Файл: Ивашковский Макроэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 935

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.

Раздел I

Глава 1

1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа

1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание

1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие

2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия

2.2. Кеинсианская критика

2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели

2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора

Раздел II

3.1. Понятие экономического цикла и его фазы

3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике

3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях

4.1. Понятие безработицы,

4.4. Государственная политика в области занятости

Глава 5

5.1. Сущность, причины и измерение инфляции

53. Социально-экономические последствия инфляции

Раздел III

6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса

6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции

6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор

6.4. Краткосрочное равновесие

6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена

Глава 7

7.1. Банковская система, ее структура и функции

7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства

7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

0 Y, y0 y

8.2. Взаимодействие товарного и денежного рынков при изменении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики

Глава 9

9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства

9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере

9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка

Глава10

10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков

100 Сукно, м

10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева

10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли

Глава 11

11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли

11.3. Нетарифные методы

Глава12

12.2. Анализ статей платежного баланса

12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение

12.5. Системы обменного курса валют

Глава13

13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике

Глава14

14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе

14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса

Раздел V

Глава15

15.2. Предпосылки экономического роста

15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах

15.4. Факторы и типы экономического роста

Глава16

16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода

16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса

Глава 17

17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения

17.2. Распределение доходов и

17.3. Уровень жизни и бедность

14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса

При плавающем обменном курсе, как уже отмечалось, ЦБ не производит интервенций на валютном рынке, так что его валютные резервы остаются неизменными, а курс валюты определяется уравновешиванием спроса и предложения. В этом случае обменный курс будет оказывать влияние на международные товарные потоки, а значит, на положение кривой IS: при падении курса кривая будет сдвигаться вправо, а при росте — влево. Это означает, что налогово-бюджетная политика не может играть какой-либо роли, поскольку изменение обменного курса сведет ее влияние на произ­водство к нулю. С другой стороны, при плавающем курсе ЦБ, осуществ­ляющий денежную политику, теряет контроль над обменным курсом, но получает возможность контролировать денежное предложение (т. е. положение кривой LM), а следовательно, и объем производства. Кроме при плавающем обменном курсе сальдо платежного баланса всегда будет равно нулю, поскольку стоимость национальной валюты будет по­вышаться или понижаться в той степени, которая необходима для равнове­сия платежного баланса.

Для определения результатов денежной и налогово-бюджетной полити­ки при плавающем обменном курсе используем модель IS-LM сначала для случая свободного перемещения капитала между странами, а затем в усло­виях регулирования потоков капитала.

А

у —

LM LM'

\ / ► /

V/ /

\ к/

^^ ! ^^

1

1

\ у/ \ - IS'

1

! J

! ^ч]

[ | 'S - ' ►

О Y0 У, уг Y

Рис. 14-6. Влияние денежной политики при плавающем обменном курсе и высокой мобильности капитала

Случай высокой МОБИЛЬНОСТИ КАПИТАЛА. Мы уже знаем, что вы­сокая мобильность капитала приведет к тому, что внутренняя процентная ставка всегда будет равна мировой (/ = /*). А это значит, что на модели три линии IS, LM и i* пересекутся в одной точке Е. Каковы будут результаты стимулирующей денежной политики?


Влияние денежной политики. Если ЦБ увеличит предложение денег посредством покупки облигаций на открытом рынке, то кривая сдви­нется вправо, в положение понижая процентную ставку и способст­вуя тем самым росту потребительских расходов, инвестиций и увеличению дохода с Y0 ДО Y] (рис. 14-6).

Поскольку капитал может свободно перемещаться между странами, то снижение внутренней процентной ставки ниже мировой вызовет отток капи­тала из страны, а значит дефицит по счету капитала. Вместе с тем отток капитала из страны приведет к понижению курса национальной валюты, а вместе с ним к улучшению баланса по текущему счету. Увеличение чис­того экспорта вызовет сдвиг кривой IS вправо, в положение IS', и в ре­зультате внутреннее и внешнее равновесие восстанавливается в точке К при исходной процентной ставке, но еще большем объеме выпуска Y-,.

