Файл: Макроэкономика. Камаев doc.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 12. Национальная

12.1. Макроэкономика и ее цели

Возникновение макроэкономики

И особенности макроэкономического

Анализа

12.2. Сущность и содержание системы национальных счетов понятие системы национальных счетов. История ее возникновения и развития

Сходства и отличия системы национальных счетов от баланса народного хозяйства

12.3. Основные показатели системы национальных счетов

Раздел III. Макроэкономика

Глава 13. Макроэкономическое

13.1. Понятие и виды

13.2. Совокупный спрос

Понятие совокупного спроса. Кривая спроса, закон совокупного спроса

Раздел III. Макроэкономика

13.3. Макроэкономическое равновесие

13.4. Другие модели макроэкономического равновесия

13.5. Потребление, сбережения, инвестиции

Глава 14. Экономический рост и цикличность экономического развития

14.1. Экономический рост: сущность, цели и типы

Динамика роста ввп за 2003—2007 гг.

14.2. Факторы экономического роста

14.3. Цикличность экономического развития

[Править] Причины

Глава 16. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства

16.1. Денежное обращение и равновесие на денежном рынке

16.2. Денежные системы. Денежная система российской федерации

16.3. Кредитная система и ее структура

16.4. Денежно-кредитная политика государства

Глава 17. Финансовая система

17.1. Необходимость и сущность финансов

17.2. Финансовая система государства и ее структура

17.3. Финансовая политика

2) Земельный налог;

3) Сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательс­кой деятельностью;

Глава 18. Рынок ценных бумаг

18.1. Основные понятия рынка ценных бумаг

18.2. Виды ценных бумаг

18.3. Торговля «с прилавка» и фондовая биржа

Глава 19. Макроэкономическая нестабильность и социальная защищенность

19.1. Инфляция и система антиинфляционных мер

Раздел III. Макроэкономика

19.2. Занятость и проблемы безработицы

19.3. Доходы и социальная защита населения

Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства, и ее членами могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Брокеры и дилеры, работающие на бирже, называют­ся трейдерами. Брокер действует за счет клиента и от его имени, а в качестве вознаграждения получает комиссионные. Ему устанавлива­ют срок покупки или продажи ценных бумаг, а также минимальную цену их продажи (или максимальную цену покупки). Дилер работает за свой счет и от своего имени.

Тенденция изменения цен на бирже складывается под воздействи­ем двух групп участников торгов — «быков» и «медведей». «Быки» — это те, кто ожидает и способствует повышению цен и играет на этом (им надо продать ценные бумаги, и они играют на повышение цены). «Медведями» называют тех участников торгов, кто ожидает и способ­ствует понижению цен и играет на этом (им надо купить ценные бу­маги, и они сбивают цену). Сотрудники биржи, которые определяют ход торгов (управляют ходом торговой сессии, торгами по ценной бумаге, торговыми счетами, заявками и т. д.), называются маклера­ми. Наименьшее количество ценных бумаг, которое можно купить за один раз, называется лот: в Нью-Йорке лот — это 100 акций, в Япо­нии — 1000 акций. Биржевым товаром на фондовой бирже служат: ценные бумаги, валюта, драгоценные металлы, кредитные ресурсы.

Различают следующие виды сделок на фондовой бирже:

1)кассовые — это сделки «спот», или «кэш» — операции, которые подлежат исполнению немедленно после регистрации (в течение 1— 2 дней);

2) срочные сделки — сделки, которые подлежат исполнению в сро­ки, установленные биржевым Советом (превышающие два рабочих дня): в конце месяца, в середине месяца, сроком исполнения три ме­сяца и т. д. Они бывают двух видов: твердые (фьючерсные) и услов­ные (опционные);

3) арбитражные сделки — покупка ценных бумаг на одной бирже и одновременная их продажа на другой бирже с целью получения прибыли в виде курсовой разницы;

4)межбанковские сделки — сделки, совершаемые при посредни­честве двух и более бирж.

