ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 666

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекционные материалы.

Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.

План лекции.

1. Историческое знание, его формы и функции.

2. Понятие и классификация исторических источников.

3. Методы, теория и методология исторической науки.

1. Богословский (теологический) подход.

2. Субъективизм.

3. Позитивизм.

4. Постпозитивизм и постмодернизм.

5. Марксизм.

6. Цивилизационный подход.

4. Основные направления и школы отечественной историографии.

5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.

План лекции.

Введение.

1. Проблема этногенеза восточных славян и вопрос об этнониме «Русь». Внешний фактор в истории Древней Руси.

2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.

Заключение.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.

2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.

Заключение

Вопросы для самопроверки.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.

1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.

2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

2. Реформы Петра I.

3. Сословная политика Петра I и его преемников в XVIII в. Раскрепощение дворян и рост их сословных привилегий.

Заключение.

Вопросы для самопроверки.

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.

2. Особенности и основные этапы экономического развития России до XVIII в. Собственность в России в доиндустриальную эпоху.

3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.

2. Внешняя политика России в XIX в.

3. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. И контрреформы. Развитие русской экономики в пореформенное время.

4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Дополнительная:

Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.

План лекции.

Введение.

1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.

2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.

3. Революция 1917 г. И ее социальная сущность. Гражданская война и интервенция, события 1921-1929 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

Введение.

1. Коллективизация и индустриализация, их причины, ход, последствия и значение в истории страны. Социальный смысл коллективизации.

2. Сталинизм и его социальная сущность.

3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.

4. Ссср в 1944-1945 гг., союзники, тыл и оккупированные врагом территории в годы войны. Внешняя политика нашей страны в 1945-1953 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.

3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Булыгина т.А. Общественные науки в ссср в середине 50-х – первой половине 80-х гг. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2001. – 55 с.

Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.

План лекции

1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.

2. Ссср в 1990-1991 гг. И его агония. События сентября-октября 1993 г. И принятие Конституции России.

3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.

4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции

Введение.

1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.

2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.

3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.

4. Внутренняя политика в.В. Путина.

5. Культура России в конце XX – начале XXI вв.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:


Заключение.

В изучаемое время начинают проявляться первые симптомы кризиса феодально-крепостнической системы. В 30-40-х гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот, завершившийся в 70-80-х гг. Этот процесс представляет собой замену ручного труда машинным производством, иными словами, переход от мануфактур к фабрикам и заводам. В исследуемое время государственной властью было проведено несколько серьёзных реформ, но основное зло - крепостное право – по-прежнему сохранялось. В конечном итоге, оно привело к угрожающему отставанию России от передовых стран Запада. В XIX в. Россия вела многочисленные войны, некоторые из которых были очень тяжёлыми. Наибольшее значение имели войны с Наполеоном. Всемирно-историческое значение последних заключается в том, что наша страна второй раз в своей истории разгромила государство, уже близкое ко всеобщему господству. Европа была освобождена от наполеоновского ига. В 60-70-е гг. XIX в. был произведен целый ряд серьёзных преобразований, получивших название «великих реформ». Было освобождено крестьянство, радикально перестроена судебная система страны, созданы органы местного самоуправления и всесословная армия на принципе всеобщей воинской обязанности. Позднее правительство перешло на более консервативный курс, проведя ряд контрреформ. Несмотря на это, все вышерассмотренные преобразования имели огромное положительное значение для России. Однако, цена данных успехов была велика. Крестьян угнетало малоземелье, многие из них нищали. Россия в XIX в. создаёт высочайшую культуру. Общеизвестны достижения литературы «золотого века», живописи, архитектуры, музыки, становление русского реализма, многочисленные изобретения и научные открытия. Создаётся литературный русский язык, имел место «золотой век» русской литературы. В области образования самодержавие колебалось между либерализмом и сословным образованием. С 60-х гг. развивается революционный лагерь. Идеологом крайних направлений в данном лагере был С.Г. Нечаев.

Вопросы для самопроверки

1. Каково значение реформ первой половины XIX в.?

2. В чем роль кодификации права М.М. Сперанским для истории отечественной правовой мысли?

3. Была ли объективная опасность для страны в предложенных М.М. Сперанским радикальных реформах верховной власти?

4. Что такое «серебряный и золотой монометаллизм»?


5. Почему самодержавие в середине XIX в. уже смогло отменить крепостное право, не дав дворянам похоронить реформу?

6. Расскажите о главных документах судебной реформы 1864 г.

7. Как вы думаете, почему самодержавие ограничило компетенцию земских и городских органов решением местных дел?

8. Можно ли согласиться с теми историками, которые считают, что к концу XIX в. Россия исчерпала потенциал крестьянской реформы 1861 г.?

Литература

Основная:

1. Карпачёв С.П. История России. М., 2011. (электронный ресурс - электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»www.biblioclub.ru).

2. Кривошее Ю.В. и др. История России. М., 2011. (электронный ресурс - электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»www.biblioclub.ru)

3. Куликов В.И. История государственного управления в России. – М., 2003.

4. Щепетов В.И. История государственного и муниципального управления в России. М., 2004.


Дополнительная:

  1. Акульшин П.В., Вяземский П.А. Власть и общество в дореформенной России. – М.: Памятники исторической мысли, 2001. – 234 с.

  2. Боханов А.Н. Император Александр III. – М.: Русское слово, 2001. – 512 с.

  3. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: Идеология, этика, психология. – М.: РОССПЭН, 2000. – 398 с.

  4. Валуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 278 с.

  5. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917: В 4 т. – Т.1.– СПб.: Наука, 2000. – 302 с.; Т.2. – СПб.: Наука, 2000. – 260 с.

  6. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: История и современность: Статьи, очерки, эссе. – М.: Русская панорама, 2001. – 448 с.

  7. Земский феномен/ Ред. И. Новикова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. – 200 с.

8. История России: XIX век: Учебник для студентов вузов: В 2 т. – Ч. 1-2/ Ред. В.Г. Тюкавкин. – М.: Владос, 2001. – 256 с.; 352 с.

9. Очерки русской культуры XIX века: В 6 т. – Т. 2. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 480 с.; Т. 3. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 640 с.

10. Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Лань, 2000. – 573 с.

Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.

На данном занятии мы начинаем рассматривать второй, и, пожалуй, самый интересный раздел курса отечественной истории, имеющий отношение к периоду с начала XX в. Первая тема настоящего раздела посвящена ключевым трём десятилетиям отечественной истории – со времени начала теперь уже прошлого века до «года великого перелома», когда началась массовая коллективизация. Это были годы стремительных изменений тысячелетнего уклада в жизни страны, великих и кровавых революций, годы войн с японской и германской агрессией, гражданской и третьей в истории Руси крестьянской войны. Вторая тема данного раздела охватывает период существования в нашем Отечестве тоталитаризма. Тогда же Русь в третий раз в своей истории победила страну, стремившуюся ко всеобщему господству, и эта страна была сильнейшей в истории. Третья и последняя тема данного второго раздела курса посвящена послесталинскому развитию страны. Нашей задачей при её изучении будет рассмотреть подспудные причины упадка советского общества.

Лекция № 8. Роль XX века в мировой истории. Россия в 1900-1929 гг.


Дидактические единицы ГОС ВПО, раскрываемые на данной лекции:

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.