ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 968
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.
1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание
1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие
2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели
2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора
3.1. Понятие экономического цикла и его фазы
3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике
3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
4.4. Государственная политика в области занятости
5.1. Сущность, причины и измерение инфляции
53. Социально-экономические последствия инфляции
6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса
6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции
6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор
6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена
7.1. Банковская система, ее структура и функции
7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства
9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства
9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере
9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка
10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков
10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева
10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли
11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли
12.2. Анализ статей платежного баланса
12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение
12.5. Системы обменного курса валют
13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе
14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса
15.2. Предпосылки экономического роста
15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах
15.4. Факторы и типы экономического роста
16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода
16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса
17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения
0 Y, y0 y
Рис. 7-2. Эффект от введения потоварного налога
Перейдем ко второму критерию налогообложения — эффективности. Он касается потерь, которые несет общество (продавцы и покупатели) в результате налоговых выплат. На рис. 7-2 представлен рынок сигарет, первоначальное состояние которого характеризует точка равновесия Е0,
которой соответствуют рыночная цена одной пачки сигарет и равновесный объем Y0.
Предположим, государство вводит трехрублевый налог на одну пачку сигарет. Покупатели в этом случае будут платить за пачку на 3 руб. больше, чем получают продавцы: допустим, покупатели платят 13 руб., продавцы получают 10 руб., 3 руб. получает государство. Налог не изменяет количество, которое покупатели желают приобрести при разном уровне цен, поэтому кривая спроса D остается в прежнем положении. Кривая же предложения сдвинется вверх, в положение так как продавцы желают продавать прежнее количество при каждом уровне цены, которую они получают. Однако теперь они получают меньше, чем им платят, и разница представляет собой налог. Именно на величину налога сдвигается вверх кривая предложения (АЕ' — налог). Рыночное равновесие при этом изменится — переместится в точку Е. В этой точке покупатели платят цену (больше, чем раньше — продавцы получают (меньше, чем раньше), разницу забирает государство. Объем реализации уменьшается до
Таким образом, создавая разницу между ценой, уплаченной покупателем, и ценой, полученной продавцом, налог сокращает и производство, и потребление. Поэтому налог на товары ухудшает экономическое положение и покупателей, которые платят больше, и продавцов, получающих меньше.
К экономическим потерям приводит и введение подоходных налогов, например, на заработную плату. В этом случае предприниматели вынуждены будут платить за труд большую цену, чем раньше, а работники будут получать меньше, чем раньше. Кроме того, подоходный налог действует как отрицательный стимул — он уменьшает желание трудиться, в результате чего при высоких ставках налогов государство собирает меньше налоговых платежей. Иллюстрацией этого явления служит кривая Лаффера (рис. 7-3).
Данная кривая строится в координатах, где по оси абсцисс откладываются налоговые поступления, а по оси ординат — налоговые ставки t. На графике показано, что, начиная с нулевой ставки налога, увеличение t ведет к росту налоговых поступлений. Но после некоторой точки А последующее увеличение налоговой ставки сокращает объем налоговых поступлений из-за негативного стимулирующего воздействия. Это означает, что кривая Лаффера после точки А начинает отклоняться влево. Таким образом, для ставок налога ниже их увеличение обеспечивает рост налоговых
Рис. 7-3. Кривая Лаффера
ТА т
поступлений, а для ставок, превышающих , более высокие ставки приносят меньший доход государству; при 100%-й ставке налоговые поступления упадут до нуля.
На практике трудно дать точную оценку оптимальной ставки налога , после которой налоговые поступления начинают падать. Так, было установлено, что в Швеции ^ соответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была близка к 80%, и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов . В России снижение налога на прибыль с 35 до 24% и введение единой ставки подоходного налога в 13% также способствовало росту налоговых поступлений в бюджет.
См.: СаксДж.. .Happen Ф. Указ. соч. С. 248.
Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит = Расходы - Доходы
Закупки товаров и услуг Сумма социальных выплат
Если из налогов (доходов) вычтем социальные выплаты, то получим величину чистых налогов.
