Файл: Теория игр для экономистов doc.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.08.2024

Просмотров: 359

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Теория игр для экономистов

Глава 1. Введение.

Покажем на популярных примерах игровых задач, как с помощью математической модели можно получить ответы на некоторые вопросы.

§1.2. Формальное описание игры.

§1.3. Классификация игр

Глава 2. Бескоалиционные игры

§2.1. Антагонистические игры

§2.1.1. Понятие антагонистической игры. Матричная игра.

§2.1.2. Доминирование стратегий. Редукция игры. Решение игры в доминирующих стратегиях.

§2.1.3. Решение игры в чистых стратегиях

§2.1.4. Смешанное расширение игры

§2.1.5. Решение игры в смешанных стратегиях

Свойства игры в смешанных стратегиях.

§2.1.6. Игра против природы

§2.1.7. Критерии оптимальности решения в условиях неопределённости

§2.1.8 Критерий Лапласа

§2.1.9. Критерий Вальда (максиминный критерий)

§2.1.10. Критерий Гурвица (критерий взвешенного оптимизма /пессимизма)

§2.1.11. Критерий Сэвиджа (критерий наименьших сожалений)

§2.1.12. Решение игры против природы в смешанных стратегиях

§ 2.2 Неантагонистические игры

§2.2.1. Понятие неантагонистической игры

§2.2.2. Биматричные игры

§2.2.3. Равновесие Нэша

§2.2.4. Эффективность по Парето2

§2.2.5. Повторяющиеся игры. Применение к микроэкономике.

§2.2.6. Последовательные игры

Глава 3. Кооперативные решения

§3. 1. Понятие коалиционной игры

§3.2. Определение решения игры

§3.3. Эффективность обмена. Ящик Эджворта

§3.4. Арбитражное решение

Практикум Матричная игра. Доминирование стратегий.

Решение игры в чистых стратегиях.

Решение игры в смешанных стратегиях.

Игра против природы. Критерии Лапласа, Вальда, Сэвиджа, Гурвица.

Равновесие Нэша.

Кооперативные решения

Типовой расчет по теории игр. Тема:кооперативное решение.

Литература

"Теория игр для экономистов "

156961, Г.Кострома, ул. 1 Мая,14

3. Для отопления коттеджа в зимний период используется уголь, цена на который зависит от времени года и характера зимы. Летом тонна угля стоит 7,5 ден. ед., в мягкую зиму – 8,5, в обычную – 9,0, а в холодную – 9,5. Расход угля в отопительный сезон полностью определяется характером зимы: в мягкую зиму достаточно 6 т., в обычную требуется 7 т., а в холодную расходуется 8 т. Понятно, что затраты домовладельца зависят от количества запасенного им с лета угля. При анализе возможных вариантов уровня запаса следует иметь в виду, что при необходимости недостающее количество угля можно приобрести зимой. Кроме того, надо учесть, что продать непотребовавшийся уголь возможности не будет. Используя игровой подход, составить платежную матрицу.

Ответ:

Д З

малая зима

обычная зима

холодная зима

малая зима

45

54

64

обычная зима

52,5

52,5

62

холодная зима

60

60

60

4. Фирмы Ф1 и Ф2 производят сезонный товар, пользующийся спросом в течение n единиц времени. Доход от продажи товара в единицу времени составляет C ден. ед. Фирма Ф2, будучи более состоятельной, в ходе конкурентной борьбы стремится вытеснить фирму Ф1 с рынка сбыта, способствуя своими действиями минимизации ее дохода, не считаясь при этом с временными потерями части своего дохода в надежде наверстать упущенное в будущем. Действующее законодательство не позволяет злоупотреблять для этого заведомым занижением цены на товар (прибегать к демпинговым ценам). Единственным допустимым способом достижения своей цели для фирмы Ф2 (как и для фирмы Ф1 в целях защиты своих интересов на рынке сбыта) остаются повышение качества товара и надлежащий выбор момента времени поставки его на рынок сбыта. Уровень спроса на товар зависит от его качества, и в данный момент реализуется тот товар, качество которого выше. Повышение же качества требует дополнительных затрат времени на совершенствование технологии его изготовления и переналадки оборудования. В связи с этим будем предполагать, что качество товара тем выше, чем позже он поступает на рынок. Придать описанной ситуации игровую схему и построить платежную матрицу (для n = 5).


