Файл: Ивашковский Макроэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 949

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.

Раздел I

Глава 1

1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа

1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание

1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие

2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия

2.2. Кеинсианская критика

2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели

2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора

Раздел II

3.1. Понятие экономического цикла и его фазы

3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике

3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях

4.1. Понятие безработицы,

4.4. Государственная политика в области занятости

Глава 5

5.1. Сущность, причины и измерение инфляции

53. Социально-экономические последствия инфляции

Раздел III

6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса

6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции

6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор

6.4. Краткосрочное равновесие

6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена

Глава 7

7.1. Банковская система, ее структура и функции

7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства

7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

0 Y, y0 y

8.2. Взаимодействие товарного и денежного рынков при изменении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики

Глава 9

9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства

9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере

9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка

Глава10

10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков

100 Сукно, м

10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева

10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли

Глава 11

11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли

11.3. Нетарифные методы

Глава12

12.2. Анализ статей платежного баланса

12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение

12.5. Системы обменного курса валют

Глава13

13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике

Глава14

14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе

14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса

Раздел V

Глава15

15.2. Предпосылки экономического роста

15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах

15.4. Факторы и типы экономического роста

Глава16

16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода

16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса

Глава 17

17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения

17.2. Распределение доходов и

17.3. Уровень жизни и бедность

В чем же причина этого явления? Как его объяснить? Ведь очевидно, что прирост инвестиций в развитие производственной базы общества не может в коротком периоде обернуться быстрой отдачей в виде увеличения выпуска готовой продукции.

Дело в том, что Дж. Кейнс связывал мультипликационный эффект во­все не с отдачей от инвестиций в виде производства дополнительной про­дукции или услуг. Он полагал, что увеличение покупок инвестиционных товаров означает увеличение доходов тех экономических агентов, у кото­рых эти товары приобретены. Имеются в виду фирмы, производящие станки, машины, оборудование, компьютеры, стройматериалы и т. п. Уве­личение дохода работников этих фирм в соответствии с кейнсианской функцией потребления вызывает расширение их потребления на основе собственной предельной склонности к потреблению. Рост потребления в свою очередь способствует дальнейшему возрастанию эффективного спро­са и национального дохода. Это, по существу, повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса. Воз­росшая покупательная способность в конечном счете приводит к тому, что фирмы могут больше продавать, для чего им требуется расширять наем рабочей силы и закупку других факторов производства, после чего поку­пательная способность еще больше растет. Возросшая покупательная способность является новым источником дополнительного потребления и инвестиций, которые порождают еще большую покупательную спо­собность, и т. д.

Таким образом, цепная реакция доходообразования, увеличения рас­ходов и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает своего рода эффект кругов по воде. При­чем, чем шире становится этот процесс, тем эффект возмущения стано­вится менее интенсивным. Затухание объясняется тем, что не весь полу­ченный на каждом этапе доход тратится на новое потребление, т. е. стано­вится снова чьим-то доходом. На каждом новом этапе часть полученного дохода сберегается и тем самым исключается из дальнейшего доходообра- зования. А это значит, что сила эффекта мультипликатора зависит от того, сколько дохода поступит на каждую следующую стадию, т. е. от предельной склонности к потреблению МРС участников последователь­ности событий.

Насколько велик мультипликатор? Чтобы ответить на этот вопрос, об­ратимся к условному который поможет понять, почему мультип­ликатор всегда больше единицы. Допустим, что на имеющиеся средства (] 00 тыс. руб.) некий предприниматель решил соорудить небольшой кир­пичный завод. Благодаря осуществлению данного инвестиционного проек­та участвующие в строительстве работники получат тыс. руб. дополни­тельного дохода. Что же произойдет дальше? Если каждый человек в экономике характеризуется предельной склонностью к потреблению 0,8, то 80 тыс. руб. они потратят на покупку новых товаров и услуг. Именно на эту сумму у продавцов сократятся товарные запасы. Реакцией произ­водителей на сокращение запасов будет увеличение объема производст­ва на 80 тыс. руб., вслед за чем 0,8 этой суммы получившие ее другие работники потратят на свое потребление (64 тыс. руб.). Этот процесс будет непрерывно продолжаться таким образом, что на каждой следую­щей стадии расходы составят 80% от расходов, совершенных на преды­дущей стадии.


Эта бесконечная цепь вторичных расходов вызвана лишь тем, что наш предприниматель осуществил первоначальные инвестиции в размере

тыс. руб. Однако, хотя теоретически эта цепь и не имеет конца, не­трудно заметить, что на практике она стремится к конечной величине, ко­торая поддается арифметическому расчету:

100 тыс. руб. дохода -» ] 00 тыс. х 0,8 (потребление) 80 тыс. руб. дохода 80 тыс. х 0,8 (потребление)

64 тыс. руб. дохода 64 тыс. х 0,8 (потребление)

Сумма увеличивающего дохода составит:

100тыс. + 80 тыс. + 64 тыс. + ... = 100 тыс. (1 + 0,8 + 0,82 + 0,83 + ...).

