ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 308
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Е.Е. Лысенко, о.С. Нестерова деловое общение
Мимические проявления эмоциональных реакций человека
Трибуна и микрофон: жесты и позы выступающих
Зал заседаний: позы при слушании
Президиум и председательствующие
Пространственное расположение за столом
Общие правила жестикуляции в беседе
20 Типичных состояний партнера в процессе общения
Невербальные показатели оптимизма-пессимизма партнера
Невербальные показатели волевых качеств партнера
Невербальные проявления уравновешенности-неуравновешенности партнера
Невербальные проявления преобладания у партнера разума или чувств
Невербальные проявления низкой самооценки
Невербальные проявления высокой самооценки
Невербальные проявления некоторых черт характера
Как избавиться от боязни аудитории
Техника ускорения принятия решения
Этические правила поведения руководителя во время беседы
Детальный анализ структуры переговоров
1 Стадия: подготовка переговоров
Детальный перечень действий на 1 стадии
2 Стадия: процесс переговоров Детальный перечень действий на 2 стадии
3 Стадия: достижение согласия Детальный перечень действий на 3 стадии
Характеристика подходов ведения переговоров
Психологические механизмы подачи и обсуждения позиций
Правила техники ведения переговоров
Люди, блокирующие ход совещания
Ситуации, угрожающие совещанию
Ошибки в организации совещания
Советы по организации взаимодействия на совещании
Высота голоса
|
1. Высокий пронзительный голос – страх, волнение. Напоминает нам пилу. |
|
2. Низкий тон голоса – покой, достоинство. Так гудит шмель. Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним. |
Окраска и звучание
|
Металлическое звучание – говорит об энергичности и твердости. Нет лучшего образа для иллюстрации, чем Жуков в исполнении Михаила Ульянова. |
|
2. Масляный, жирно-мягкий голос происходит от лишь изображаемой дружественности, фальшивого пафоса. По нему легко разоблачить подхалима. Например, так говорил Чичиков из «Мертвых душ» Гоголя в исполнении Калягина. |
|
3. Особенно важно следующее различие, которое легко улавливается уже после короткой тренировки: - певучая речь (сильное подчеркивание гласных) – темпераментность, чувственность, типична для людей, которых называют «добряками». Таким добряком был Евгений Леонов в роли заведующего детским садом в фильме «Джентльмены удачи» (но только не в роли Доцента: изменилась сущность персонажа – изменился и голос; это актерский талант); - речь, в которой гласные отступают на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными – преобладание разума и воли, точно анализирующий рассудок. Это мастерски сыграл Владимир Высоцкий: капитан Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя». |
|
4. Монотонный голос – скрытность, зажатость, робость. Так, наверное, мог бы говорить Беликов из повести Чехова «Человек в футляре» (эталон скрытности, «футлярности»), или, например, Осип – слуга Хлестакова из гоголеского «Ревизора». |
|
5. Высота, мелодичность голоса меняются в широких пределах – открытость, многообразие интересов, внутренняя свобода. Таким представил нам Остапа Бендера актер Андрей Миронов. |
6. Падение тона к концу фразы – вероятно, слабая воля, мягкость. Иногда это может быть результатом физической слабости, например, у глубоких стариков. |
|
|
7. Ритмические колебания высоты тона – оживление при внутренней уравновешенности, способности к творчеству. Именно так сыграл актер Юрский в «Золотом теленке» Остапа Бендера. (И вновь сравним: два актера – это все-таки два разных Бендера, и не последнюю роль в создании этих образов сыграло различие актерских голосов). |
8. Неритмичные колебания: есть неравномерное повышение и падение тона – неуравновешенность, отсутствие стабильности. |
|
|
9. Округло-тягучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов – глубокая, полная эмоциональная жизнь. Так говорил Пьер Безухов из романа «Война и мир». Не случайно Наташа Ростова считала, что в нем есть что-то «круглое». |
|
10. Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости – трезвое, целенаправленное, прагматическое мышление, иногда нервозность. Можно встретить у определенного типа офицеров, учителей и политиков с явной или скрываемой авторитарностью, склонностью к диктату. |
Дыхание собеседника
|
1. Резкий короткий вдох – при внезапном удивлении, негодующем изумлении. |
|
2.Краткий выдох,обрывок фырканья или смеха – презрение. |
|
3. Шумное, прерывистое, почти судорожное дыхание – крайняя степень волнения, возможное начало истерического припадка. |
|
4. Непроизвольные задержки, затаивание дыхания – внутреннее напряжение, яркие сильные чувства, интенсивная умственная деятельность. |
|
