Файл: Ивашковский Макроэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 967

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.

Раздел I

Глава 1

1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа

1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание

1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие

2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия

2.2. Кеинсианская критика

2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели

2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора

Раздел II

3.1. Понятие экономического цикла и его фазы

3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике

3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях

4.1. Понятие безработицы,

4.4. Государственная политика в области занятости

Глава 5

5.1. Сущность, причины и измерение инфляции

53. Социально-экономические последствия инфляции

Раздел III

6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса

6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции

6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор

6.4. Краткосрочное равновесие

6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена

Глава 7

7.1. Банковская система, ее структура и функции

7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства

7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

0 Y, y0 y

8.2. Взаимодействие товарного и денежного рынков при изменении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики

Глава 9

9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства

9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере

9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка

Глава10

10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков

100 Сукно, м

10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева

10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли

Глава 11

11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли

11.3. Нетарифные методы

Глава12

12.2. Анализ статей платежного баланса

12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение

12.5. Системы обменного курса валют

Глава13

13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике

Глава14

14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе

14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса

Раздел V

Глава15

15.2. Предпосылки экономического роста

15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах

15.4. Факторы и типы экономического роста

Глава16

16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода

16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса

Глава 17

17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения

17.2. Распределение доходов и

17.3. Уровень жизни и бедность

6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции

На первый взгляд может показаться, что спрос на деньги безграничен, по­скольку, чем больше денег будет у индивидов, тем больше благ они смогут приобрести. В данном случае естественное желание иметь как можно больше благ выдается за безграничность спроса на деньги. Однако при анализе спроса на деньги нужен иной подход.

Спрос на деньги (спрос на ликвидность) — это потребность в опреде­ленном запасе денег. Он определяется как количество платежных средств, которые население и фирмы хотят держать в ликвидной форме, т. е. в фор­ме наличности и чековых депозитов (кассы). Держание кассы лишает рыночных агентов возможности иметь доход от других видов имущества (акции, облигации, недвижимость), а значит, порождает для них соответст­вующие альтернативные издержки. Почему же люди согласны нести эти издержки, предъявляя спрос на деньги?

Спрос на деньги возникает потому, что деньги, как было выяснено, яв­ляются специфическим благом и в данном своем качестве особым образом "встроены" в денежный рынок.

Существуют два подхода к объяснению спроса на деньги:

монетаристский (в основе классический);

кейнсианский.

Классики определяют спрос на деньги на основе уравнения обмена ко­личественной теории денег:

где М — количество денег в обращении;

— скорость обращения денег;

Р — уровень цен (индекс цен);

— объем выпуска (в реальном выражении).

При этом предполагается, что скорость обращения величина посто­янная, так как связана с устойчивой структурой сделок в экономике. Она, естественно, с течением времени может меняться (в связи с внедрением новых банковских технологий, например, кредитных карточек), но при по­стоянстве V уравнение обмена примет вид:

Отсюда следует, что спрос на деньги определяется динамикой ВВП сPY):

Если, например, ВВП увеличивается на 3% в год, то этому темпу будет соответствовать темп спроса на деньги. А это значит, что в целом функция спроса на деньги достаточно стабшьна.

Что касается предложения денег, то оно, по мнению монетаристов, не­стабильно, так как зависит от субъективных решений правительства. При этом, согласно классической теории, реальный ВВП (У) изменяется мед­ленно и только при изменении числа вовлекаемых в экономику факторов производства. А в долгосрочном периоде реальный ВВП достигает потен­циального уровня. Поэтому изменение предложения денег вызовет в дол­госрочном периоде лишь изменение уровня цен и не окажет влияния на реальные величины производства и занятости. Это явление получило в экономической теории название нейтральность денег.


Поэтому, согласно правилу монетаристов, государство должно поддер­живать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП. В этом, и только в этом, случае предложение денег будет соответст­вовать спросу на них, а значит, уровень цен в экономике будет стабилен.

В рамках количественной теории денег было сформулировано два мо­тива спроса на деньги. Переытотив состоит в том, что люди и фирмы нуждаются в деньгах как в средстве платежа, т. е. в удобном инструменте обслуживания сделок (при покупке товаров, услуг, факторов производст­ва). Потребность в деньгах для этих целей называется спросом на деньги со стороны сделок, операционным спросом или, как писал Дж. Кейнс, спросом.