Чистые налоги = Налоговые поступления - Социальные выплаты
В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом:
Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг — Чистые налоги
На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.
Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).
Связь между бюджетом и объемом ВВП можно проиллюстрировать с помощью рис. 7-4.
Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t= 0,2. Следовательно, при Y= 0 налоговые поступления Т= 0. Когда доходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государствен расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т. д. Таким образом, при низком уровне дс ^ОДОВ возникает дефицит государственного бюджета, при высоком — избыток бюджета.
Возникает вопрос: может ли рост государственных расходов, вместо того чтобы приводить к бюджетному дефициту, обусловливать его
Бюджетные поступления,
ед-
Бюджетный избыток
200
^ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ►
0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 2000 У, ден. ед.
Рис. 7-4. Связь между бюджетом и объемом ВВП
щение? Иначе говоря, может ли прирост государственных расходов вызвать такое экономическое оживление, при котором сумма взимаемых налогов превысит прирост государственных расходов?
Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов, приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который "окупал бы" возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.
Какое влияние на экономику оказывает бюджетный дефицит? Свидетельствует ли он о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда поддерживать избыток бюджетных средств?
Правильный ответ состоит в том, что если в государственном бюджете имеется избыток, т. е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение
если государственный бюджет испытывает дефицит, т. е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.
Таким образом, бюджетный дефицит — это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е гг. Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюр- даль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.
Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе — люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.
Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.
Откуда государство может взять средства для финансирования бюджетного дефицита?
Существует три способа:
а) путем дополнительной эмиссии денег;
б) за счет кредитов ЦБ;
в) посредством заимствований у населения и фирм.
Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.
В результате государственных займов формируется государственный долг 7-5). Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.
Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) — надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.
Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.
Рис. 7-5. Структура совокупного государственного долга
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?
Обычно в государственном долге видят две опасности:
а) возможность банкротства нации;
б) переложение долгового бремени на другие поколения.
Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:
а) рефинансирования (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);
б) взимания начогов (для выплаты процента по долгу и его суммы)
в) выпуска новых денег в обращение.
По поводу второй опасности нужно сказать следующее. Специфика государственного долга такова, что люди как бы должны сами себе. Внутренний долг — это только отношение между гражданами страны. Граждане, уплачивая налоги, возвращают долги себе по ценным государственным бумагам. В этом случае долг сводится в конечном счете на нет (он и есть и его нет). Тем не менее рост государственного долга имеет негативные экономические последствия для страны и общества в целом. Они состоят в следующем.
рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике: деньги можно было бы вложить не в государственные облигации, а в акции корпораций, т. е. в реальные инвестиции.
Во-вторых, выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах: те, кто владеет облигациями, станут еще богаче.
В-третьих, повышение налогов для выплаты процента по государственному долгу подрывает действие экономических стимулов и отрицательно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике: желание работать уменьшается, выпуск продукции падает.
В-четвертых, когда правительство берет заем для рефинансирования долга или уплаты процента по нему, это приводит к увеличению процентной ставки, что снижает склонность к инвестированию. В перспективе страна может оказаться с уменьшенным производственным потенциалом.
Основные выводы
Банковская система большинства стран состоит из двух уровней: ЦБ и КБ. ЦБ занимает особое место в финансовой и экономической системе страны: является эмиссионным центром государства, хранит золотовалютные резервы страны и обязательные резервы КБ, является кредитором последней инстанции для КБ, а также финансовым агентом правительства. Основными функциями КБ являются привлечение вкладов населения и фирм и предоставление кредита домашним хозяйствам, коммерческим структурам и местным органам управления.
Денежно-кредитную политику государство проводит через ЦБ и систему КБ. Основными инструментами такой политики являются:
а) норма резервирования;
б) официальная учетная ставка;
в) операции на открытом рынке.
Эти инструменты воздействуют либо на количество денег в обращении, либо на уровень процентных ставок. В зависимости от конкретных целей ЦБ может использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные).