ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 344
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Самооценка: рабочее определение 7
2. Формирование рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности
2.1. Учебное действие оценки (Объективная составляющая самооценки)
2.2. Как научить ребенка знать о своем незнании? (Задания с недостающими данными)
2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию
2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию
2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы
2.2.4. Диагностика учебной самооценки
2.3. Объективная и субъективная составляющая учебной самооценки
3. Оценка творчества и инициативы
3.1.1. Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу
4. Оценка знаний, умений, навыков
4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки
4.3. Как оценивать в баллах письменные работы?
4. Оценка знаний, умений, навыков
Безотметочное оценивание навыков мы строим на трех принципах:
отметка как социальный инструмент манипуляции детьми отменяется, а содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие ученика было оценено отдельно,
оценка учителя — это, прежде всего средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны получить от учителя однозначные, предельно четкие КРИТЕРИИ оценки,
самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота.
Далее речь пойдет о разных инструментах дифференцированного оценивания. Начнем с наиболее простого в употреблении.
4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки
С помощью линеечек можно предельно лаконично оценить все, что подлежит оцениванию в терминах «больше — меньше». Самооценка с помощью линеечек может быть двух типов — ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).
Ретроспективная самооценка — это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка
предстоящей работы, поэтому начинать формирование самооценки следует с нее. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса (не раньше, чем к середине первого класса), можно переходить к формированию прогностической самооценки. Мы выделили два шага формирования ретроспективной оценки.
Шаг первый: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, то есть исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок изучает учительские исправления и сам себя оценивает по тем шкалам, которые выберет учитель. Например, первоклассники, написавшие свой первый диктант, состоящий из 6 имен (АЛЁНА, ЛЮСЯ, НИКИТА, ЛЁНЯ, ЛЕНА, АНДРЮША) могут оценить себя по трем показателям: (а) красота, (б) пропуск букв, (в) выбор гласной буквы.* Нарисовав на доске три линеечки, учитель подробнейшим образом объясняет значение каждой шкалы: «На самом верху первой линеечки поставят себе крестик те дети, кто считает, что каждую букву написал очень красиво. Кто недоволен одной — двумя буквами, поставит крестик не на самом верху, а чуть-чуть ниже. Те, кто половиной букв доволен, а половиной недоволен, поставят свой крестик ровно посередине линеечки. А те, кто недоволен ни одной буквой, поставят крестик в самом низу... Вторая линеечка оценивает ваше умение слышать все звуки в слове и обозначать их буквами. Всего надо написать 30 букв. Тот, кто не написал ни одной, поставит свой крестик в самом низу. Тот, кто пропустил 15 букв, поставит свой крестик посередине. Тот, кто не пропустил ни одной буквы, поставит свой крестик на самом верху».
Выслушав учительские разъяснения, дети рисуют в тетради три вертикальные линеечки, обязательно отмечая их серединки. Линеечки можно сверху озаглавить буквами: К — красота, Б — буквы (пропуск букв), Г — гласные буквы.
Первоклассники поначалу долго думают над каждой линеечкой, но при регулярном самооценивании справляются с этим очень быстро. Но этот прием будет чисто формальным, если около детского крестика на линеечке немедленно не появится учительский. Поэтому, дав детям самостоятельное задание, учитель обходит весь класс и в каждой тетради расставляет свои три крестика. Если самооценка ребенка и учителя совпадают, учитель просто обводит детский крестик своей красной ручкой. Некоторым детям учитель комментирует свои оценки индивидуально, некоторые случаи расхождений учительской и детской оценок обсуждаются со всем классом.
Например, Света допустила в диктанте только одну ошибку: имя НИКИТА написала с маленькой буквы. Но самооценка у этой девочки еще очень слабо дифференцирована, поэтому она снизила себе оценку по шкале «Пропуск букв». Этот казус может помочь всем детям яснее дифференцировать оценку навыка, выделяя его разные стороны. Рассказ о том, почему учительская оценка оказалась выше Светиной, заканчивается обязательным подбадриванием: «Света, ты написала вместо заглавной буквы Н строчную. Но ты НЕ ПРОПУСТИЛА эту букву! Ты научилась писать без пропусков букв, а сейчас это самое важное! На линеечке «Пропуск букв» я поставила тебе крестик на самом верху!»
Ретроспективная (обращенная к прошлому) самооценка детей, которой предшествовал учительский контроль (исправление ошибок), помогает яснее расчленить составляющие оценки и задать более или менее общие для детей и учителя критерии оценивания. Непреодолимая неточность этих критериев связана с субъективным компонентом переживания своих удач или неудач: ребенок, для которого «не быть самым лучшим» означает «быть плохим», за две ошибки в диктанте может оценить себя ниже, чем ребенок, который опасался, что в школе у него вообще ничего не будет получаться; оптимист оценит себя выше, чем пессимист... Но общий смысл работы с линеечками понятен даже самым маленьким ученикам. Когда учительница впервые попросила своих первоклассников оценить красоту только что написанных палочек и крючочков с помощью линеечки, то она задала при этом коварный вопрос: «Зачем вам себя оценивать? Ведь в классе есть учитель, который лучше всех знает, что красиво написано, а что некрасиво?» Полина ответила мгновенно: «Когда я сама буду знать, хорошо я пишу или плохо, я буду уверенней себя чувствовать!»
Второй шаг формирования ретроспективной самооценки: ребенок оценивает свою работу сразу после ее выполнения, до учительской проверки. Такая ретроспективная самооценка, прежде всего, стимулирует ученика к самоконтролю. Рисуя линеечку «Гласные буквы», учитель после диктанта просит: «Оцени, верно ли ты выбрал гласные буквы для обозначения гласных звуков. Если ты совершенно уверен, что все гласные буквы выбраны правильно, поставь крестик на самом верху линеечки. Если ты сомневаешься в каждой гласной букве, поставь крестик в самом низу линеечки». Получив такое задание, почти все ученики перечитают свой текст.
Когда учитель проверяет тетради учеников, он ставит свою оценку умения ребенка обозначать гласные звуки буквами на той же линеечке, исходя из простой арифметики. Если в контрольной работе надо было написать 15 гласных букв, то крестик посередине ставится при 7-8 ошибках в выборе гласных букв.
Когда учитель возвращает детям их контрольную работу, то сначала он называет детей, чьи самооценки совпали с учительской оценкой и очень их хвалит (вне зависимости от количества ошибок): «Эти ученики уже умеют делать чрезвычайно трудное и важное дело — они себя умеют оценивать сами! Некоторым еще надо потренироваться в выделении звуков, но если ты сам знаешь, что у тебя не получается, ты легче научишься.»
Особую заботу учителя вызывает та группа детей, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к заниженной самооценке. Об этих детях следует поговорить со школьным психологом и проявить к ним особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере, в первые недели занятий), исправляя ошибки, акцентировать только позитивную сторону преодоления незнания: «Конечно, звук [а] — гласный. Я рада, что теперь ты это знаешь!» Этим детям требуется индивидуальное подбадривание и дополнительное объяснение критериев оценок: «Видишь, я поставила свой крестик гораздо выше твоего. Потому что ты пропустил два звука, а оценил себя так, как будто пропустил семь. Пожалуйста, будь в следующий раз к себе подобрее».
Проявляя повышенное внимание к детям с заниженной самооценкой, следует помнить, что тенденция к занижению самооценки не всегда связана с тревожностью, невротическими тенденциями, депрессиями и прочими мрачными психологическими проблемами. Рефлексивная самооценка всегда несколько занижена, ибо рефлектирующий человек знает о своем несовершенстве, но не делает из него проблем ни для себя, ни для окружающих.
Дети, оценивающие себя выше, чем учитель, тоже нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания и, может быть, в маленьком учительском тренинге: как бы ты оценил работу, в которой пропущено три звука? семь звуков? ни одного звука?.. Но следует помнить, что тенденция к устойчивому завышению самооценки свойственна, прежде всего, вашим наименее развитым ученикам, не блещущим учебными успехами. Прежде чем работать «на понижение» самооценки задумайтесь, в самом ли деле Вы хотите, чтобы ваш слабоуспевающий ученик ясно осознал свое отставание от одноклассников?
Каковы бы ни были результаты первой работы, они могут быть качественно оценены ТОЛЬКО В СРАВНЕНИИ СО СЛЕДУЮЩЕЙ РАБОТОЙ. Так, если ученик за три последовательные работы получил следующие оценки по шкале «пропуск букв», то это значит, что ученик прекрасно учится, то есть совершенствуется, и этим выгодно отличается от ученика, стабильно во всех контрольных пропускающего 1- 2 буквы.
пропуск букв |
||
10 окг. |
29 окг. |
17 нояб. |
– I I I I I – I X I I I – |
– I I I I X – I I I I I –
|
– I X I I I – I I I I I – |
Если ребенок имеет возможность сравнивать свои сегодняшние достижения со вчерашними и позавчерашними, то у него появляется надежное основание для самоуважения, сознательного и оптимистичного отношения к себе, к своему учебному труду. Заметим, что этот ученик при отметочной системе оценивания имел бы стабильные двойки (ибо в каждой следующей контрольной к пропускам букв прибавлялись бы новые ошибки на свежеизученные орфограммы) и, соответственно, психологию двоечника.
Наиболее безопасным механизмом коррекции завышенных и заниженных самооценок является не сравнение детской самооценки с учительской, а сравнение двух собственных самооценок — прогностической и ретроспективной. Прогностическая самооценка (оценка предстоящей работы) в принципе труднее ретроспективной, но именно она является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагать детям оценить свои возможности справиться с предстоящей работой можно лишь после того, как ретроспективная самооценка учеников уже достаточно осознана, адекватна и дифференцирована. Нам представляется, что если учитель систематически формирует ретроспективную самооценку с самого начала первого класса, то в середине второго класса можно предложить классу такое задание:
Учитель: Мы долго занимались проверкой орфограмм слабых позиций в корне. Сегодня вам предстоит писать диктант, где будет много таких орфограмм. Послушайте текст диктанта (читает). Прежде чем приступить к диктанту, нарисуйте три линеечки (как обычно — длиной в шесть сантиметров). С помощью первой линеечки оцените, насколько вы уже умеете проверять корневые орфограммы. Кто совершенно уверен, что справится с любой корневой орфограммой (разумеется, проверяемой), ставит крестик на самый верх линеечки. Кто убежден, что не сможет проверить ни одной орфограммы в корне, пусть поставит свой крестик в самом низу. Вторая линеечка измерит уверенность в том, что все орфограммы слабых позиций не в корне, которые вы еще не умеете проверять, вы обозначите знаками орфографических сомнений. Третья линеечка — про орфограммы сильных позиций. Кто твердо уверен, что во время диктанта не забудет ни про ЖИ-ШИ, ни про мягкие знаки, ни про заглавные буквы — пусть поставит крестик на самом верху.»
Если задание на прогностическую самооценку вы даете классу впервые, не стоит просить детей оценивать себя сразу после диктанта, до учительской проверки. Но проверяя детские работы, не оценивайте их. Раздайте проверенные диктанты и попросите детей поставить на каждой линеечке собственный второй крестик — по результатам учительского контроля. Наиболее выразительные расхождения двух самооценок стоит прокомментировать — индивидуально или открыто. Гласности, безусловно, надо придавать случаи, когда прогностическую самооценку ребенок поставил себе очень низко не из-за тревожности, а из суеверия (чтобы не сглазить) или из ложной скромности (нельзя себя хвалить, пусть тебя хвалят другие). Еще и еще раз учитель должен раскрыть детям смысл прогностической самооценки: надо учиться рассчитывать свои силы. Если спортсмен, который прыгает в высоту на два метра, но ставит себе планку на метр, то это глупо: он будет всегда перепрыгивать, не напрягая сил, и едва ли научится прыгать лучше. Но если он поставит себе планку на три метра, это тоже глупо: он всегда будет сшибать планку и разуверится в собственных силах. Лучше всего, если он поставит себе планку чуть-чуть выше, чем два метра... Оценивая свои силы перед диктантом, ставьте себе планку так, чтобы достигнуть ее, напрягая все свои силы. Только так ваши знания и умения будут расти.»