ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 947
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.
1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание
1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие
2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели
2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора
3.1. Понятие экономического цикла и его фазы
3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике
3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
4.4. Государственная политика в области занятости
5.1. Сущность, причины и измерение инфляции
53. Социально-экономические последствия инфляции
6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса
6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции
6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор
6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена
7.1. Банковская система, ее структура и функции
7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства
9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства
9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере
9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка
10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков
10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева
10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли
11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли
12.2. Анализ статей платежного баланса
12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение
12.5. Системы обменного курса валют
13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе
14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса
15.2. Предпосылки экономического роста
15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах
15.4. Факторы и типы экономического роста
16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода
16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса
17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения
тают, признают, что благодаря работам Дж. они стали грамотными
экономистами.
Между макро- и микроэкономикой нет непреодолимой пропасти. И в этом также заслуга Дж. Кейнса. Весь его макроэкономический анализ
Рис. 1-1. Простейшая микроэкономическая модель кругооборота экономических благ и ресурсов
покоится на микроэкономическом основании на законах спроса и предложения и на теории экономического равновесия. Но различия в задачах, целях и инструментах анализа существенны, и их надо видеть и понимать.
В курсе микроэкономики в центре исследования находятся простейшие реалии экономической жизни: отдельные потребители, домашние хозяйства, фирмы-производители. Объектом анализа выступают рынки определенных товаров, спрос и предложение на них, а также рынки ресурсов, взаимодействующие с рынками потребительских товаров и услуг. Упрощенную схему кругооборота товаров и ресурсов между домашними хозяйствами и фирмами можно изобразить с помощью модели (рис. 1-1).
Перед макроэкономикой стоят иные задачи. Она исследует общеэкономические процессы в целом, т. е. условия и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений. Для поддержания равновесия между ними необходим особый субъект — государство. Поэтому в макроэкономике важнейшим экономическим агентом становится наличие которого хотя и предполагает микроэкономика, но далеко не на первых ролях.
Хозяйственные явления рассматриваются макроэкономикой в их совокупности. Но в результате совместных действий участников экономических отношений появляются результаты, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для системы в целом и для ее отдельных агентов. В этом случае вмешательство государства в экономические отношения призвано определенным образом их корректировать. Действия правительства, направленные на стабилизацию и развитие хозяйственных отношений, называются политикой.
Государство устанавливает "правила игры" на национальном рынке: определяет налоговую политику, тарифные ставки, квоты, дотации, а также законы, согласно которым действуют участники экономических отношений. Государство, в лице правительства, выступает одним из субъектов рынка, т. е. активно действующей стороной, отстаивающей национальные интересы.
Принципиальная схема взаимодействия экономических агентов в национальной экономике с участием государства представлена на рис. 1-2.
Домашние хозяйства — основной потребитель рыночных продуктов являются собственниками факторов производства — труда, капитала, земли, предпринимательских услуг. Взамен они получают соответствующие факторные доходы, часть которых потребляется, а остаток идет на сбережения.
Фирмы, в свою очередь, поставляют продукцию на рынок благ и услуг, получая взамен их денежный эквивалент. Основным покупателем на данном рынке выступают домашние хозяйства, которые потребляют значительную часть благ. Кроме того, фирмы предъявляют спрос на факторы производства и инвестируют как собственные средства, так и сбережения домашних хозяйств.
Государство в лице различных организаций взаимодействует с домашними хозяйствами через налоги, которые оно получает с индивидуальных доходов граждан, обеспечивая им со своей стороны социальную защиту в виде пенсий, пособий, стипендий, бесплатного медицинского обслуживания и образования.
Налоги, которые выплачиваются фирмами правительству, уравновешиваются дотациями со стороны государства, инвестированием различных проектов и кредитами, выделяемыми центральной финансовой системой. Сбор налогов осуществляется государством для производства общественных благ. Последние в отличие от благ, производимых в предпринимательском секторе, даются потребителям ''бесплатно", т. е. без непосредственной оплаты каждой потребляемой единицы блага. Государство как производитель общественных благ способствует повышению продуктивности предпринимательского сектора и домашних хозяйств.