Процедура включения ценных бумаг в котировочный список бир­жи (лист) называется листингом. Рекомендация банков о включе­нии ценных бумаг крупных и средних компаний в список (лист) на­зывается андеррайтингом (подписывать). При этом банки не несут никакой финансовой ответственности за данную рекомендацию. Ма­лоизвестные компании должны представить результаты аудита сво­ей фирмы. Листинг дает компании следующие преимущества:


• повышается престиж компании;

• создаются лучшие условия кредитования;

• если компания хочет слиться или поглотить другую фирму, то уже имеется рыночная цена соответствующих акций;

• отличное видение рынка (издания, освещающие финансовые вопросы, дают полный отчет о торговле списочными акциями за день и за неделю);

• можно легко следить за «судьбой» своих акций;

• кредиторы с большим желанием берут в залог списочные ак­ции, так как их легче продать.

При прохождении процедуры листинга учитываются такие факто­ры, как репутация эмитента, его финансовое состояние и платежеспо­собность, интерес к данной ценной бумаге со стороны потенциальных покупателей, перспективы роста эмитента и сфера его деятельности.

К недостаткам листинга относятся:

• дополнительный контроль над компанией (компания, акции ко­торой включены в лист, принимает на себя дополнительные обя­зательства: предоставление годового отчета и баланса, информи­рование о дивидендах, дополнительном выпуске акций и т. д.);

• дополнительные расходы (надо платить биржевой сбор за лис­тинг, а также вносить ежегодную плату за его поддержание);

• если компания малоизвестна (и в некоторых других случаях) некотируемость акций становится очевидна всем.

Некоторые фондовые биржи торгуют и внесписочными акциями. Так, например, Токийская фондовая биржа (занимающая второе ме­сто в мире после Нью-Йоркской фондовой биржи) имеет три секции: для крупных списочных компаний; для мелких списочных компаний; для всех несписочных компаний.

Биржи представляют собой беспри8ыльныё*ассоциации, однако они являются безубыточными и самоокупаемыми. Основными ста­тьями их доходов являются:

• налог на сделку, взимаемый и с продавца, и с покупателя;

• плата компаний за включение их акций в лист;

• ежегодные взносы компаний за поддержание листинга на дол­жном уровне;

• вступительные взносы новых членов и т. п.

Полученный доход биржа использует для возмещения издержек, выплаты премий своим работникам и т. д. Члены же биржи осуще­ствляют сделки с ценными бумагами ради получения максимальной прибыли.

Вопросы для повторения

1. Что представляет собой рынок ценных бумаг? Какова его основная задача?

2. В чем сущность ценной бумаги с экономической точки зрения?


3. Какие специфические функции рынка ценных бумаг вы можете назвать?

4. Какова, структура рынка ценных бумаг? Что относится к его инфра­структуре?

5. Какую роль играют индексы ценных бумаг? Назовите наиболее извест­ные из них.

6. По каким признакам классифицируются ценные бумаги? Какие основ­ные виды ценных бумаг можно выделить в зависимости от предоставля­емых ими прав?

7. Что такое акции и каковы основные способы их эмиссии и размещения? Какие разновидности акций вам известны? Как определяется курс ак­ции?

8. Что такое облигация и каковы ее основные атрибуты? Какие разновид­ности облигаций вам известны?

9. Что представляет собой вексель и депозитный (сберегательный) серти­фикат?

10. Какие ценные бумаги относятся к производным?

11. Что такое портфель ценных бумаг и каковы основные принципы управ­ления им?

12. Чем характеризуется внебиржевой оборот ценных бумаг?

13. Что такое фондовая биржа и какова сфера ее деятельности?

14. Какие виды сделок с ценными бумагами осуществляются на фондовой бирже?

15. Что такое листинг? Каковы его преимущества и недостатки?


Глава 19. Макроэкономическая нестабильность и социальная защищенность

Мы уже знаем, что макроэкономическое равновесие, означа­ющее сбалансированность и пропорциональность в развитии националь­ной экономики, постоянно нарушается, что находит проявление в инф­ляции, спаде производства, безработице, снижении реальных доходов и уровня жизни населения. Поэтому в данной теме рассмотрим широкий круг вопросов, связанных с указанными явлениями: выясним сущность инфляции, безработицы и доходов, их причины и виды, как распреде­ляются доходы в обществе, проанализируем систему антиинфляцион­ных мер и основные направления социальной политики государства.