Ответ: Аi (i = 1, 2, …, 5) – чистая стратегия игрока А, состоящая в том, что он поставит свой товар в i-ую единицу времени; Bj (j = 1, 2, …, 5) – чистая стратегия игрока B, состоящая в том, что он поставит свой товар в j-ую единицу времени;

Ф1 Ф2

В1

В2

В3

В4

В5

А1

2,5С

С

А2

С

А3

1,5С

С

А4

С

С

А5

С

С

С

С

0,5С

5. Используя понятие доминирования, уменьшить размерность платежной матрицы: .

Ответ: .

Задания для самостоятельного решения.

6. Два игрока А и В, не глядя друг на друга, кладут на стол по монете вверх гербом или вверх цифрой, по своему усмотрению. Если игроки выбрали одинаковые стороны (у обоих герб или у обоих цифра), то игрок А забирает обе монеты; иначе их забирает игрок В. Сформулировать ситуацию в терминах теории игр. Представить игру в нормальной и развернутой формах.

7. Игроки А и В одновременно и независимо друг от друга записывают каждый одно из трех чисел: 1, 2 или 3. Если сумма написанных чисел четная, то В платит А эту сумму в рублях; если она нечетная, то, наоборот, А платит В эту сумму. Сформулировать ситуацию в терминах теории игр. Представить игру в нормальной и развернутой формах.


8. Армия полковника сражается с противником за контроль над двумя позициями. Полковник имеет 2 полка, а противник – 3. И полковник, и противник посылают свою армию на сражение в полном составе. И полковник, и противник могут послать на каждую позицию целое число полков. Позиция будет захвачена армией с большим числом полков. Составить платежную матрицу игры.

9. Используя понятие доминирования, уменьшить размерность платежной матрицы: .


Решение игры в чистых стратегиях.

Задания для практических занятий.

10. Предприниматели А и В продают однородный товар. А может рекламировать свой товар по радио (А1), по телевидению (А2), через газеты (А3). В может рекламировать свой товар по радио (В1), по телевидению (В2), через газеты (В3), через торговых агентов (В4). Процент привлеченных клиентов предпринимателями А и В в зависимости от выбранной каждым стратегии задан платежной матрицей:

А В

В1

В2

В3

В4

А1

8

-2

9

-3

А2

6

5

6

8

А3

-2

4

-9

5

Найти решение игры в чистых стратегиях.

Ответ:

11. Определить максиминную и минимаксную стратегии и решение игры в чистых стратегиях, если оно существует, для игры, заданной платежной матрицей: .

Ответ:

12. Определить максиминную и минимаксную стратегии и решение игры в чистых стратегиях, если оно существует, для игры, заданной платежной матрицей: .

Ответ:

13. Определить седловую точку и цену игры, заданной платежной матрицей: .

Ответ:


14. Определить седловую точку и цену игры, заданной платежной матрицей: .

Ответ:

15. Указать диапазон цены игры, заданной платежной матрицей: .

Ответ:

16. Дана платежная матрица. Указать область значений параметров p и q, если седловая точка (2; 2): .

Ответ:

17. Найти максиминную и минимаксную стратегии, нижнюю и верхнюю цены игры, заданной платежной матрицей: .

Ответ:

Задания для самостоятельного решения.

18. Найти нижнюю и верхнюю цены игры, предварительно упростив ее: .

19. Определить максиминную и минимаксную стратегии и решение игры в чистых стратегиях, если оно существует, для игры, заданной платежной матрицей: .

20. Определить максиминную и минимаксную стратегии и решение игры в чистых стратегиях, если оно существует, для игры, заданной платежной матрицей: .

21. Определить максиминную и минимаксную стратегии и решение игры в чистых стратегиях, если оно существует, для игры, заданной платежной матрицей: .

22. Определить седловую точку и цену игры, заданной платежной матрицей: .

23. Указать диапазон цены игры, заданной платежной матрицей: .