Файл: Ивашковский Макроэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 951

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.

Раздел I

Глава 1

1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа

1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание

1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие

2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия

2.2. Кеинсианская критика

2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели

2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора

Раздел II

3.1. Понятие экономического цикла и его фазы

3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике

3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях

4.1. Понятие безработицы,

4.4. Государственная политика в области занятости

Глава 5

5.1. Сущность, причины и измерение инфляции

53. Социально-экономические последствия инфляции

Раздел III

6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса

6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции

6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор

6.4. Краткосрочное равновесие

6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена

Глава 7

7.1. Банковская система, ее структура и функции

7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства

7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

0 Y, y0 y

8.2. Взаимодействие товарного и денежного рынков при изменении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики

Глава 9

9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства

9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере

9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка

Глава10

10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков

100 Сукно, м

10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева

10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли

Глава 11

11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли

11.3. Нетарифные методы

Глава12

12.2. Анализ статей платежного баланса

12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение

12.5. Системы обменного курса валют

Глава13

13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике

Глава14

14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе

14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса

Раздел V

Глава15

15.2. Предпосылки экономического роста

15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах

15.4. Факторы и типы экономического роста

Глава16

16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода

16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса

Глава 17

17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения

17.2. Распределение доходов и

17.3. Уровень жизни и бедность

169

Эта модель иллюстрирует важную зависимость. Она показывает, что для достижения равновесия на денежном рынке необходимо соблюдение следующего условия: при данном предложении денег с ростом доходов должна возрастать процентная ставка. Только в этом случае будет уве­личиваться альтернативная стоимость хранения денег и снижаться курс

1 2 Зак. 6661

Рис. 6-4. Модель Хансена (кривая ликвидности денег LM)

облигаций, что уменьшит спекулятивный спрос на деньги, увеличит по­купку фирмами и домашними хозяйствами финансовых активов и позволит поддерживать денежный рынок в равновесном состоянии.

На рис. 6-3,5 показано, как предложение денег, за которым стоит ЦБ, может изменять процентную ставку. Сокращая предложение денег (кри­вая М[ смещается влево, в положение ЦБ способен повысить процентную ставку, а значит замедлить инвестиционный процесс, сокра­тить занятость и объем национального производства. В случае увели­чения предложения денег в экономике произойдут противоположные эффекты.

Политика систематического нарушения равновесия денежного рынка для оказания влияния на уровень процентной ставки, а через него на инвестиции и другие макроэкономические переменные полу­чила название кейнсианской денежной политики.

Кейнсианская денежная политика — один из наиболее распространен­ных способов государственного воздействия на экономику. К такому регу­лированию процентных ставок через изменение предложения денег прибе­гали в послевоенный период во многих западных странах, но практически везде в конечном счете денежный рынок попал в так называемую ликвид­ную ловушку.

ЛИКВИДНАЯ ЛОВУШКА — это такая ситуация в экономике, когда воз­растающее предложение денег Msn уже не в состоянии вызвать дальней­шее снижение процентных ставок (ниже г0), как видно на рис. 6-5. Если процентные ставки не снижаются, то товарные рынки перестают ощущать влияние денежного рынка, не получают импульсов от него. Происходит замедление инвестиционного процесса, а значит, нет отсоса денег, нет новых кривых спроса на деньги, нет новых точек равновесия денежного

Рис. 6-5. Ликвидная ловушка

рынка. Налицо, таким образом, инфляция, т. е. разрыв между реальным сектором экономики (товарными рынками) и денежным рынком.


По существу, в ликвидную ловушку попалось государство, так как оно "открыло шлюз" для наращивания денежной массы Ms ради стимулиро­вания инвестиций и производства и в итоге спровоцировало предпочте­ние ликвидности столь высокое, что люди и фирмы воздерживаются от по­купок ценных бумаг (они очень дорогие, поскольку процентные ставки низкие) и товаров и предпочитают держать деньги в ликвидной форме для спекулятивных целей.

