время не знают пандиты, не то бы было написано Писание-Пурана.
То время не знают кади, не то бы было описано в Писании-Коране.
Число и день не знает йог, пору и месяц – никто.
Когда Создатель сделал творенье, Он лишь один знает.
Как скажу, как прославлю, как опишу, как постигну величие Бога?
О Нанак! Все пытаются рассказать об этом, считая себя умнее других.
Великий Хозяин, велики Закон, которым все было создано.
О Нанак! Кто же пытается объять величие Господа, тот далек и лишен сияния.

22. "Сотни тысяч нижних миров внизу, и сотни тысяч небес вверху.
Устанешь искать пределы," – этому учат веды.

"Восемнадцать тысяч, – говорят мусульманские писания – в основе миров один корень".
Пусть считает кто хочет, но счесть ему не удастся.
О Нанак! Называемый Великим сам себя знает!

23. Восславив Имя Достойного Восхваления, они даже не поняли его сути!
Реки и потоки, вливаясь в океан, не знают о его размерах.
Шахи и султаны с владениями большими как океан, имеющие горы богатств и драгоценностей,
Не сравнимы даже с самым ничтожным, если оно Тебя не забыл.

24. Нет конца восславлениям, их повторению нет конца,
Нет конца Его деяниям, подаяниям Его нет конца,
Нет конца в Его созерцании, в служении Ему нет конца,
Нет конца Его замыслам.
Бесконечна сотворенная Им вселенная.
В бесконечности не видны берега.
Пытаясь найти предел, многие плачут –
Его пределы невозможно узнать.
Этот предел не знает никто.
Чем больше о нем говорится, тем дальше он отстоит.
Великий Хозяин, Высокий Дом,
Еще выше – Высокое Имя.
Если бы таким высоким еще кто-нибудь был,
Он только и постиг бы Того Наивышайшего.
Каков Он знает лишь Он Сам.
О Нанак! Дар получают милостью Щедрейшего.

25. Велика Милость – невозможно описать.
Велик Дающий – жадности ни на кунжутное семечко.
Некоторые герои, которых не перечесть, просят,
Их то и счета нет.
Некоторые, будучи поглощенными пороком, ломаются.
Некоторые берут дары у Бога, но потом получают отказ.
Некоторые глупцы лишь едят и едят.
У некоторых боль и голод, всегда побои –
Это ведь тоже твои Дары, о Дающий.
Освобождение от оков в любви.
Никто ничего больше предложить не сумеет.
Если иной глупец возьмет слово,
Пусть он знает, что полетят на него тумаки.
"Бог один знает, Бог один дает," –
Кто-то говорит и так.
Кому Он дарует способность прославить Его,
Тот, о Нанак, падишах из падишахов.

26. Бесценны божественные качества, бесценна сделка.
Бесценен продавец, бесценна лавка.
Бесценные приходят, бесценные уносят товар.
Бесценны в любви к Богу, бесценны в привязанности к Нему.
Бесценна дхарма, бесценен двор Господа.
Бесценны весы, бесценны гирьки.
Бесценен Дар, бесценно Знамение.
Бесценна Милость, бесценна Воля.
Самое бесценное невозможно выразить.
Говоря о том, люди остаются в раздумье.
Говорят ведийские гимны, пураны,
Говорят ученые, произносят речи,
Говорят брахмы, говорят индры,
Говорят гопи и Говинд,
Говорят шивы и говорят сиддхи,
Говорят многие созданные Богом будды,
Говорят данавы и говорят дэвы,
Говорят музыканты, и молчальники, и послушники.
Многие говорят, пытаются сказать.


Многие говорят, говорят, потом, как бы вдруг встав, уходят из мира.
Стольких существ Ты создал, еще создашь.
И тогда те не смогут ничего сказать.
Каким хочет, таким Он и станет.
О Нанак, тот Сущий знает, каким Ему быть.
Если какой-то болтун говорит, что он тоже знает,
Пусть его считают дураком из дураков.

