Файл: Ивашковский Макроэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 931

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.

Раздел I

Глава 1

1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа

1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание

1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие

2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия

2.2. Кеинсианская критика

2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели

2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора

Раздел II

3.1. Понятие экономического цикла и его фазы

3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике

3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях

4.1. Понятие безработицы,

4.4. Государственная политика в области занятости

Глава 5

5.1. Сущность, причины и измерение инфляции

53. Социально-экономические последствия инфляции

Раздел III

6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса

6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции

6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор

6.4. Краткосрочное равновесие

6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена

Глава 7

7.1. Банковская система, ее структура и функции

7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства

7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

0 Y, y0 y

8.2. Взаимодействие товарного и денежного рынков при изменении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики

Глава 9

9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства

9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере

9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка

Глава10

10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков

100 Сукно, м

10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева

10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли

Глава 11

11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли

11.3. Нетарифные методы

Глава12

12.2. Анализ статей платежного баланса

12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение

12.5. Системы обменного курса валют

Глава13

13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике

Глава14

14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе

14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса

Раздел V

Глава15

15.2. Предпосылки экономического роста

15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах

15.4. Факторы и типы экономического роста

Глава16

16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода

16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса

Глава 17

17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения

17.2. Распределение доходов и

17.3. Уровень жизни и бедность

Инвестиции и доход. Всего вышеизложенного пока недостаточно, что­бы ввести функцию инвестиций в кейнсианский анализ. Для этого надо определить зависимость объема инвестиций от размеров совокупного (национального) дохода — основного параметра модели Дж. Кейнса. Не­однократные попытки статистическим путем найти строгую корреляцион­ную зависимость этих показателей не увенчались успехом, хотя вполне логично предположить, что с ростом национального дохода расширяются инвестиционные возможности фирм и, наоборот, с падением предприни­мательской прибыли фирм происходит и снижение их инвестиционных расходов.

Характер воздействия инвестиций на уровень занятости, объем произ­водства и национального дохода и обратное влияние прироста националь­ного дохода на инвестиционный процесс ставят проблему разграничения инвестиций по видам. Если исключить инвестиции, идущие на возмещение выбывающих капитальных товаров (т. е. амортизацию), то оставшиеся чис­тые инвестиции (накопление) могут носить либо автономный I3, либо ин­дуцированный I и характер.

1=Ш)

Рис. 2-5. График функции инвестиций

О I

Под автономными инвестициями понимаются затраты на образо­вание нового капитала, не зависящие от изменений национального дохода. Наоборот, сами эти инвестиции и их изменение оказывают влия­ние на рост или падение национального дохода. Причинами появления ав­тономных инвестиций являются внешние факторы — скачкообразность технического прогресса, изменение вкусов, прирост населения, расшире­ние внешних рынков и т. п. Поскольку анализ Дж. Кейнса носит статичный характер и ведется применительно к краткосрочному периоду, который предполагает, что перечисленные выше факторы не меняются, то прак­тически речь идет об инвестициях, финансируемых из государственного бюджета, и, прежде всего, за счет его дефицита. Кроме того, источником автономных инвестиций могут выступать внешние займы.

График автономных инвестиций в координатах кейнсианской модели будет выглядеть как горизонтальная линия (рис. 2-6).

Рис. 2-6. Графики автономных, индуцированных и чистых инвестиций

Главное отличие индуцированных инвестиций от автономных со­стоит прежде всего в том, что они функционально зависят от величи­ны национального дохода, а точнее — от его прироста:


При этом если национальный доход, а следовательно, и совокупный спрос не изменяются, то индуцированные инвестиции осуществляться не будут. При простом воспроизводстве, как известно, осуществляется только вос­становление изношенного основного капитала. Индуцированные инвести­ции возникают тогда, когда национальный доход изменяется.

Зависимость прироста индуцированных инвестиций от роста нацио­нального дохода отражается предельной склонностью к инвестирова­нию MPI (marginal propensity to investment):

где ДI — прирост инвестиций; AY — прирост дохода.

Именно эта зависимость придает графику индуцированных чистых ин­вестиций положительный наклон (рис. 2-6).


2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели

Рассмотрев, как формируются основные компоненты совокупных расхо­дов— потребительский спрос и инвестиционные расходы, — легко по­строить кейнсианскую функцию совокупного спроса. Она определяется как сумма планируемых домашними хозяйствами и фирмами расходов на товары, услуги и факторы производства для каждого из уровней совокуп­ного дохода страны.

Данное определение существенно отличается от того, которое было да­но при рассмотрении модели AD-AS во втором параграфе данной главы. Там совокупный спрос был представлен в виде кривой, показывающей, какой объем национального производства домашние хозяйства и фирмы готовы купить при различных уровнях цен. Такая трактовка базируется на классическом понимании экономики, в которой господствует гибкое цено­образование и уровень цен может принимать любые значения. Кейнсиан- ская же модель описывает экономику в краткосрочном периоде, для кото­рого характерны жесткие цены, и поэтому здесь совокупный спрос интер­претируется по-иному.

Из сказанного следует, что при описании механизма взаимодействия спроса и предложения в модели традиционный график

AD-AS (см. рис. 2-3), в котором по вертикальной оси откладывался уровень цен, а по горизонтальной — объем национального производства, использо­ваться не может.