Предел суммы геометрической прогрессии будет выглядеть следующим образом:

В этом уравнении 100 тыс. руб. — прирост инвестиций Д/, а знамена­тель (1 величина, равная (1

Таким образом, расчет показывает, что если МРС = 0,8, то мультип­ликатор равен 5. Он включает единицу первоначальных инвестиций и четыре единицы дополнительных (вторичных) потребительских расхо-

6 Зак. 6661 73 дов. Тот же самый результат можно получить, если воспользоваться кон­цепцией предельной склонности к сбережению MPS. Если МРС = 0,8, то MPS = 0,2:

АУ=-

ЮОтьгс. руб. _ ЮОтыс. руб.

- 5 00 тыс. руб.

MPS 0,2

Общая формула мультипликатора имеет следующий вид:

Из данной формулы следует, что, чем оольше предельная склонность к потреблению (меньше предельная склонность к сбережению), тем больше мультипликатор. А это значит, что тем больший будет итоговый прирост национального дохода за счет прироста инвестиций.

К =

Еще раз отметим, что мультипликационный эффект могут вызывать любые автономные затраты, а не только частные инвестиции. Речь идет об изменении величин автономного потребления, государственных заку- иок, экспорта. В таком случае говорят о мультипликаторе затрат. Он рассчитывается как отношение прироста национального дохода ДК к изме­нениям всех автономных затрат вызвавших прирост дохода:

А У АI

Рассматривая эффект мультипликатора, Дж. Кейнс иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработных. бы казначейство наполняло старые бутылки

банкнотами, закапывало их на соответствующей глубине в бездействую­щих угольных шахтах, заполняло эти шахты доверху городским мусором, а затем, наконец, предоставляло бы частной инициативе на основе извест­ного принципа laissez-faire (невмешательства) выкапывать эти банкноты из земли, то безработица могла бы полностью исчезнуть, а косвенным обра­зом это привело бы, вероятно, к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с сущест­вующими размерами. Разумеется, более целесообразно было бы строить жилые дома и т. п., но если этому препятствуют политические и практиче­ские трудности, то и предлагаемый вариант окажется лучше, чем ничего" .


Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он наблюдается прежде всего в экономике, нахо­дящейся в состоянии глубокого кризиса, с большой безработицей и недо­использованием производственных мощностей. Увеличение расходов с помощью мультипликатора обеспечивает более полное использование уже

Кейнс Дж. Избр. произв. М., 1993. С. 326.

имеющихся в обществе ресурсов. Сам по себе мультипликатор не обладает свойством умножения факторов производства. Если бы экономика находи­лась в состоянии полной занятости, то рост расходов выразился бы в по­вышении цен и инфляции, поскольку имело бы место превышение сово­купного спроса над совокупным предложением.

Особенность эффекта мультипликатора заключается в том, что это механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.

Как дестабилизирующий фактор мультипликатор тем сильнее, чем больше величина MPS, и наоборот. Чтобы понять эту зависимость, рас­смотрим необычное явление, получившее название парадокс береж­ливости. Суть его, как показал Дж. Кейнс, заключается в том, что стрем­ление людей сберегать будет опережать стремление предпринимателей инвестировать, в результате чего произойдет сокращение прироста нацио­нального дохода.

Данное явление будет наблюдаться, во-первых, вследствие того, что с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, так как все больше сужается круг альтернативных возможностей высокоприбыльных капиталовложений; во-вторых, оттого, что с ростом доходов увеличивается доля сбережений, поскольку S =f{Y). Исключением является ситуация инфляционного перегрева экономики на уровне потенциального выпуска Y*. В данном случае увеличение сбе­режений общественно желательно, так как уменьшает совокупный спрос и способствует обузданию инфляции, а значит, росту благосостояния {рис. 2-1

На рис. показано, как с ростом сбережений падают совокупные

расходы, побуждающие предпринимателей сокращать производство и за­нятость. Вместе с тем очевидно, что рост сбережений происходит под влиянием экономического роста, который в свою очередь является следст­вием увеличения расходов в экономике с неполной занятостью.

Таким образом, цепочка связей в экономике выглядит следующим обра­зом: автономные расходы вследствие действия мультипликатора приво­дят к приросту национального дохода, а значит, к увеличению сбережений. Образовавшиеся сбережения в условиях оживления деловой активности служат источником дополнительных инвестиций, которые принято назы­вать производными или индуцированными, поскольку они зависят от воз­росшего дохода. Производные инвестиции, в свою очередь, вместе с пер­воначальными, т. е. автономными, инвестициями усиливают экономиче­ский рост, ускоряют его, что получило название эффекта акселератора (accelerator — ускоритель).