27. Какова та дверь, каков тот дом, в котором, пребывая, Господь управляет всем.
Звучащих звуков много, не счесть; много издающих эти звуки.
Много Раг и Рагини поются, много поющих.
Поют Тебе ветер, вода, огонь, поют Дхармраджи у твоей двери,
Поют ангелы – Читрагупты, – они знают Писания, они записывают, а Дхармрадж решает.
Поют Шива, Брахма, Дэви; сияют всегда вместе со свитами.
Поют Индра, сидящий на троне, вместе с божествами возле твоей двери.
Поют сиддхи в самадхи, поют садху в созерцании.
Поют целомудренные, милостивые, умиротворенные, поют могучие герои,
Поют пандиты, читают махариши, всегда находящиеся при ведах.
Поют красавицы, кружащие голову, в раю, в стране мертвых, в аду.
Поют камни, созданные тобою, а также 68 тиртх.
Поют воины, могучие герои, поют четыре копи.
Поет каждый надел земли, мандалы, все создания, которым Ты, сотворив, назначил быть.
Они Тебя воспевают, они Тебя любят, они пребывают в разных твоих проявлениях любви, преданные-бхакты.
Многие еще поют, те, которые не приходят сейчас мне на ум, о Нанак, что тут раздумывать!
Именно Он вечно сущий, истинный Хозяин, истинное Имя.
И сейчас Он есть, будет и не уйдет – Тот, который Творение создал,
Тот, кем создана майа, разных видов, цветов и форм.
Сотворив все это, Он смотрит на созданное собой, и в этом Его величие.
Что Ему нравится, то Он и делает.
Он – падишах, а вместе с тем – Муж и Хозяин.
О Нанак! Следует жить по Божественной воле!

28. Серьгой у тебя пусть будет умиротворенность, труд – кружкой для подаяния и сумой, созерцание сделай золой для метки на лбу.
Рубищем сделаешь смерть, целомудренным телом – аскезу, а посохом – веру.
Ты лучший из йогов – член Айи пантх, – кто всех считает соучениками в школе жизни; кто побеждает себя, тот побеждает весь мир!

29. Еда – знание, милостливость – распределитель богатства; в каждом теле звучат вибрации-звуки.
Он Сам – Владыка, все существа в Его власти; величие и успехи йогов притягательны для других.
Встреча и разлука – обеими ими Ты управляешь, и судьба выпадает в соответствии с писанным.
Поклон, Ему поклон!
Изначально чистый, Он не имеет истока, Он бессмертный и неизменный в веках.


30. Говорят: как-то майя-мать родила трех сыновей,
Один – создатель мира, Брахма, другой – распорядитель, Вишну, третий получил судилище, этот – Шива.
Как Ему нравится, так Он и правит, – будет так, как. Он велит.
Поклон, Ему поклон!
Изначально чистый, Он не имеет истока, Он бессмертный и неизменный в веках.

31. Каждое место хранит сокровище.
Что получил, то – всего лишь раз.
Сотворив, смотрит Создатель.
О Нанак! У Истинного – истинное деяние.
Поклон, Ему поклон!
Изначально чистый, Он не имеет истока, Он бессмертный и неизменный в веках.

32. От одного языка станут сотни тысяч, из сотен тысяч – миллионы.
По сотни тысяч раз если скажут Имя, то одно Его Имя Повелителем мира станет.
По этому пути, по ступенькам-"поури" взберись и стань единым с Богом.
Услышав слова Неба, низкие даже стали к Богу тянуться.
О Нанак, да получат милость Божию! У порочного же себялюбие порочно.

33. Сила не в говорении, не в молчании сила.
Сила не в том, чтоб просить, сила не в том, чтобы дать.
Сила не в том, чтобы жить, сила не в том, чтоб умереть.
Сила не в царствовании, от которого родится в душе хвастовство.
Сила не в том, чтобы обрести внимание, знание, идеи.
Сила не в аскезе, которая освобождает мир.
В чьих руках сила, создав мир, за ним смотрит Он.
О Нанак! Высших и низших нет!

