ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 675
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.
1. Историческое знание, его формы и функции.
2. Понятие и классификация исторических источников.
3. Методы, теория и методология исторической науки.
1. Богословский (теологический) подход.
4. Постпозитивизм и постмодернизм.
4. Основные направления и школы отечественной историографии.
5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.
Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.
2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.
1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.
2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.
3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.
1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.
2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.
1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.
3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.
1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.
2. Внешняя политика России в XIX в.
4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.
Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.
1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.
2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.
2. Сталинизм и его социальная сущность.
3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.
1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.
3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.
Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.
1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.
3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.
4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.
1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.
2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.
3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.
4. Внутренняя политика в.В. Путина.
Таким образом, сохранение в течение многих веков чрезвычайно сильной общины у славян, в отличие от древних германцев, в числе других причин было связано с преобладанием у славян земледелия, а у германцев первых веков нашей эры – скотоводства, что породило у последних хуторский тип поселения. В Германии не было таких чащоб, как в Восточной Европе, и там было возможно разводить много скота. Очень короткий вегетативный период, небольшой урожай, бездорожье и прочие особенности суровой северной природы наложили серьёзнейший отпечаток на психологию наших предков. Главной целью земледельца того времени было выживание, а «стратегия выживания», как показали исследования многих учёных, весьма серьёзно отличается от «стратегии жизни». Коллективизм, жёсткие уравнительные тенденции, минималистская этика потребления – все это следствия указанных выше факторов. Отсюда же – и пресловутые «лень» и «отсутствие предприимчивости» русского крестьянина, поскольку в условиях постоянных голодоморов не было никакого смысла заниматься торговлей и предпринимательством, ибо даже золото в голод всегда отдавали за бесценок. Гораздо разумнее было запасать продукты впрок и беречь основной «капитал» того времени – самого человека. Полностью выложившись за краткий вегетационный период, который составлял 70-90, а на Севере - даже 25-40 дней, крестьянин недели, или месяцы был вынужден восстанавливать свои силы, чтобы подготовиться к следующему сезону.
Ситуация стала меняться, причём постепенно, лишь в последние четыре с половиной века. Только в середине и второй половине XVI в., после захвата территории Казанского и Астраханского ханств, Россия получила в Поволжье огромный массив довольно плодородных земель. Во времена правления Екатерины Великой наша страна получила большое количество чернозёма - Новороссию. Другие территориальные приобретения не дали русскому крестьянину подобных выгод. Только в середине XX в. по-настоящему была освоена целина - тобольско-ишимские земли (нынешний Северный Казахстан). В силу отдалённости наша страна до сих пор не освоила такие весьма плодородные земли, как Алтай, Южная Сибирь, Приамурье и Приморье. По той же причине царское правительство уже в XIX в. отказалось от борьбы не только за Аляску и Алеутские острова, но и за плодородные Орегон, Калифорнию и Гавайи. Таким образом, многие крестьяне по-прежнему вели земледельческое хозяйство в Нечерноземье. С другой стороны, суровая природа Руси давала разнообразное сырьё для народной медицины. Самое же главное, заболоченная тайга и бездорожье делали невозможным сколько-нибудь прочное завоевание Восточной Европы, даже силами очень сильной и многочисленной армии. Викинги, мадьяры, печенеги, половцы, ордынцы, поляки, шведы, позднее – Наполеон, Гитлер и прочие враги были вынуждены бороться с суровой русской природой.
Выводы.
Россия складывается как цивилизация в условиях бездорожья, суровых погодных условий, заболоченной тайги, в лучшем случае, - широколиственных и смешанных лесов. Очень многие факты отечественной истории могут быть объяснены только с учетом того обстоятельства, что большая часть территории России – зона рискованного земледелия, и голод часто влиял, причем радикально, на судьбу нашего народа. В Нечерноземье при ведении оседлого земледелия в целом урожай, обеспечивающий физиологический минимум проживания, был достигнут в середине и даже во второй половине XIX в. Коллективизм, жёсткие уравнительные тенденции, минималистская этика потребления – все это следствия указанных выше факторов. Однако, заболоченная тайга и бездорожье делали невозможным сколько-нибудь прочное завоевание Восточной Европы, даже силами очень мощного и многочисленного войска, например, такого, какое было у Орды в период её наивысшего могущества.
2. Особенности и основные этапы экономического развития России до XVIII в. Собственность в России в доиндустриальную эпоху.
Развитие торговли и ремёсел бурно шло ещё в домонгольское время. Теория, согласно которой Киевскую Русь можно назвать примитивно-торговым государством, где народ был слабо задействован в обменных операций верхушки, в настоящее время полностью отвергнута. Мелкотоварное производство как общественно-экономический уклад появилось в нашей стране ещё в XII в. Русское средневековое ремесло получило высочайшую оценку и современными археологами, и современными, в том числе византийскими, арабскими и персидскими знатоками. Так, до XV в. на Востоке русские мечи ценились гораздо выше византийских или армянских. Русь была и страной высочайшей городской культуры, причём уже в очень отдалённые времена. Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород Великий, Владимир-на-Клязьме и другие в первой трети XIII в. имели 30-50 тысяч человек населения, уступая ряду византийских и восточных городов (Царьграду, Фессалоникам, Кордове и др.), но значительно превосходя западно- и среднеевропейские.