Жесткость цен в экономике означает, что уравновешивание спроса и предложения происходит не за счет изменения уровня цен, а за счет того, что объемы продаж и изменение величины запасов дают фирмам информа­цию о том, что и сколько хотят иметь покупатели. Модель AD-AS, таким образом, может только обозначить равновесный объем производства, но не может показать, как это равновесие достигается. Поэтому для опи­сания равновесия в экономике с жесткими ценами придется построить график, отражающий зависимость величины спроса и предложения от объема национального дохода. Такой график носит название "кейнсиан- ский крест" и представляет собой интерпретацию модели совокупного спроса — совокупного предложения в условиях жесткого ценообразо­вания.

На рис. 2-7 по горизонтальной оси отражается национальный доход Y, совпадающий по величине с объемом национального выпуска, а по верти­кальной — объем совокупного спроса.

Поскольку совокупный спрос равняется сумме спроса на потребитель­ские и инвестиционные товары, то в графическом изображении он может


AS

1000

1250

1500

750

С (AD)

500

1000

1500

Рис. 2-7. Определение равновесного объема выпуска

0

У

Совокупные расходы

быть представлен суммированием графиков потребления и инвестиций при каждом уровне дохода.

Совокупное предложение на графике отразить значительно проще: объем национального дохода равен величине национального продукта, который, в свою очередь, составляет весь объем предложения в экономике. Это значит, что кривая совокупного предложения начинается с нуля и на­правлена по прямой вверх под углом 45°, т. е. по биссектрисе. Следова­тельно, если национальный доход равен 1000 единиц, то и совокупное предложение должно быть равно единиц.

Если совместить обе кривые на одном графике, то можно найти точку, в которой объем совокупного спроса равен объему совокупного ния. На рис. 2-7 равновесный выпуск представлен точкой Е, в которой уровень доходов равен совокупным расходам. В этой точке национальный выпуск составляет 1000 единиц, что соответствует такому же уровню до­ходов. В свою очередь, при уровне доходов 1 ООО единиц спрос на товары и услуги также составляет 1000 единиц, о чем свидетельствует линия AD, представляющая на графике пока лишь потребительские расходы С.

Таким образом, в точке Е количество предлагаемых товаров равно величине спроса на них при существующем уровне цен. Данная точка характеризует равновесие в кейнсианской модели, под которым пони­мается такое состояние в экономике, когда в ней отсутствуют тенденции к дальнейшим изменениям. Это значит, что национальная экономика будет находиться в равновесии только в том случае, если совокупный спрос будет равен произведенному национальному доходу (совокупному пред­ложению).

При любом другом уровне выпуска, отличном от 1 ООО, объем производ­ства не совпадает с величиной совокупного спроса. Например, если объем производства составит 500 единиц, то величина совокупного спроса будет превосходить этот объем, т. е. будет наблюдаться избыток совокупного спроса (AD > AS). Подобная картина будет характерна для любого уровня выпуска ниже 1000 единиц.

В данном случае будет наблюдаться явление, которому Дж. Кейнс дал название разрыв инфляции. Слово "разрыв" в этом термине означает, что если фактический объем производства не совпадает с равновесным объемом, то в такой экономике образуется разрыв между спросом и пред­ложением.


Иная картина будет наблюдаться, если фактический объем производст­ва окажется выше равновесного. В этом случае в экономике будет иметь место избыток предложения товаров и услуг над совокупным спросом (AS>AD). В частности, при выпуске 1500 единиц совокупный спрос со­ставит 1250 единиц. Данное явление Дж. Кейнс назвал разрывом безрабо­тицы.

Как экономика приходит к состоянию равновесия в случае его наруше­ния? В классической модели таким инструментом является механизм гиб­ких цен. В кейнсианской модели объем производства управляется спросом. В случае превышения совокупного спроса над совокупным предложением (AD>AS) фирмы увеличат занятость и уровень производства до сущест­вующего уровня спроса. В обратной ситуации (когда AS> AD) произойдет сокращение объемов выпуска продукции до уровня имеющегося совокуп­ного спроса.

Таким образом, анализ "кейнсианского креста" показывает, что общее равновесие в экономике, устанавливаемое описанным способом, вовсе не обязательно соответствует такому уровню национального дохода, который позволяет обеспечить полную занятость. Равновесный объем нацио­нального дохода в кейнсианской модели определяется склонностью людей к потреблению, сбережению и инвестированию. При низкой склонности к потреблению и инвестированию равновесный объем произ­водства может оказаться ниже потенциального (достигаемого при полном использовании ресурсов).

Беда такого состояния в том, что у экономики нет каких-либо движу­щих сил, способных вывести ее на уровень полной занятости. В частности, у фирм нет никаких стимулов загружать простаивающие производствен­ные мощности и нанимать безработных, чтобы расширить производство, поскольку они будут не в состоянии продать произведенный объем про­дукции. При жестком уровне цен расширение выпуска будет упираться в дефицит совокупного спроса.

Что произойдет с равновесным объемом выпуска, если величина сово­купного спроса возрастет? Предположим, что предприниматели оптими­стично оценивают свое будущее и решают расширить производство за счет

AS

1500

1000

C(AD)

1000

1500

Рис. 2-8. Рост инвестиций приводит к увеличению объема выпуска

С + l(AD')

о

У

Совокупные расходы