5. Непроизвольный «перевод духа» стирает уже ненужное напряжение, признак избавления от страха, показатель благополучного конца чего-либо. |
|
6. Очень медленное, почти сонное дыхание – полная степень освобождения, покоя, абсолютной отключенности от происходящего, скуки. |
|
7. Беспрестанные резкие вдохи и энергичные выдохи – нетерпеливый, раздражительный, очень высоко эмоциональный, с низким самоконтролем человек. |
|
8. Шумное, сопящее дыхание – человек напряженных влечений, тяжелого нрава, подозрительный, иногда – добродушный, тугодум. Осторожно: Такое дыхание может быть у человека, страдающего астмой или другим подобным заболеванием! |
|
9. Дыхание мощное, ровное, как у хорошего океанского теплохода – уверенный в себе, бодрый, неистощимо оптимистичный человек. |
|
10. Вдохи зажатые, словно скрипящие ржавыми тормозами, и такие же выдохи – подавленный, мнительный, неуверенный в себе человек, меланхолического темперамента. |
Невербальные сигналы в различных ситуациях
Трибуна и микрофон: жесты и позы выступающих
|
1. Вертикальная жестикуляция проявляется при авторитарной (диктаторской) внутренней позиции: «Я вас научу!», «Я вам докажу!», «Я знаю, а вы это неспособны понять!» и т.д. Такие жесты вызывают у слушателей подсознательный протест, неприятие говорящего, настраивают против сообщаемой информации. |
|
2. Жесты в горизонтальном направлении – это показатель демократичной, взвешенной, совещательной позиции, рассуждения: «Давайте посоветуемся!», «Это бывает и так, и эдак» и т.п. Человек, которому свойственна такая жестикуляция, может рассчитывать на благожелательное отношение слушателей. |
3. Руки, прикладываемые к груди, - жест честности и открытости. Римские легионеры приветствовали друг друга, прижав одну руку к сердцу, а другую - подняв открытой ладонью к тому, к кому обращались. Подобное приветствие было принято и у североамериканских индейцев. |
|
|
4. Стоять подбоченясь – демонстрировать другим свою твердость, уверенность, превосходство. Часто при этом маскируется слабость или смущение. Значение позы усиливается при широко расставленных ногах. Поза характерна для военного начальства, а также для жены и тёщи на рисунках карикатуристов. |
5. Руки, заведенные за голову, означают превосходство и самолюбование.
|
|
|
6. Опора руками на стол, спинку стула, трибуну – стремление в дополнительной поддержке при внутренней неуверенности.
|
7. Руки, заложенные за спину: - если это типичное для человека положение – сдержанность, вдумчивость характера, скрываемое смущение; - если нетипичное – кратковременная задумчивость или стеснение; - если демонстративное – осознание своей значительности и превосходства. |
|
|
8. Одна или обе руки, спрятанные в карманах – скрывание затруднений, неуверенности. Часто – подчеркивание неофициальности общения для более быстрого установления контакта.
|
|
9. Рука сжимается в кулак – попытка овладеть наступающим волнением или страхом, стремление к самоутверждению.
|
|
10. Пальцы собраны в «щепотку», ладонь вверх, рука слегка согнута в локте, при этом совершаются частые движения от себя и к себе за счет сгибания и разгибания локтя – выражение «самого-самого», изложение ядра проблемы или мысли, чаще всего важной для говорящего. |
|
11. Пальцы также сложены в «щепотку» ладонью вверх, но потирают друг друга и рука остаётся на месте – поиск нужного слова, формулирование мысли, припоминание фамилий и т.п. |
|
12. Протирание очков, поиск нового платка или сигарет с похлопыванием по карманам свидетельствует о неуверенности, стремлении выиграть время, чтобы подобрать нужный аргумент или принять решение. |
13. Ухватиться за край пиджака, пуговицу, за другую руку – боязнь, стыд, порождающий упрямство и желание самоутвердиться в ситуации, когда человек попал в «переделку».
|
|
14. Теребящие друг друга руки говорят о напряжении, скованности говорящего.
|
|
15. Стирающее движение по лбу – действительное стирание нехороших мыслей, плохих представлений.
|
|
|
16. Ноги и ступни в положении стоя: |
|
- человек стоит на обеих ногах (расстояние между ними не более 20 см) с равномерным распределением веса тела между ними – уравновешенный, спокойный, но живой; твердый, но способный изменить поведение по обстоятельствам. |
|
- вес тела на одной ноге, нечастая смена поз – бдительность, непринужденность, гибкость в поведении.
|
|
- частая смена основной опорной ноги – недостаток твердости и дисциплинированности, воли к преодолению; стремление к удобству; боязливость.
|
|
- поднимание на носки – агрессивная позиция, еще чаще – заносчивая.
|
|
- широко расставленные ноги – потребность в самоутверждении, высокой самооценке, часто маскирует скрытое чувство неполноценности.
|
- носки ног заметно повернуты наружу, выпячен живот – самомнение, самодовольство, тщеславие.
|
|
- носки ног завернуты внутрь – известная слабость духа.
|