Количество денег, необходимых для заключения сделок, зависит от:

объема товарной массы, находящейся на рынке;

уровня цен, по которым продаются товары и услуги;

совокупного(национального) дохода;

скорости обращения денег.

Однако главным фактором выступает уровень дохода, поэтому:

г д Mf - трансакционный спрос на деньги;

Y — совокупный (национальный) доход.

Второй мотив спроса на деньги получил название спроса по мотиву предосторожности. Он возникает потому, что людям приходится сталки­ваться с непредвиденными платежами. А для этого у них должен быть не­который запас денег. Его объем зависит от объема непредвиденных расхо­дов, который прямо пропорционален национальному доходу:

где Л// — спрос на деньги по мотиву предосторожности.

Поскольку эти два мотива спроса на деньги не зависят от уровня про­центной ставки, то графически трансакционный спрос и спрос по мотиву предосторожности выглядят как вертикальная линия, расстояние которой от оси ординат определяется величиной дохода (рис.

Дж. Кейнсу принадлежит заслуга в выделении третьего мотива хранения денег — спекулятивного. Он связывал его с наличием у денег альтерна­тивной стоимости. Под альтернативной стоимостью хранения денег (из­держками хранения) понимается упущенная выгода в виде неполученных процентов (дивидендов), которые могли бы быть получены, если бы деньги были обменены на менее ликвидные, но доходные финансовые активы.

Держание ликвидности (кассы) домашними хозяйствами и фирмами для приобретения в удобный момент иных финансовых активов в целях сохра­нения или преумножения богатства получило название спроса на деньги со стороны активов, или спекулятивного, поскольку в данном случае деньги используются для увеличения дохода путем перепродажи финансовых активов. Если процентная ставка низка, то нет большого смысла менять на­личные деньги на другие финансовые активы — срочные депозиты, обли­гации и т. п., так как альтернативные издержки держания наличности неве­лики. При низкой процентной ставке курс облигаций высокий и рыночные агенты будут воздерживаться от покупки ценных бумаг. Следующая фор­мула иллюстрирует вышесказанное:


Такнм образом, спрос на деньги со стороны активов, или спекулятив­ный спрос зависит от уровня процентной ставки и эта зависимость обратная: при понижении процентной ставки спекулятивный спрос на деньги возрастает, а при повышении — сокращается.

Графически в координатах "процентная ставка — количество денег" линия спекулятивного спроса на деньги выглядит как кривая с отрицатель­ным наклоном (рис. 6-1,5).

Таким образом, обобщая два названных подхода — классический и кейнсианский, можно выделить следующие факторы спроса на деньги:

уровень дохода Y; ♦ процентную ставку г.

Классическая теория связывает спрос на деньги главным образом с доходом. Кейнсианцы, напротив, основным фактором спроса на деньги считают процентную ставку.

Для устранения фактора инфляции обычно рассматривают показатель

реального спроса на деньги (М/Р)1', а в функции спроса используют номинальную процентную ставку i:

На рис. 6-1,в общий спрос на деньги получен путем горизонтального сложения графиков трансакционного и спекулятивного спроса.

' * ' *

Рис.6-1. Спрос на деньги а — трансакционный; б — спекулятивный; в — общий

О М

в

Заметим, что иногда в литературе спрос на деньги MJ обозначается L (спрос на лик­видность).

На графике видно, что кривая спроса на деньги не касается оси так как трансакционный спрос на деньги и спрос на деньги по мотиву пре­досторожности не связаны с величиной процента, а определяются уровнем дохода Y. Кроме того, кривая Md не может опуститься ниже /0 — мини­мальной процентной ставки.

Кривая спроса на деньги может смещаться в двух случаях:

а) при изменении дохода при росте дохода кривая смещается впра­во, при падении — влево;

б) при совершенствовании банковских операций (когда вводятся новые виды счетов, увеличиваются сроки хранения денег — кривая идет вправо, и наоборот).

