Файл: Ивашковский Макроэкономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 1061

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.

Раздел I

Глава 1

1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа

1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание

1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие

2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия

2.2. Кеинсианская критика

2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели

2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора

Раздел II

3.1. Понятие экономического цикла и его фазы

3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике

3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях

4.1. Понятие безработицы,

4.4. Государственная политика в области занятости

Глава 5

5.1. Сущность, причины и измерение инфляции

53. Социально-экономические последствия инфляции

Раздел III

6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса

6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции

6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор

6.4. Краткосрочное равновесие

6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена

Глава 7

7.1. Банковская система, ее структура и функции

7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства

7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

0 Y, y0 y

8.2. Взаимодействие товарного и денежного рынков при изменении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики

Глава 9

9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства

9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере

9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка

Глава10

10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков

100 Сукно, м

10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева

10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли

Глава 11

11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли

11.3. Нетарифные методы

Глава12

12.2. Анализ статей платежного баланса

12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение

12.5. Системы обменного курса валют

Глава13

13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике

Глава14

14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе

14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса

Раздел V

Глава15

15.2. Предпосылки экономического роста

15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах

15.4. Факторы и типы экономического роста

Глава16

16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода

16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса

Глава 17

17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения

17.2. Распределение доходов и

17.3. Уровень жизни и бедность

Если бы российская экономика не была связана с мировым рынком, то картофель в России продавался бы по цене внутреннего равновесия . Поскольку экономика России — часть рынка, то в условиях

свободной торговли внутренняя цена на картофель совпадает с мировой ценой Pw , объем экспорта составляет велич шу Qs -Qd' Экспортная по­шлина в размере t делает экспорт картофеля из России менее прибыль­ным, поскольку часть выручки от его продажи государство будет обращать в свой доход, поэтому производители увеличат предложение картофеля

р

s

D

Рис. 11-2. Последствия введения экспортной пошлины

Мировая цена

Внутренняя цена

О

Q

на внутреннем рынке. Это снижает уровень внутренней цены, которая со­ответствовала мировой, и теперь она будет ниже на величину экспортного тарифа и составит Рт. Снижение внутренней цены стимулирует расшире­ние внутреннего потребления картофеля с Qd до Qd. В новых условиях равновесия российские производители картофеля сократят объемы его производства с до и часть высвободившихся ресурсов перебросят в какую-либо другую сферу деятельности. Одновременно сократятся и объемы экспорта до величины Q'sQ'd .

Теперь оценим последствия введения экспортной пошлины для бла­госостояния потребителей и производителей, а также для удовлетворения государственных интересов. Очевидно, что в результате снижения цены на внутреннем рынке производители картофеля несут потери, величина которых в общей сложности составит область (a + b + c + d + e). Однако потребители картофеля получают в результате снижения цены выигрыш в размере области (а + Ь). Выигрывает также и государство, получающее в бюджет доходы от налогообложения экспорта. Размер этого выигрыша, соответствующего объему экспорта {£>'. — Q'j) равен области d. В целом чистые потери страны от введения экспортной пошлины составили об­ласть (с + е).

Таким образом, в результате налогообложения экспорта в экономике произошло перераспределение части ресурсов и ,доходов: одни субъекты экономики выиграли, другие — понесли потери. Выигрыш потребителей и государства получен за счет производителей, чье благосостояние ухуд­шилось. Однако суммарный выигрыш общества (в лице потребителей и государства) оказался меньше потерь производителей на величину (с + е), которая не компенсируется ничьим выигрышем. Как видим, экспорт­ная пошлина представляет собой зеркальное отражение импортной по­шлины с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потре­бители, а производители. Государство же и в том и в другом случае вы­игрывает.


ЭКСПОРТНЫЕ СУБСИДИИ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ. В боль­шинстве случаев многие страны на практике прибегают не к экспортным пошлинам, а к субсидированию экспорта. Оно осуществляется в разных формах: предоставление низкопроцентных займов фирмам-экспортерам или иностранным клиентам; государственные расходы на стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом (например, через рекламу и пре­доставление дешевой информации о конъюнктуре экспортного рынка); предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема произ­водимых на экспорт товаров и услуг.