34. В ночи, во времени года, в числах и днях,
В ветрах, воде, огне и аду –
Во всем этом Землю обустроил как вместилище дхармы
Во всем этом – существа разных свойств и предназначений!
Их имен бесконечно много.
В соответствии с кармой этих существ им дается судьба.
Он Сам справедливый, и двор Его справедлив.
Там явственно сияют праведники.
Виден Знак доброты и милости Бога.
Оценку "плохой – хороший" там получают.
О Нанак, все это можно узнать, явившись во двор Господен.

35. Вот – понимание стадии Дхармы.
Стадией Знания зови действие-карму.
Много ветров, воды, огня, много кришн и шив.
Много брахм отливаются в формы, брахм, у которых различны черты и одежды.
Много пашных земель, много гор Меру, много учений о Полярной звезде.
Много индр, лун, солнц много, много дисков, изображающих вселенную.
Много сиддхов, будд, натхов много, много божественных форм.
Много богов, данавов, много молчальников, много драгоценных камней и морей.

Много копей, много боговдохновенных писаний, много падишахов и раджей.
Много медитаций, много послушников, о Нанак, – нет этому конца!

36. На стадии Знания – сильное знание.
Здесь пение, шутки, зрелища и веселье.
На стадии Радости краеугольный камень – образ.
Здесь творенье отливается несравнимо великое.
Его описание трудно произвести.
Если кто-то начнет рассказывать, потом пожалеет.
Здесь отливаются людское внимание и мысль; здесь в мозгу появляется пробуждение.
Здесь отливается чистота героев и сиддхов.

37. Основа стадии Кармы – сила.
Здесь больше ничего нет.
Здесь воины, могучие герои.
В них Рама поселился навеки.
Здесь Сита среди Сит в величии –
Ее облик описать невозможно.
Пребывающие здесь не умирают, и их нельзя ограбить.
Рама живет в их душах.
Здесь живут бхакты из разных мест.
Они веселятся, потому что Тот Истинный у них в душе.
На стадии Правды живет Неописуемый.
Сотворив Вселенную, смотрит решительным взглядом.
Здесь видятся людям все стадии, мандалы, миры.
Если кто-то попытается рассказать, рассказу тому не будет конца.
Отсюда видно много различных мест.
Какова воля Бога, таково и действие!
Он смотрит, радуется и размышляет!
О Нанак! О Нем рассказать трудно!

38. Пусть воздержание – кузница, терпение – кузнец.
Наковальня – мысль, знание – молот.
Страх – кузнечные меха, огонь – аскеза.
любовь – сосуд, амриту туда лей.
Отливается Слово, – истинный монетный двор!
На кого падает милостивый взгляд, – это их удел!
О Нанак, эти люди счастливы под взглядом Милостивого.

* * *

Ветер – гуру, вода – отец, а земля – могучая мать всего.
День и ночь – оба воспитатель и воспитательница – развлекают весь мир.
Дхармрадж читает перед Господом доброе и худое.
В соответствии с собственными поступками кто-то вблизи, кто-то вдали от Господа.
Те, кто мысленно следовал Имени, прошли мучительную плавку.
У них ясные лица, О Нанак, вместе с ними сколькие освободились!

http://thelib.ru/books/guru_ardzhan/utrennyaya_molitva_sikhov-read.html

* * *

СИКХИЗМ, религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком (1469–1539). Сикх, слово санскритского происхождения, означает «последователь» или «ученик». К 1990 сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16 млн. членов, 14 млн. из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна.

Нанак, по происхождению индуист, родился в Тальванди (совр. Нанкана Сахиб), примерно в 65 км к западу от Лахора. Работал у Лоди, правителя Султанпура. Пережив религиозное видение, он отправился путешествовать, проповедуя учение божественного имени. В конце концов основал свою дхарамсалу (обитель веры) в Картарпуре (Пенджаб), где и скончался, окруженный последователями.