Файл: Теория игр для экономистов doc.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.08.2024

Просмотров: 387

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Теория игр для экономистов

Глава 1. Введение.

Покажем на популярных примерах игровых задач, как с помощью математической модели можно получить ответы на некоторые вопросы.

§1.2. Формальное описание игры.

§1.3. Классификация игр

Глава 2. Бескоалиционные игры

§2.1. Антагонистические игры

§2.1.1. Понятие антагонистической игры. Матричная игра.

§2.1.2. Доминирование стратегий. Редукция игры. Решение игры в доминирующих стратегиях.

§2.1.3. Решение игры в чистых стратегиях

§2.1.4. Смешанное расширение игры

§2.1.5. Решение игры в смешанных стратегиях

Свойства игры в смешанных стратегиях.

§2.1.6. Игра против природы

§2.1.7. Критерии оптимальности решения в условиях неопределённости

§2.1.8 Критерий Лапласа

§2.1.9. Критерий Вальда (максиминный критерий)

§2.1.10. Критерий Гурвица (критерий взвешенного оптимизма /пессимизма)

§2.1.11. Критерий Сэвиджа (критерий наименьших сожалений)

§2.1.12. Решение игры против природы в смешанных стратегиях

§ 2.2 Неантагонистические игры

§2.2.1. Понятие неантагонистической игры

§2.2.2. Биматричные игры

§2.2.3. Равновесие Нэша

§2.2.4. Эффективность по Парето2

§2.2.5. Повторяющиеся игры. Применение к микроэкономике.

§2.2.6. Последовательные игры

Глава 3. Кооперативные решения

§3. 1. Понятие коалиционной игры

§3.2. Определение решения игры

§3.3. Эффективность обмена. Ящик Эджворта

§3.4. Арбитражное решение

Практикум Матричная игра. Доминирование стратегий.

Решение игры в чистых стратегиях.

Решение игры в смешанных стратегиях.

Игра против природы. Критерии Лапласа, Вальда, Сэвиджа, Гурвица.

Равновесие Нэша.

Кооперативные решения

Типовой расчет по теории игр. Тема:кооперативное решение.

Литература

"Теория игр для экономистов "

156961, Г.Кострома, ул. 1 Мая,14

Игрок B:

.

- решение в чистых стратегиях предопределяющее исход игры для различных игроков.

Если верхняя и нижняя цены игры принимают различные значения, то согласно теореме 1 справедливо строгое неравенство α<β. В этом случае применение первым игроком максиминной стратегии дает возможность второму игроку сделать свой проигрыш меньшим, чем число β, если он откажется от минимаксной стратегии. И наоборот, применение вторым игроком минимаксной стратегии дает возможность первому игроку сделать выигрыш большим, чем число α, если он откажется от максиминной стратегии. Тогда исход, который реализуется при максиминной и минимаксной стратегиях, не будет равновесным. Других равновесных исходов также не существует, следовательно игра без седловой точки не имеет решения в чистых стратегиях.

Пример. Найти решение игры.

B

A

6

11

-5

2

8

-5

17

-2

1

0

-15

-15

-9

14

3

8

5

-9

-1

-7

10

4

12

-7

17

14

12

8

12



Решение.Чистой цены не существует. Равновесия в чистых стратегиях нет.

Пример. В платёжной матрице найти точку равновесия.

2

1

1

2

3

4

5

6

min

1

3

6

7

4

5

10

3

2

2

8

1

4

7

5

1

3

8

6

7

7

9

6

4

9

7

8

5

4

5

4

5

10

9

4

5

3

2

3

6

12

5

7

6

5

8

5

max

12

9

7

6

7

10


Точкой равновесия будет являться точка 6.

Пример. Посёлок Паново состоит из одной улицы. Два предпринимателя решили разместить свои киоски с продовольственными товарами. Других продовольственных магазинов в посёлке нет. Будем считать, что:

  1. Оба киоска продают один и тот же ассортимент товаров по одним и тем же ценам;

  2. Плотность жителей равномерно распределена по длине улицы.

Найти положение киосков, исходя из того, что каждый предприниматель стремится к наибольшей выручке.

Решение. Возьмём длину улицы за 1, тогда весь посёлок расположится на отрезке (Рис.1)

Рисунок 1

Обозначим x – координата первого киоска; y – координата второго киоска. Очевидно, что

Найдём выручку X первого киоска. Цену товара возьмём за 1.

–середина расстояния между x и y.

Первый предприниматель решает задачу ,

а второй соответственно .

Таким образом, получаем игру с постоянной суммой, равной 1.

Применим принцип гарантированного результата. Первый предприниматель ожидает, что второй будет выбирать такое значение y, чтобы выручка первого была минимальной, то есть он исходит из пессимистических ожиданий:

1-й выбирает такой x, чтобы :


2-й выбирает такой y, чтобы:

Найдём оптимальные стратегии:

Аналогично

Таким образом, лучшими стратегиями будет размещение киосков на середине улицы спиной друг к другу. Это равновесие не выгодно жителям посёлка, но обеспечивает равновесие между предпринимателями.

В примере два конкурента фактически борются за долю, превышающую, т.е. за выигрыш

,

где – функция платежа,

если – выигрышx – выигрышy.

Равновесие: .


§2.1.4. Смешанное расширение игры

Пусть матричная игра представлена платежной матрицей с элементами aij, где i=1,2,…,m – стратегии первого игрока, j=1,2,…,n – стратегии второго игрока. Данные стратегии игроков будем называть чистыми стратегиями.

В предыдущем параграфе мы доказали, что решение матричной игры в чистых стратегиях (т.е. при выборе каждым игроком одной и только одной стратегии из заданного множества его стратегий) существует тогда и только тогда, когда платежная матрица имеет седловую точку. Рассмотрим выбор стратегий в игре без седловой точки. Если игрок может предвидеть, какую из чистых стратегий изберёт противник, он может найти наилучший ответ на ход противника. Таким образом, каждый игрок заинтересован в том, чтобы его ходы были непредсказуемы. Для этого необходимо ввести в выбор стратегий элемент случайности. Однако отсутствие логики при выборе стратегий ухудшит положение каждого из игроков. Компромисс заключается в том, что игроки чередуют (смешивают) свои стратегии случайным образом, но по определённой разумной схеме. Этой схеме должна соответствовать комбинация чистых стратегий.

Введем следующие изменения правил игры: каждый игрок наряду с отдельными стратегиями из своего множества стратегий может применять их комбинации, в которых стратегии представлены в определенных пропорциях.

Рассмотрим матричную игру, представленную Таблицей 5.

Таблица 5

2-й игрок

1-й игрок

где – частота (вероятность) с которой первый игрок собирается использовать свою стратегию 1;

–частота (вероятность) с которой первый игрок собирается использовать свою стратегию 2;