В макроэкономической системе государство выполняет также еще одну важную функцию — создание (предложение) денег, необходимых для удовлетворения потребностей домашних хозяйств, фирм и самого государства.
Рис. 1-2. Схема взаимодействия экономических агентов в национальной экономике с участием государства
Взаимосвязь государства с домашними хозяйствами и фирмами осуществляется через рынок благ и рынок факторов производства. На рынке благ государственные структуры приобретают в основном инвестиционные товары и вооружение, оплачивая их из бюджетных поступлений. С рынка факторов производства государство берет рабочую силу, обеспечивая обратное движение денежных средств в виде заработной платы.
На рис. 1-2 в сфере кругооборота средств в замкнутой экономической системе движение благ и ресурсов идет против часовой стрелки, а движение денежных потоков — по часовой стрелке. В силу того что многие процессы в данной схеме упрошены, некоторые денежные потоки остались как бы "за кадром". Так, например, домашние хозяйства не все свои доходы тратят на потребительские блага, а часть их откладывают в виде сбережений. Точно так же фирмы накапливают часть своей прибыли, чтобы в дальнейшем вложить ее в крупные инвестиционные проекты.
Почему появляется необходимость в специальном макроэкономическом анализе? Почему микроэкономического подхода недостаточно для исследования экономических процессов? Эти вопросы требуют специального рассмотрения.
Дело в том, что согласно микроэкономическому подходу, разработанному классиками и неоклассиками, рыночной системе присуща способность к автоматическому саморегулированию, в ходе которого обеспечивается равновесие в экономической системе при полном использовании ресурсов. Последнее означает, что в такой экономике производится максимально возможный объем товаров и услуг, идущих на удовлетворение общественных потребностей.
Идея автоматической самонастройки хозяйственной системы при полной занятости имеющихся факторов производства восходит к известному закону рынков Ж.-Б. Сэя, гласящему, что "предложение порождает свой собственный спрос". Смысл закона состоит в том, что производство двояко по природе: оно не только создает продукты для обмена, но и формирует доходы участников производства, в точности равные стоимости выпущенных товаров и услуг. В процессе хозяйственного кругооборота доходы обмениваются на товары, в результате чего все, что произведено, находит своего покупателя, реализуется на рынке в полном объеме.
Правда, сторонники этого закона не учитывали того обстоятельства, что если часть доходов будет сберегаться, то сократится спрос, образуется "утечка" в потоке в результате чего часть произве
денных товаров не будет реализована. А это, в свою очередь, приведет к сокращению производства, росту безработицы, снижению доходов. Значит, экономическая система придет в равновесное состояние при неполной занятости, а, следовательно, не сможет максимизировать общественное благосостояние.
Подобный довод был сильным аргументом в руках противников закона рынка Сэя. Однако неоклассики, разделявшие концептуальные положения классической школы о полной занятости в рыночной экономике, не видели никакой угрозы для такой занятости со стороны сбережений. По их мнению, сбережения будут использованы предпринимателями для инвестирования. Инвестиции заполнят любой "пробел" в потреблении. Следовательно, закон Сэя будет действовать и уровни производства и занятости останутся неизменными.
Графическим доказательством этих рассуждений могут служить модели взаимодействия предложения сбережений S и инвестиционного спроса являющиеся функцией процентной ставки S = S(i), I = На графике (рис. 1-3) кривая сбережений (предложения денег) будет восходящей — люди будут увеличивать сбережения при росте процентной ставки. Напротив, кривая инвестиционного спроса на деньги будет нисходящей, поскольку при снижении процентной ставки объем инвестиций будет возрастать. В результате на рынке "сбережения — инвестиции" установится равновесие, означающее, что при равновесной ставке объем сбережений будет равен объему инвестиций (рис.