Оказавшись в ликвидной ловушке, экономика в ней и остается, так как денежный рынок не имеет собственных механизмов выхода из нее. Более того, ловушка еще сильнее запирается "замком" инфляционных ожида­ний, нагнетающим ажиотажный спрос, побуждающий людей избавляться от денег по причине резкого падения их покупательной способности, и т. п. Поэтому задача состоит в том, чтобы проводить такую денежную политику, которая не приводила бы к попаданию в ликвидную ловушку. Условием такой политики является контроль за денежным предложе­нием: рост денежной массы не должен превышать критической отметки, когда процентные ставки падают до минимально возможного уровня. Однако если экономика оказалась в ликвидной ловушке, то как из нее выбраться?

Для выхода из ликвидной ловушки требуется мощная инвестиционная сила, и такой силой может быть только государство. Вот почему в ситуа­ции ликвидной ловушки денежная политика оказывается неэффективной, более того — инфляционно опасной. Государство вправе использовать лишь финансовую (налогово-бюджетную) политику.


6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена

Рассмотренные явления, происходящие на денежном рынке, характерны лишь для краткосрочного периода: изменение процентных ставок вслед за изменением объема предложения денег происходит в течение двух-трех месяцев. В долгосрочном плане денежный рынок ведет себя неожиданно, поскольку процентные ставки утрачивают всякую связь со спросом на деньги и их предложением.

Ситуация складывается таким образом, что даже если будет соблюдать­ся условие непопадания в ликвидную ловушку, т. е. даже если государство будет жестко контролировать предложение денег в краткосрочном перио­де, не приближаясь к критическому рубежу , инфляционной опасности ему не избежать. Почему? Дело в том, что каждое очередное впрыскивание денег ... , ... способствует росту занятости и увеличению

доходов, которые будут не столько сберегаться, сколько направляться на текущее потребление. Такой вывод следует из эффекта А. Пигу (эффекта реальных кассовых остатков), который говорит о том, что изменение реальной ценности денежных остатков приводит к изменению совокупного спроса. Если цены в экономике гибкие, тогда их снижение приведет к уве­личению реальной стоимости наличных сбережений домашних хозяйств. Этот рост увеличивает покупательную способность их денежных накопле­ний, стимулируя, таким образом, потребление. И наоборот, рост уровня цен уменьшает реальную ценность наличности, хранимой домашними хо­зяйствами, и, сокращая их покупательную способность, заставляет умень­шить потребление. Так как цены обычно снижаются во время спада, эф­фект Пигу в этот период частично погашает падение потребления, связан­ное со спадом. Тем не менее, если экономика достигает состояния полной занятости, увеличение потребительского спроса, связанное с увеличением денежных доходов, не может быть удовлетворено вследствие того, что производство уже работает с полной нагрузкой. В этом случае цены будут расти до тех пор, пока реальные денежные остатки не восстановятся на исходном уровне.

Иными словами, все это означает, что в условиях ликвидной ловушки эффект Пигу практически не работает. Поскольку доходы направляются на дорожающие товары, происходит торможение сбережений, а следова­тельно, спроса на деньги. Поэтому, чем настойчивее государство будет добиваться снижения процентных ставок, тем меньших результатов оно будет достигать, тем, следовательно, менее эффективной будет стано­виться его денежная политика. Совершая рыночные колебания, уровень процентной ставки будет в конечном счете стремиться к равновесному состоянию. Это означает, что данный равновесный уровень процентной ставки не зависит от того, сколько раз государство изменяет предложение денег, т. е. не зависит от количества денег, которое государство вливает в экономику.


Этот феномен денежного рынка показывает, что спрос на деньги в дол­госрочном периоде не зависит от изменения процентных ставок. Поэтому уравнение долгосрочного равновесия на денежном рынке, получившее название в экономической науке денежного (монетарного) правила

не включает процентных ставок:

где — долгосрочный (среднегодовой) темп увеличения предложения денег;

— долгосрочный (среднегодовой) темп изменения национального дохода;

Р., — темп ожидаемой (прогнозируемой) инфляции.

Если предположить, что долгосрочный (среднегодовой) темп изменения национального дохода Y известен, то для выбора правильного значения необходимо знать темп роста уровня цен, соответствующего неинфля­ционному росту

Ожидаемый темп инфляции — целевой показатель. Это тот темп повы­шения цен, который мог бы быть в экономике, если бы государство не про­водило краткосрочной денежной политики, направленной на снижение процентных ставок и стимулирование экономического роста.

