ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 976
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.
1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание
1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие
2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели
2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора
3.1. Понятие экономического цикла и его фазы
3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике
3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
4.4. Государственная политика в области занятости
5.1. Сущность, причины и измерение инфляции
53. Социально-экономические последствия инфляции
6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса
6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции
6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор
6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена
7.1. Банковская система, ее структура и функции
7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства
9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства
9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере
9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка
10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков
10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева
10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли
11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли
12.2. Анализ статей платежного баланса
12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение
12.5. Системы обменного курса валют
13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе
14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса
15.2. Предпосылки экономического роста
15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах
15.4. Факторы и типы экономического роста
16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода
16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса
17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения
Что касается российской экономики, то можно предположить, что в настоящее время коэффициент Оукена здесь составляет немногим более 5%. Дело в том, что падение ВВП в России в 1990-е гг. составило около 50%, а уровень безработицы — 9,3%. В первой половине 1990-х гг. коэффициент Оукена был еще выше — так как за это время производство сократилось на 40%, а безработица увеличилась лишь на 4%.
Почему же в России не росла безработица на фоне столь стремительного спада? Иначе говоря, почему таким высоким оказался коэффициент Оукена? Объяснение следует искать, во-первых, в том, что в России в первые годы реформ, сопровождавшихся спадом, сокращались не рабочие места как таковые, а вакансии; во-вторых, в проведении мягкой денежно- кредитной политики, направленной на поддержание предприятий и их работников, на сохранение выплат заработной платы, несмотря на падение производства, и т. п.; в-третьих, в сохранении коллективно-группового характера собственности, утвердившегося в ходе ваучерной приватизации. Известно, что в процессе ваучеризации победил так называемый второй вариант приватизации, по которому собственность на средства производства переходила в руки трудовых коллективор
Анализ форм безработицы показывает, безработицу на естественном уровне следует рассматривать как положительное явление в экономике, в то время как циклическую безработицу—- как крайне негативное явление. Циклическая безработица ведет к снижению благосостояния об- шества в виде потери ВВП и к снижению благосостояния индивидов из-за падения их доходов. Однако общество в целом несет большие потери, чем отдельные его индивиды. Это объясняется тем, что работающий человек платит обществу налоги, в то время как безработный не только их не платит, но еще и находится на иждивении у общества, так как ему необходимо выплачивать пособие по безработице. В целом для общества потери от появления каждого безработного сверх естественного уровня складываются из трех элементов:
а) уменьшения дохода индивида;
б) пособия по безработице;
в) уменьшения налоговых поступлений.
Таким образом, безработица порождает серьезные издержки как для общества в целом, так и для отдельных его граждан (попавших в число безработных). Наличие безработных означает, что страна создает меньший объем национального продукта по сравнению с объемом при полной занятости. Это происходит оттого, что труд используется не в полной мере. Следовательно, в меньшей степени используются и другие факторы: производственные здания, оборудование, транспорт, природные ресурсы и т. п. В результате объем национального производства становится меньше того, какой мог бы быть при полном использовании производственных ресурсов. "Когда уровень безработицы повышается, это означает, что общество отказывается от всех тех товаров и услуг, которые могли бы произвести безработные, как если бы автомобили, дома, одежду и другие блага попросту топили в
В таблице 4-2 приводятся расчеты того, насколько за последние полвека в периоды высокой безработицы фактический ВВП США оказывался меньше потенциального. Как показывают цифры, экономические убытки имели место не только в годы Великой депрессии, но и в застойные для американской экономики периоды 1950-х, 1970-х и первой половины 1980-х гг.
Но от безработицы особенно страдают личные интересы работников, попавших в резервную армию труда. Как показывают экономические исследования, длительная безработица снижает уровень резервной заработной платы работников, после того как они находят работу (из-за потери квалификации, снижения уровня профессионализма, т. е. "ржавления" человеческого капитала). Другой опасностью для безработных, не работающих длительное время, является их полная непривлекательность на рынке труда. В результате при достижении определенного уровня безработицы высока вероятность ее сохранения на этом уровне. Экономисты называют это явление эффектом гистерезиса, который стал серьезной проблемой для западных стран в 1980-е гг.