Таким образом, в открытой экономике с высокой мобильностью капитала и при плавающем обменном курсе денежная политика оказывается достаточно эффективной с точки зрения занятости и роста доходов. Увеличение денежной массы оказывает влияние на экономику не через процентную ставку (как в закрытой экономике), а через обменный курс, который стимулирует внеш­ний спрос, увеличивает чистый экспорт, занятость и национальный доход.

Результаты налогово-бюджетной политики. Рассмотрим в качестве примера стимулирующую налогово-бюджетную политику. Увеличение государственных расходов сдвинет кривую IS вправо, в положение IS',

ж

\е/

LM

(F

IS'

IS

О У0 У, у

Рис. 14-7. Влияние налогово-бюджетной политики при плавающем обменном курсе и высокой мобильности капитала

что приведет к росту доходов до У, и повышению внутренней процент­ной ставки / выше мирового уровня Г. Равновесие в экономике будет соот­ветствовать не точке Е, а точке F (рис. 14-7).

Поскольку внутренняя процентная ставка повысилась выше мирового уровня, то в условиях свободного перелива капитала начнется его приток в страну, что вызовет удорожание национальной валюты, а следовательно, ухудшение торгового баланса. Уменьшение чистого экспорта сократит со­вокупный спрос в экономике и сдвинет кривую /5" в обратном направле­нии, и экономика вернется в начальное состояние равновесия в точке Е. Таким образом, при плавающем обменном курсе фискальная экспансия ведет в конечном счете к удорожанию национальной валюты, которое пол­ностью ликвидирует положительный эффект государственных расходов на совокупный спрос. Совокупный спрос остается на прежнем уровне. Это значит, что стимулирующая налогово-бюджетная политика при плаваю­щем обменном курсе полностью вытесняется сокращением чистого экс­порта: торговый баланс ухудшается точно на величину роста государст­венных расходов.


Случай НИЗКОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАПИТАЛА. В условиях ограничения межстранового перемещения капитала внутренняя процентная ставка оп­ределяется безотносительно к мировой процентной ставке. Поэтому ре­зультаты денежной и налогово-бюджетной политики здесь будут другими, чем при высокой международной мобильности капитала.

Влияние денежной политики. Как было установлено, при высокой мобильности капитала стимулирующая денежная политика оказывает по­ложительный эффект на совокупный спрос, уровень занятости и доходов не через потребительские расходы и инвестиции, а через увеличение торго­вого При регулировании движения капитала ситуация будет скла­дываться следующим образом. Возросшее предложение денег приводит

к увеличению совокупного спроса в экономике, и кривая LMсдвинется в положение LM', следствием чего явится снижение процентной ставки с /0 дои рост дохода с У0 до (рис. 14-8),

Увеличивающийся национальный доход будет стимулировать рост рас­ходов на импортные товары и услуги, что приведет к дефициту торгового баланса. Одновременно будет наблюдаться некоторый отток капитала из страны в ответ на снижение внутренней процентной ставки и по счету капитала также возникнет отрицательное сальдо. Поскольку обменный курс плавающий, то при дефиците платежного баланса курс национальной валюты понизится, что приведет к возрастанию чистого экспорта, а значит, восстановлению торгового баланса в начальном состоянии.

Таким образом, стимулирующая денежная политика при плавающем обменном курсе и низкой мобильности капитала уменьшает процентную ставку и оказывает стимулирующее влияние па производство через рост потребительских расходов и инвестиций, не изменяя при этом торговый баланс. В случае с фиксированным обменным курсом такая политика не давала положительного эффекта с точки зрения воздействия на основные макроэкономические показатели, а заканчивалась лишь сокращением ва­лютных резервов ЦБ.

Результаты налогово-бюджетной политики. Для проведения стиму­лирующей фискальной политики государство может использовать два ин­струмента — снижение налогов и увеличение государственных расходов. Рост государственных расходов, как известно из предыдущего анализа, воздействует на внутреннее и внешнее равновесие через повышение дохо­да и увеличение процентной ставки.


В модели IS-LM возросшие государственные расходы сдвигают кри­вую IS в положение IS' и увеличивают тем самым национальный доход с У0 до Yy, а процентную ставку с /0 до /, (рис. 14-9).