АКСЕЛЕРАТОР — это коэффициент, указывающий, во сколько раз вырастают новые инвестиции в ответ на изменение национального дохода.

Р А

'2

У

Рис. 2-11. Эффект усиления бережливости в рамкахтрадиционной м оделиЛО-/^

AD.

Р.

Р.

2

О

б

а

I

Однако увеличение инвестиций и дохода, а значит, и склонности к сбе­режению означает, что склонность к потреблению падает. Домашние хо­зяйства будут сокращать свой потребительский спрос, что отрицательно будет сказываться на реализации произведенных фирмами товаров. Фирмы начнут сокращать производство, увольнять рабочих, что в конечном счете обернется снижением доходов различных категорий граждан и националь­ного дохода страны в целом.

Графически "парадокс бережливости" можно проиллюстрировать и на рис. 2-12. По оси абсцисс откладывается национальный доход, по оси ординат — сбережения и инвестиции.

На этом графике кривая инвестиций I имеет положительный наклон, поскольку индуцированные инвестиции зависят от дохода. Сдвиг вверх кривой сбережений в положение означает рост сбережений и обра­зование нового равновесия в точке Е-, вместо прежнего в точке Е]. Вместе с этим происходит сокращение национального дохода с У, до Y2.

Таким образом, '"парадокс бережливости" показывает, что все попытки увеличить сбережения ведут к снижению инвестиций и производства, со­кращению доходов и, следовательно, уменьшению сбережений. Объем производства будет сокращаться до тех пор, пока доход не упадет настоль­ко, что желаемый объем сбережений уравняется с желаемой величиной инвестиций.

Особый "вред" бережливости состоит именно в том, что наиболее серь­езные мотивы сберегать появляются у людей как раз при ухудшении эко­номической конъюнктуры. По-человечески понятно, когда люди, опасаясь

Рис. 2-12. "Парадокс бережливости": сокращение национального дохода в результате роста сбережений

наступления кризиса и потери роботы, начинают усиленно откладывать на "черный день". Однако увеличение сбережений означает сокращение по­требления. Соответственно уменьшаются доходы производителей, ибо расходы одних — это доходы других. Если кому-то удалось сберечь боль­ше, то только потому, что кто-то другой был вынужден залезть в долги или расстаться со своими сбережениями. Попытки значительной части населе­ния сократить потребление (ради увеличения сбережений) приведут к со­кращению национального дохода.


Основные выводы

Экономисты классической школы не только создали теорию частичного ры­ночного равновесия, но и сформулировали теорию общего равновесия рынков и цен. Согласно их концепции общего равновесия, в экономике мо­жет существовать лишь равновесие при полной занятости. Такой вывод опирается на закон рынков Ж.-Б. Сэя, согласно которому в экономике, осно­ванной на разделении труда, производство каждого субъекта одновременно представляет собой спрос на результаты производства других субъектов. В конечном счете совокупный спрос будет равен совокупному предложению. Возникающие случаи неравновесия носят временный характер, и рыночные механизмы их быстро корректируют.

Классическая модель макроэкономического равновесия предполагает, что объем производства является функцией занятости ресурсов и техно­логии производства и поддерживается на потенциальном уровне меха­низмом гибких цен. Благодаря этому механизму рыночная экономика спо­собна поддерживать полную занятость всех имеющихся ресурсов.

Важной особенностью классической макроэкономической модели является принцип нейтральности денег. Он предполагает отсутствие какого-либо воздействия денежной массы на реальное производство. Деньги в модели классиков нужны рыночным агентам лишь для обслуживания сделок, т. е. для выполнения чисто технической функции в процессе купли-продажи. На этом основании классиками была сформулирована концепция клас­сической дихотомии — системы функционирования двух параллельных рынков: реального и денежного, равновесие между которыми поддер­живается через автоматические стабилизаторы. Отсюда делался вывод о нецелесообразности вмешательства государства в экономическую жизнь.

В противоположность закону рынков Ж.-Б. Сэя и классическому варианту макроэкономического равновесия английским экономистом Дж. Кейнсом был выдвинут принцип эффективного спроса, отражающий тот факт, что уровень национального производства, занятости и доходов в данный мо­мент зависит от уровня потребительских и инвестиционных расходов в эко­номике.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия не признает авто­матической связи между сбережениями и инвестициями, которую эконо­мисты-классики усматривали при посредстве процентной ставки. Сбереже­ния — это остаток от дохода, который не был использован на потребление. В силу основного психологического закона Дж. Кейнса сбережения растут, когда увеличивается доход. Инвестиции же являются функцией побужде­ния к инвестированию и определяются отношением между ожидаемой пре­дельной эффективностью капитала и процентной ставкой.