Государственная поддержка может предоставляться экспортерам раз­ных отраслей в зависимости от национальных потребностей, но наиболь­шими субсидиями во многие студнах. сельско­хозяйственной продукции. Для этого разрабатываются и реализуются спе­циальные государственные программы содействия фермерским хозяйствам через правительственные закупки на средства налогоплательщиков избы­точной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты премий за не­возделывание посевных площадей. Чтобы снизить бюджетные затраты на проведение политики поддержки фермеров, европейские государства, США и Канада продают по заниженным ценам избыточную продукцию за границу, иногда прибегая к дополнительному субсидированию, предлагая товар в основном развивающимся странам, для которых цены мирового рынка слишком высоки.

Разумеется, предоставление субсидий экспортерам стимулирует разви­тие экспортных производств и создает некоторые конкурентные преиму­щества национальным производителям на мировых рынках. Однако обо­ротной стороной экспортных субсидий может быть введение компенсаци­онных импортных пошлин теми странами, куда направлены экспортные потоки. Такая процедура допускается нормами ГАТТ/ВТО и иногда ис­пользуется в мирохозяйственной практике. Экономическое содержание воздействия экспортных субсидий и противостоящих им компенсационных импортных пошлин показано на рис.

Предположим, Россия является экспортером металла и субсидирует его продажу в США. На графике представлен американский рынок импорти­руемого из-за рубежа металла. В условиях свободной торговли и при от­сутствии субсидий равновесное состояние рынка изображает точка по­казывающая, что американские потребители готовы покупать, а зарубеж­ные фирмы готовы поставлять в США металл по цене в объеме .

Р А

Экспортная Импортные


субсидия компенсационные пошлины

Импортный спрос в США

О

Q.

Объем импорта

Рис. 11-3. Совмещение экспортных субсидий и компенсационных пошлин

Экспортные субсидии, предоставляемые российским правительством компаниям, поставляющим металл в США, приведут к тому, что они сни­зят цену металла до Рх, в результате чего американские потребители уве­личат импорт до Qx. Это вместе с тем означает, что другие зарубежные поставщики металла в США не смогут конкурировать при цене по­скольку их предельные издержки окупались лишь при цене Р0, вследствие чего они понесут убытки в размере заштрихованного треугольника ABC. Однако снижение цены с Р0 до Рх увеличивает чистый выигрыш амери­канских потребителей металла на величину площади

Если правительство США введет на российский металл компенсацион­ные импортные пошлины, достаточные для нейтрализации российских экспортных субсидий, ситуация вернется в исходное состояние с ценой Р0 и объемом торговли Q0 , характерное для свободной торговли. С позиций общемировой эффективности это был бы позитивный шаг, поскольку по­зволил бы устранить потери, представленные треугольником ABC. Однако итоговый результат в этом случае будет иным по сравнению с ситуацией до введения экспортных субсидий. Несмотря на то что объем торговли не меняется (остается равным Q0 ) и равновесие восстанавливается в точке А, совмещение мероприятий по субсидированию экспорта и компенсацион­ному налогообложению импорта оборачивается потерями государствен­ного бюджета вывозящей страны, превращающимися в доход государст­венного бюджета принимающей страны. Иначе говоря, в случае компен­сационных пошлин российские налогоплательщики уже не субсидируют отечественный экспорт, а финансируют американский бюджет.

Величина этого перераспределяемого между государствами дохода рав­на площади . В же время, отказывая своим потребителям метал­ла в дешевом импорте и теряя из-за этого треугольник американское правительство идет навстречу тем производителям металла, которые не получают экспортных субсидий, что способствует более эффективному использованию ресурсов в мировой экономике.


11.3. Нетарифные методы

регулирования международной торговли

Тарифы не единственная форма торговой политики. С г. в мировом хозяйстве стали появляться и развиваться новые инструменты вмешатель­ства государства в сферу международных обменов — нетарифные торго­вые ограничения. К настоящему времени они получили широкое распро­странение во многих странах, прежде всего в промышленно развитых, и, по некоторым оценкам, их число доходит до 50. К середине 90-х гг. примерно 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, "доброволь­ные" ограничения экспорта и антидемпинговые меры.