Рис. 1.3. Модель равновесия на рынке "сбережения — инвестиции"
б
а
Если бережливость в экономике возрастет (рис. 1-3,6), что означает сдвиг кривой S в положение 5,, процентная ставка снизится с it,- до iF и в новой точке равновесия F объем инвестиций вновь будет равен объему сбережений (объем
Таким образом, даже при значительном росте сбережений закон Сэя продолжает действовать. Поэтому с точки зрения сторонников микроэкономического анализа полная занятость в рыночной экономике — неизбежный результат действия ее механизмов, нормальное экономическое явление.
Однако все было бы хорошо, если бы от "экономики классной доски", как называл микроэкономику Р. Коуз, не надо было переходить к реальной действительности. В реальной же экономике, несмотря на все старания представителей неоклассической теории доказать обратное, не было полного использования ресурсов и соответствующего ему объема производства. Именно на это впервые обратил внимание Дж. Кейнс. Он показал, что микроэкономический способ доказательства равновесия экономической системы в целом непригоден.
Ошибку неоклассиков Дж. Кейнс проиллюстрировал на примере снижения заработной платы, которое должно было способствовать вовлечению в производство свободной рабочей силы.
На уровне отдельного предприятия (микроэкономический уровень) снижение заработной платы означает:
а) снижение издержек производства;
б) улучшение конкурентоспособности предприятия;
в) увеличение занятости и рост производства.
С точки зрения национальной экономики в целом (макроэкономический подход) снижение заработной платы оборачивается:
а) снижением налогов;
б) падением общей покупательной способности населения и государства;
в) снижением занятости и производства.
Как видим, с позиций микроэкономического подхода гибкость заработной платы, ее понижение до уровня, обеспечивающего наем на работу всех желающих трудиться, ведет к полной занятости и росту производства. Напротив, на макроэкономическом уровне понижение заработной платы дает обратный результат — снижение занятости и производства.
На этом основании Дж. Кейнсом был сделан вывод, что использование лишь одного микроэкономического метода анализа, делающего упор на гибкость цен и заработной платы, может приводить к серьезным ошибкам и заблуждениям. Это заставило его сконцентрировать внимание при анализе национальной экономики как целого на макроэкономическом подходе, используя для этого агрегированные показатели: совокупный спрос и совокупное предложение, общий уровень дохода, национальные сбережения, инвестиции и потребление, общее количество денег в экономике и уровень занятости и др.
До середины гг. практически вся макроэкономика развивалась в
рамках идей, сформулированных Дж. Кейнсом и развитых его сторонниками ~Дж. Хиксом, А. Хансеном, П. Самуэльсоном и др. Однако с начала 70-х гг. единодушие, царившее среди экономистов относительно основных постулатов кейнсианской теории, было нарушено. Наиболее значительным проявлением критики кейнсианства стала "монетаристская контрреволюция", которую возглавил М. Фридмен. Вслед за ним с критической оценкой взглядов Дж. Кейнса и неокейнсианцев выступили и другие направления и школы экономической мысли. Сегодня макроэкономика продолжает оставаться наиболее дискуссионной областью экономической науки.
17
Вместе с тем научные дискуссии между представителями различных направлений макроэкономического анализа способствовали его активному развитию и совершенствованию. Более того, в ходе этого развития про- сближение микро- и макроэкономического подходов к экономическому анализу, сделана попытка стереть некоторые грани между ними. Так, например, центральной проблемой кейнсианской теории является проблема занятости, решение которой достигается при помощи стимулирования эффективного спроса. Естественно, что эта проблема считалась традиционно макроэкономической, однако в последних работах западных экономистов уровень занятости определяется не только на основе совокупного спроса, но и с учетом индивидуальных решений, которые принимают отдельные работники и предприниматели. И те и другие взвешивают выгоды от работы и издержки от нее. Учитываются также состояние товарного рынка, специфика рынка труда и др.