Y

О

о

IS

LM

Рис. 14-9. Воздействие налогово-бюджетной политики при плавающем обменном курсе и низкой мобильности капитала

Более высокий уровень дохода означает и большие объемы импорта, которые ухудшают торговый баланс страны и понижают курс националь­ной валюты. С другой стороны, возросшая процентная ставка будет стиму­лировать приток капитала в страну, что повышает курс национальной ва­люты. Однако в условиях низкой мобильности капитала эффект процент­ной ставки будет незначительным, так что результат активной фискальной политики будет проявляться через рост дохода. А это значит, что падение курса валюты будет стимулировать увеличение чистого экспорта и сокра­щение дефицита торгового баланса, что сдвинет кривую IS' еще дальше вправо, в положение IS", способствуя росту дохода до У2. Курс нацио­нальной валюты будет снижаться до тех пор, пока не будет достигнуто нулевое сальдо платежного баланса, а внутреннее и внешнее равновесие не установится в точке К.

Таким образом, стимулирующая налогово-бюджетная политика при плавающем обменном курсе и низкой мобильности капитала оказывает еще больший эффект на повышение дохода, чем при фиксированном курсе. Это происходит в связи с тем, что удешевление национальной валюты создает благоприятные условия для роста экспорта, который дополняет положительное влияние бюджетной экспансии на объем национального производства.

Основные выводы

1. Макроэкономическая политика в открытой экономике анализируется на ос­нове модели Манделла — Флеминга, учитывающей внешнеэкономическую деятельность. В ней кроме традиционных рынков — товарного и денеж­ного присутствует еще валютный рынок, на котором формируется обмен­ный курс.

Модель Манделла—Флеминга показывает, что денежная и фискальная по­литики. будучи основными рычагами управления совокупным спросом, по- разному влияют на внутреннее и внешнее равновесие. Главное различие состоит в том, что стимулирующая денежная политика снижает процентную ставку, тогда как стимулирующая налогово-бюджетная политика повышает ее. Следовательно, они могут использоваться государством как независи­мые инструменты макроэкономической политики.


Результаты денежной и налогово-бюджетной политики существенно разли­чаются в зависимости от принятой системы определения обменного курса валют. Фиксированный обменный курс потребует от ЦБ вмешательства в ситуацию на валютном рынке в качестве покупателя или продавца ино­странной валюты, чтобы сохранить обменный курс на заданном уровне. Это лишает его возможности проводить целенаправленную денежную политику, поскольку валютные интервенции будут изменять объем денежной массы в экономике. При плавающем обменном курсе резервы ЦБ останутся посто­янными, так как он не проводит валютных инвестиций, что позволит ему проводить целенаправленную денежную политику.

Эффективность денежной и налогово-бюджетной политики будет различной в зависимости от степени мобильности капитала между странами. Высо­кая мобильность капитала означает, что даже небольшое изменение внуг- ренней процентной ставки вызывает практически неограниченный межстра- новой перелив капитала. При низкой мобильности капитала изменение внутренней процентной ставки будет оказывать незначительное влияние на перелив капитала между странами.

При фиксированном обменном курсе и высокой мобильности капитала денежная политика оказывается неэффективной, поскольку увеличение предложения денег понизит процентную ставку и вызовет отток капитала из страны, а следовательно, снижение курса национальной валюты. Для поддержания курса на стабильном уровне ЦБ вынужден будет осуществ­лять валютную интервенцию, что уменьшит объем денежной массы в экономике и вернет уровень производства, занятости и доходов в началь­ное состояние. Таким образом, единственным результатом стимулирую­щей денежной политики при фиксированном обменном курсе и высокой мобильности капитала будет потеря ЦБ своих международных валютных резервов.

Повысить уровень занятости и доходов в этих условиях можно лишь с по­мощью активной налогово-бюджетной политики. Поскольку данная политика не изменяет процентную ставку, в экономике отсутствует и "эффект вытес­нения" частных инвестиций и потребительских расходов. Образовавшийся избыток платежного баланса заставит ЦБ скупить иностранную валюту, увеличивая тем самым количество денег в обращении, что еще больше по­высит занятость и доходы.

Стимулирующая налогово-бюджетная политика при фиксированном курсе и низкой мобильности капитала способствует росту производства и дохода лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде изменится лишь структура совокупного спроса (государственные расходы возрастут, но со­кратятся инвестиции и потребительские расходы, не изменяя, таким обра­зом, уровень производства и доходов). Кроме того, ЦБ вынужден будет про­дать часть валютных резервов, удовлетворяя спрос на иностранную валюту со стороны импортеров.