Самуэльсон П., Нордхаус У. Указ. соч. С. 599.
Таблица 4-2
Экономические издержки безработицы в США
Период |
Средний уровень безработицы, % |
Потери ВВП |
|
в в ценах 1987 г. |
в % от среднего ВВП за период |
||
Великая депрессия (1929 — 1933 гг.) |
18,2 |
2850 |
38,5 |
"Вялые" 50-е (1954— 1960 it.) |
5,2 |
46 |
0,3 |
Застойные 70-е и 80-е (1975 — 1984 гг.) |
7,7 |
1354 |
3,6 |
Источник. Самуэльсон П., Нордхаус У. Указ. соч. С. 599.
Термин "гистерезис" позаимствован экономистами у физиков. Гистерезис имеет место, когда переменная подвергается временному внешнему воздействию и не возвращается к исходному значению даже после того, как внешнего воздействия уже не существует. Применительно к безработице гистерезис означает, что если уровень безработицы повышается, то он может и не вернуться к исходному значению даже после прекращения действия вызвавших его факторов. В этом случае будет наблюдаться рост естественной безработицы.
Безработица порождает также серьезные нравственно-психологические, социальные и политические проблемы, которые бывает очень трудно измерить количественно. Никакие деньги не могут адекватно выразить масштабы страданий и бедствий миллионов безработных. Они чувствуют себя ненужными и лишними людьми, у них формируется заниженная самооценка способностей и всех личностных качеств, что отрицательно сказывается на нравственном облике человека, вредит его психическому и физическому здоровью, подрывает устои семейной жизни и т. д. По расчетам американских ученых, повышение уровня безработицы на 1%, сохраняющееся в течение 6 лет, вызывает рост (в %) практически всех явлений современной патологии" в обществе:
общей смертности — на 2,0;
числа самоубийств на
числа убийств — на 5,7;
числа заключенных в тюрьмах — на 4,0;
числа психически больных — на 4,0'.
См.: Курс общей экономической теории / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб., 1996. С. 316-317.
Наконец, высокая безработица, как показывает исторический опыт, может порождать серьезные политические катаклизмы. Так, в период Великой депрессии в ряде западноевропейских стран (Германия, Италия, Испания), а также в Японии демократические силы потерпели сокрушительное поражение на парламентских выборах и к власти пришли диктаторские, национал-социалистические и фашистские режимы, развязавшие впоследствии вторую мировую войну. В настоящее время мы являемся свидетелями активизации национал-патриотических, коммунистических и даже профашистских сил в России и некоторых других странах СНГ, причина которой также кроется в высокой безработице и обнищании значительной части населения.
Все это и многое другое дает основание практически всем экономистам и политикам относиться к безработице с большим опасением и быть единодушными в крайне отрицательной оценке ее последствий. Еще в конце 1930-х гг. Дж. Кейнс назвал безработицу "наиболее значительным пороком общества", поскольку она порождает множество других пороков. С тех пор прошло много времени, однако П. Самуэльсон и У. Нордхаус считают, что "высокая безработица по-прежнему продолжает отравлять существование современной смешанной Именно поэтому борьба с безрабо
тицей — одна из приоритетных задач макроэкономической политики государства.
4.4. Государственная политика в области занятости
Рынок рабочей силы — специфический сектор экономики. Он отличается от всех рынков тем, что на нем перемещаются не товары из пластмассы, дерева или металла, а живые люди. Поэтому его регулирование имеет огромное социально-экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства. Однако задача государства — не обеспечить каждого желающего работой, так как это увеличивает инфляцию, а удержать безработицу на естественном уровне, что и означает достижение полной занятости.