19.1. Инфляция и система антиинфляционных мер

СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ

Инфляция (от лат. inflatio — «вздутие») — снижение покупательной способности денег, обесценивание денежной единицы, означающее, что на одну денежную единицу товаров и услуг можно купить меньше, чем раньше. Как правило, инфляция проявляется прежде всего в росте цен, но вместе с тем в дальнейшем мы увидим, что не всегда это происходит. Напри­мер, скрытая инфляция проявляется в росте товарного дефицита. Дол­говременное снижение уровня цен называется дефляцией («выдува­ние»), а замедление темпов инфляции — дезинфляцией. Как эконо­мическое явление инфляция связана с выпуском бумажных денег («вздутие» означает переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами). В условиях натурального обмена, обращения идеальных денег, а также,, свободного обмена бумажных денег на зо­лото это явление не наблюдалось.

------------------ В экономической литературе вид инфляции опреде

ВИДЫ ляют по следующим критериям:

ИНФЛЯЦИИ 1. форма проявления инфляции: инфляция бывает открытая и подавленная (скрытая).

Открытая инфляция характерна для подвижных и свободных цен, и проявляется в их продолжительном росте.

Открытая инфляция обычно протекает в следующих формах: —•инфляция со стороны спроса;

— инфляция со стороны предложения (инфляция издержек);

— структурная инфляция.

При инфляции спроса рост цен происходит за счет увеличения роста совокупного спроса (рис. 19.1). Здесь денежная масса суще­ственно и быстро опережает количество товаров и услуг в обраще­нии (образно говоря, слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров).


342

Раздел III. Макроэкономика

Инфляция издержек, или инфляция предложения, как нам уже из­вестно из гл. 13, вызывается ростом издержек в расчете на единицу продукции. Рост цен на факторы производства (сырье, энергоноси­тели, рабочую силу и т. д.) сокращает прибыль фирм, что приводит к уменьшению совокупного предложения, и кривая ASсдвигается вле­во (рис. 19.2). В результате цены на товары и услуги растут, что при­водит к дальнейшему удорожанию как факторов производства, так и потребительских товаров.

Структурная инфляция возникает при нарушении общего равно­весия, несбалансированном развитии отраслей, когда спрос на отдель­ные виды продукции неудовлетворен. В результате в экономике на­блюдается рост цен. Для того, чтобы обуздать такую инфляцию, необ­ходимы инвестиции в те отрасли, продукции которых не хватает. Эта форма открытой инфляция возникает также при структурных сдвигах в совокупном спросе, когда появляются новые товары с высокими «пре­стижными» ценами. При этом даже если цены на традиционные това­ры не растут, общий уровень цен в экономике повышается.

Подавленная, или скрытая, инфляция характерна для цен, же­стко контролируемых государством. Она проявляется в усиле­нии товарного дефицита, когда товары уходят на «черный»» рынок, а также в снижении качества товаров и услуг. Этот вид инфляции был характерен для России в период командной эко­номики. Переходу от подавленной инфляции к открытой в Рос­сии способствовала либерализация цен.

2. Второй критерий при определении вида инфляции — это тем­пы роста цен. Здесь выделяют три ступени инфляции:

Управляемая, умеренная, или ползучая инфляция — темпы роста цен до 10% в год. Она характерна для большинства стран с развитой рыночной экономикой и является элементом нор­мального развития экономики. Умеренную инфляцию, вызван­ную увеличением предложения'денег д* 3—5% в год (вспом­ним «денежное правило» М. Фридмена, рассмотренное в гл. 16), можно считать полезной для экономики.

Галопирующая инфляция характеризуется ростом цен до 200% в год. Она проявляется не только в росте цен, но и в превыше­нии спроса над предложением, причем избыточный положи­тельный спрос не стимулирует рост предложения. Такая инф­ляция уже опасна для экономики и требует проведения анти­инфляционных мер.