Таким образом, целью долгосрочной денежной политики государст­ва является стабилизация инфляционного процесса, превращение те­кущей инфляции в ожидаемую. Это означает, что краткосрочная денеж­ная политика, направленная на регулирование процентных ставок, допус­тима только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной на фундаментальном уравнении равновесия М. Фридмена.

ПРИМЕР. Предположим, что государство взяло курс на проведение долго­срочной неинфляционной политики экономического развития. Анализ пока­зал, что среднегодовой темп роста денежной массы, определенный для трехлетнего периода, должен составить 5%. Пусть в первом году ситуация складывается так, что государство вынуждено пойти на краткосрочное де­нежное регулирование процентной ставки, инвестиций и производства, в результате чего ему придется увеличить денежную массу на 7%. Если в сле­дующем году интересы занятости и производства потребуют сохранить прежнюю денежную политику и государство опять увеличит предложение денег тем же темпом (7%), то в последнем, третьем году ему не останется ничего другого, как ограничить предложение денег жестким лимитом в раз­мере 1%. В противном случае оно выйдет за рамки долгосрочной денежной стратегии, условия которой формулируются монетарным правилом, и эконо­мика рискует попасть в инфляционный режим развития.

Основные выводы

Деньги — одна из важнейших экономических категорий. По поводу их сущ­ности многие экономисты придерживаются различных взглядов. Одни опре­деляют деньги через присущие им функции: мера стоимости, средство обращения, средство сбережения. Другие считают, что деньги — это актив, который повсеместно принимается людьми как платежное средство. В мак­роэкономике под деньгами подразумевается определенный набор денеж­ных агрегатов, которые формируют денежную массу.


Состав и число используемых агрегатов различаются по странам, однако чаще всего в экономическом анализе пользуются агрегатом МЛ — наличные деньги (банкноты и монеты) и агрегатом М2 — наличные деньги плюс депози­ты КБ. В макроэкономике агрегат М2 принято называть денежной массой М.

Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей ЦБ и КБ. Центральный банк создает наличные деньги, которые поступают в экономику путем покупки у насе­ления, фирм и правительства золота, иностранной валюты и ценных бумаг, а также через предоставление правительству и КБ кредита. Одна часть поступившей в экономику наличности оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая попадает в КБ в виде депозитов. Для поддержания ликвид­ности КБ из имеющихся у них депозитов формируют на специальном счете в ЦБ обязательные резервы, размер которых в виде определенной нормы доводится до них сверху. Оставшаяся у КБ часть денежных средств, на­зываемая избыточными резервами, может выдаваться в виде ссуд насе­лению и фирмам.

Когда КБ выдают ссуды, количество денег в экономике возрастает на вели­чину денежного мультипликатора; при возвращении ссуд денежная масса сокращается в соответствии с тем же денежным мультипликатором. Сле­довательно, КБ также принимают участие в создании денег. Разница со­стоит лишь в том, что ЦБ создает наличность и обязательные резервы, которые в сумме образуют денежную базу, а КБ — депозитные (кредит­ные) деньги.

Денежный мультипликатор — это коэффициент самовозрастания денег. Он определяется как отношение денежной массы М к денежной базе Н: т = MjH (для случая, когда в экономике денежная масса состоит из на­личности и депозитов); в том случае, когда деньги существуют лишь на сче­тах КБ, денежный мультипликатор представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов. В целом общее количество денег, созданных банковской системой, пропорционально избыточным резервам, умножен­ным на коэффициент денежной мультипликации.

ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия прежде всего на денежную базу. Изменяя норму обязательных резервов, он изменяет денежную базу и таким образом оказывает мультипликационный эффект на предложение денег. В его распоряжении имеются также такие инструменты, как учетная ставка (ставка рефинансирования), изменение которой приводит к изменению кредитных ставок КБ, и операции на открытом рынке (купля- продажа государственных облигаций). Эти операции оказывают влияние на величину банковских резервов, а значит, на общую денежную массу.