Как уже подчеркивалось, в функции спроса на деньги используется но­минальная процентная ставка, назначаемая банками по кредитам домаш­ним хозяйствам и фирмам. Реальная процентная ставка отражает реаль­ную покупательную способность дохода, полученного в виде процента. Связь номинальной и реальной процентных ставок описывается уравне­нием И. Фишера:

где л — темп инфляции;

г — реальная процентная ставка; / — номинальная процентная ставка.


Уравнение показывает, что номинальная процентная ставка может изме­няться по двум причинам: из-за изменения реальной ставки и темпа инфляции.

Количественная теория и уравнение И. Фишера вместе дают связь объ­ема денежной массы и номинальной процентной ставки: рост денежной массы вызывает рост инфляции, а последняя приводит к увеличению номинальной процентной ставки. Эту связь инфляции и номинальной про­центной ставки называют эффектом И. Фишера.

Анализируя спекулятивный спрос на деньги, Дж. Кейнс рассматривал финансовые активы как одно целое, не различая их по доходности, надеж­ности, ликвидности и другим параметрам. Поэтому структура денежного спроса на финансовые активы зависит от относительной привлекатель­ности разных видов активов.

При формировании "портфеля" финансовых ресурсов домашние хозяйства и фирмы обычно включают в него кроме наличных денег обли­гации, акции, векселя, срочные депозиты, иностранную валюту и т. д. Их состав и соотношение должны быть такими, чтобы обеспечить владельцу "портфеля" максимальный доход при минимальном риске. В условиях умеренной инфляции наиболее надежны наличные деньги с их абсолютной ликвидностью. Но они не дают дохода и с течением времени все же обес­цениваются. Среди прочих финансовых средств наиболее надежны госу­дарственные облигации. За ними идут облигации частных фирм. Рискован­нее всего вложения в акции, но зато они обычно приносят больший доход. Различают акции ведущих, самых надежных компаний (их часто называют фишками") и акции рисковых фирм (например, "венчурных"). Первые чаще приобретают "инвесторы", вторые — "игроки". При состав­лении сбалансированного "портфеля" следует приобретать разные виды финансовых активов и периодически пересматривать их состав: избавлять­ся от одних и покупать другие.

Общее правило, которого надо придерживаться при составлении и пере­смотре состава "портфеля", можно сформулировать так:

Продавать тот или иной актив надо тогда, когда его цена (курсовая стоимость) высока, но можно ожидать скорого ее падения. И наоборот, покупать лучше в тот момент, когда цена на интересующий нас фи­нансовый актив упала.

Деньги как средство хранения наиболее предпочтительны при ожида­нии снижения цен как на реальные, так и на финансовые активы.

Курсовая стоимость ценных бумаг, как уже отмечалось, прямо пропор­циональна их доходности и обратно пропорциональна банковской про­центной ставке.

На базе основных подходов к анализу спроса на деньги развивается множество современных денежных теорий, акцентирующих внимание на разных сторонах спроса на деньги.


В послевоенный период вклад в развитие теории спроса на деньги вне­сли представители так называемой Чикагской школы, которые идейно относятся к неоклассическому направлению. Лидер этой школы М. Фрид- мен считает, что спрос на деньги зависит как от текущего потока доходов, так и от общего накопленного богатства. С ростом богатства люди увели­чивают вложения в разные виды реальных и финансовых активов, в том числе увеличивают и количество наличных денег. В отличие от кейнсиан- цев неоклассики считают, что спрос на деньги неэластичен по отношению к изменениям процентной ставки.

Другим важным уточнением современной теории спроса на деньги, сде­ланным непосредственно М. Фридменом, является учет в анализе фактора инфляции (т. е. роста цен), корректирующий реальную доходность активов.

С учетом вышеизложенного функция спроса на деньги в современной трактовке выглядит так:

г д Md желаемая величина запаса денег (спрос на реальные деньги); Y — номинальный текущий доход; W накопленное богатство; ia — процент дохода по акциям;

процентная ставка по облигациям;

процентная ставка по депозитам;

ожидаемый темп инфляции.

Еще один фактор, влияющий на величину спроса на деньги, по мнению сторонников одного из направлений классической школы, — Пессимизм населения и предпринимателей относительно будущей эконо­мической ситуации стимулирует рост спроса на деньги (особенно налич­ные). И наоборот, при оптимистическом прогнозе возрастет спрос на дру­гие виды активов, а на деньги упадет.