Феодальное землевладение, как правило, состояло из барской запашки и крестьянских наделов. Долгое время господствовала отработочная рента – барщина, размеры которой постепенно увеличивались. Реже встречалась натуральная рента – продуктовый оброк. Труд крепостных крестьян был крайне непроизводительным. Для барщинного типа ведения хозяйства и соответствующего типа экономики характерны натуральное хозяйство и узость рынка, рутинное ведение хозяйства. В XVII в. произошло сглаживание различий между вотчиной и поместьем. Их окончательное слияние осуществилось при Петре I. Указ Петра Великого 1718 г. фактически поднял поместье до уровня вотчины, тогда как, как мы помним, в Уложении о службе 1556 г. вотчина была понижена до уровня поместья. Данный факт был ещё одной причиной постепенного превращения России после смерти великого царя-преобразователя в дворянское государство. Очень многие парадоксы русской истории рассматриваемого периода и даже последующего времени могут быть объяснены только с учётом своеобразия понимания собственности в средневековой Руси. Очень долго право на землю мыслилось только у рода, позднее – у соседской общины, а не у конкретного человека.
Подобное восприятие было частным случаем общего понимание права собственности вообще. Недра земли также считались собственностью общины. Вплоть до XIX в., а кое-где даже позже сохранялось право выкупа родовой земли, обычно в течение 40 лет после покупки, а в древности, видимо, бессрочно. С другой стороны, частной собственности в том смысле, в котором она понимается сейчас, не существовало не только у низших слоёв населения, но и у бояр или у Церкви. Более того, с уверенностью следует сказать, что не было и самой идеи частной собственности. Три «классических» правомочия собственника – владения, пользования и распоряжения, – определённых ещё в римском праве, весьма далеки от русской действительности Средневековья и, частично, XVIII в. В архаичном крестьянском правовом сознании ничего подобного не было и позже – в XIX и даже, кое-где, в начале XX в.
Уподобление вотчины аллоду, а поместья бенефицию во многом условно. Факты истории русского средневековья убеждают в том, что государство было вольно в собственности даже самых знатных бояр и Церкви. Только по «Жалованной грамоте дворянству» 1785 г. дворянство стало единственным сословием, свободным от произвольных сборов на казённые нужды, которые, в первую очередь, имели место в военное время. Духовенство получило подобную привилегию позже, окончательно – к концу правления Александра I, остальные сословия, фактически, – лишь после «великих реформ» Александра II в 60-70-е гг. XIX в. Во времена Екатерины Великой дворяне получили права на строевой лес, растущий в их имениях, и на недра последних. До того всё это было собственностью государя. Здесь последний заместил собой общину, становясь в вопросах, связанных с собственностью, как бы живым воплощением общества, слитого в обыденном правосознании с государством и самой государственностью.
Подобное положение дел однозначно оценить нельзя. С одной стороны, отсутствие понятия о частной собственности сковывало развитие экономики, поскольку без него нет стимула к труду и к купеческой деятельности. С другой стороны, общество с развитым институтом частной собственности, видимо, не смогло бы уцелеть в ходе тяжелейших войн, которые веками вела наша страна. В первую очередь, именно внешний фактор в русской истории обусловил слабое развитие в нашей стране элементов частной собственности как фундамента гражданского общества, поскольку они практически не совместимы с мощным военно-бюрократическим государством, а в условиях страшных и почти беспрерывных войн фактически становятся непозволительной «роскошью». Появление первых элементов частной собственности стало возможным только тогда, когда внешнеполитическое положение России значительно улучшилось. Дворянская собственность после «Жалованной грамоты дворянству» 1785 г. явно стала эволюционировать в сторону частной (буржуазной).
Выводы.
Наиболее ранней формой собственности на землю у славян была свободная общинная земельная собственность. Примерно с конца XIV-XV вв. на Руси начинает господствовать вотчинная форма собственности. Однако, в эту же эпоху довольно быстро развивается помещичье землевладение. Развитие торговли и ремёсел бурно шло ещё в домонгольское время. Мелкотоварное производство как общественно-экономический уклад появилось в нашей стране ещё в XII в. Феодальное землевладение, как правило, состояло из барской запашки и крестьянских наделов. Долгое время господствовала отработочная рента – барщина, размеры которой постепенно увеличивались. Реже встречалась натуральная рента – продуктовый оброк. Труд крепостных крестьян был крайне непроизводительным. В XVII в. произошло сглаживание различий между вотчиной и поместьем и их окончательное слияние при Петре I. Очень долго право на землю мыслилось только у рода, позднее – у соседской общины или у государя как живого воплощения народа, а не у конкретного человека. Частной собственности в том смысле, в котором она понимается сейчас, не существовало не только у низших слоёв населения, но и у бояр или у Церкви.