ИМПОРТНЫЕ квоты. Из всех видов нетарифных ограничений внешней торговли наибольшее распространение получили импортные квоты — или количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну. Иногда страны могут прибегать к квотированию экспорта, т. е. количественному или стоимост­ному ограничению вывозимой из страны продукции, однако они запреще­ны международными соглашениями. И в том и в другом случае инструмен­том квотирования являются лицензии, выдаваемые государственными ор­ганами импортерам или экспортерам продукции. При этом число выдавае­мых лицензий ограничено, а это значит, что нелицензированная торговля квотируемыми товарами запрещается.

297

Импортные лицензии могут распределяться либо через механизм купли- продажи, либо административным путем. Более предпочтительным и эф­фективным способом распределения лицензий является открытый аукцион. Конкурсная продажа импортных квот не только приносит государству до­ход, эквивалентный тарифному, но и выбивает почву из-под ног взяточни­ков и коррупционеров. Однако, несмотря на то что открытые аукционы — самый дешевый способ распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются.

20 Зак.

Обычно на практике применяются административные методы распреде­ления лицензий, в основе которых лежит система явных предпочтений, ко­гда государство выдает импортные лицензии определенным фирмам без какого-либо конкурса. Чаще всего в этом случае лицензии получают те фирмы, которые закрепились на рынке данного товара и на деле доказали свою способность эффективно осуществлять внешнеторговые операции. Однако административное распределение, ничего не давая государствен­ному бюджету, создает благоприятную почву для взяток и коррупции.


Экономические последствия введения импортной квоты показаны на рис. 11-4.

Предположим, Россия является импортером грузовых автомобилей, и на графике линия D изображает российский спрос на данную продукцию, а линия S — внутреннее ее производство. В условиях свободной торгов­ли цена на грузовые автомобили в России будет совпадать с мировой це­ной Pw . При такой цене российские производители грузовиков смогут предложить их лишь в объеме , тогда как спрос составит величину D0. Разницу между спросом и предложением придется покрывать с

помощью импорта.

S + q

f

О

Квота

Рис. 11-4. Изменение благосостояния страны в результате введения импортной квоты

s

Если российское правительство для защиты отечественных производи­телей грузовиков захочет ограничить объем импорта и установит квоту на ввоз размером q, то общее предложение автомобилей на внутреннем рынке возрастет и будет представлено кривой S + q. Квота сокращает размер импорта по сравнению с внутреннем платежеспособным спросом на авто­мобили, предъявляемым при уровне мировых цен. Невозможность удовле­творить весь спрос по цене мирового рынка приведет к повышению внут­ренних цен на грузовые автомобили до Р . Более высокие цены повышают

рентабельность производства автомобилей внутри страны и стимулируют расширение их выпуска с до но одновременно сокращают спрос на них с £)0 до . Теперь импорт будет равен величине квоты (£>, -£,).

Оценивая последствия введения импортных квот, мы видим, что бла­госостояние потребителей ухудшилось, так как они несут потери от роста цен и их потребительский излишек уменьшился на величину области {а + Ь + с + d + e). В то же время производители от введения квот выигры­вают — они расширяют объемы производства и реализуют свою продук­цию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша соста­вит область а. Наценка на разрешенный импорт (область с + d) представ­ляет перераспределение доходов от потребителей в пользу государства (если лицензии продаются) либо в пользу импортеров (если лицензии вы­даются бесплатно).

Таким образом, в результате введения импортной квоты часть ущерба потребителей (a + b + c + d+e) компенсируется получением выигрыша производителями (область а) и теми, кто выдает лицензии и получает их (область с + d). Разница составит величину области (6 + е), которая пред­ставляет собой чистые потери благосостояния страны. Этот результат эк­вивалентен ущербу, полученному страной от введения импортного тарифа (см. рис. 11-1), приведшего к аналогичному росту внутренней цены и со­кращению импорта.