Рассмотрим на примере кривой Филлипса последствия сокращения безработицы ниже естественного уровня. Новозеландский экономист О. Филлипс установил обратную зависимость между безработицей и и инфляцией На графике эта зависимость принимает форму кривой, выпуклой к началу координат (рис. 4-5).
Самуэльсон П., Нордхаус У. Указ. соч. С. 597. 118
Рис. 4-5. Трансформация кривой Филлипса в кривую стагфляции
Кривая Филлипса показывает, что при повышении спроса на рабочую силу и сокращении безработицы уровень цен в экономике повышается. Таким образом, она дает упрощенную однофакторную модель инфляции, определяя ее как функцию безработицы. Кривая Филлипса показывает, что безработица ограничивает возможности роста заработной платы, а следовательно, издержек, которые влияют на уровень цен.
Многими экономистами кривая Филлипса рассматривалась в 60-е гг. как идеальное средство выбора альтернативных вариантов между инфляцией и безработицей. Однако монетаристы во главе с М. Фридменом пришли к выводу, что кривая Филлипса достоверно описывает связь между инфляцией и безработицей только в коротком периоде, когда сокращение безработицы невозможно без роста инфляции. В длительном же периоде кривая Филлипса трансформируется в кривую стагфляции, показывающую одновременный рост инфляции и безработицы.
Допустим, что естественный уровень безработицы в экономике изображает линия и"и*. Этому уровню на кривой Филлипса соответствует точка А, а значит, ожидаемая инфляция к*. Предположим далее, что фактическая безработица выше естественной нормы и составляет При такой безработице инфляция будет на достаточно низком уровне Для сокращения потерь в экономике государство сокращает безработицу сначала до а затем до (путем увеличения предложения денег, расширения инвестиций и т. д.). За это приходится расплачиваться ростом уровня цен до ж2. Сложившуюся ситуацию отразит на кривой Филлипса точка С.
Однако на этом процесс не заканчивается. Через некоторое время профсоюзы потребуют провести индексацию заработной платы, в ответ на что предприниматели сократят часть рабочих (в целях недопущения роста издержек). Безработица вернется к своему естественному уровню, и кривая Филлипса сдвинется вправо, проходя через точку А'.
Если государство предпримет новые шаги по сокращению безработицы до уровня иъ, то уровень инфляции уже составит п 3. На кривой Филлипса
комбинации будет соответствовать точка D. После индексации за
работной платы и сокращения занятости до и* кривая Филлипса снова сдвинется вправо и пройдет через точку Дальнейшие подобные действия государства будут вызывать аналогичные последствия: за каждой попыткой сократить безработицу будет следовать рост цен и возвращение безработицы к естественной норме1.
Таким образом, мы видим, что законы экономики оказываются сильнее желания и воли государства. Своими действиями государство провоцирует не только рост цен, но и повышение безработицы, попадая в результате в порочный круг стагфляции (кривая, проходящая через точки С, D и далее). Это значит, что борьба с безработицей за счет инфляции не может дать желаемых результатов, и об этом свидетельствует как российский опыт 90-х гг., так и мировая практика. Если государство будет стремиться как можно больше сократить уровень безработицы, то вслед за инфляцией ухудшится состояние платежного баланса, упадет конкуренция, замедлятся темпы экономического роста. В конечном счете все это постепенно сведет на нет и сами усилия по борьбе с безработицей. Поэтому при проведении подобного политического решения государство должно особенно тщательно взвешивать все ''за" и "против" своих действий. Опыт большинства западноевропейских стран показывает, что все правительства независимо от их партийной принадлежности при попытке снизить уровень безработицы ниже 5% испытывали впоследствии большие трудности .
Отсюда следует, что государственная политика в области занятости должна строиться исходя прежде всего из определения типа безработицы: государство должно бороться не с любой безработицей, а лишь с циклической.
Далее, при выработке конкретных приемов по сокращению безработицы и увеличению занятости допустимо использование любых инфляционно безопасных методов:
а) снижение налоговых ставок на бизнес;
б) совершенствование системы информации о свободных рабочих местах;