ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 663

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекционные материалы.

Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.

План лекции.

1. Историческое знание, его формы и функции.

2. Понятие и классификация исторических источников.

3. Методы, теория и методология исторической науки.

1. Богословский (теологический) подход.

2. Субъективизм.

3. Позитивизм.

4. Постпозитивизм и постмодернизм.

5. Марксизм.

6. Цивилизационный подход.

4. Основные направления и школы отечественной историографии.

5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.

План лекции.

Введение.

1. Проблема этногенеза восточных славян и вопрос об этнониме «Русь». Внешний фактор в истории Древней Руси.

2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.

Заключение.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.

2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.

Заключение

Вопросы для самопроверки.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.

1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.

2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

2. Реформы Петра I.

3. Сословная политика Петра I и его преемников в XVIII в. Раскрепощение дворян и рост их сословных привилегий.

Заключение.

Вопросы для самопроверки.

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.

2. Особенности и основные этапы экономического развития России до XVIII в. Собственность в России в доиндустриальную эпоху.

3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.

2. Внешняя политика России в XIX в.

3. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. И контрреформы. Развитие русской экономики в пореформенное время.

4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Дополнительная:

Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.

План лекции.

Введение.

1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.

2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.

3. Революция 1917 г. И ее социальная сущность. Гражданская война и интервенция, события 1921-1929 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

Введение.

1. Коллективизация и индустриализация, их причины, ход, последствия и значение в истории страны. Социальный смысл коллективизации.

2. Сталинизм и его социальная сущность.

3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.

4. Ссср в 1944-1945 гг., союзники, тыл и оккупированные врагом территории в годы войны. Внешняя политика нашей страны в 1945-1953 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.

3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Булыгина т.А. Общественные науки в ссср в середине 50-х – первой половине 80-х гг. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2001. – 55 с.

Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.

План лекции

1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.

2. Ссср в 1990-1991 гг. И его агония. События сентября-октября 1993 г. И принятие Конституции России.

3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.

4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции

Введение.

1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.

2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.

3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.

4. Внутренняя политика в.В. Путина.

5. Культура России в конце XX – начале XXI вв.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

Крупнейшей победой СССР в середине 70-х гг. было объединение Вьетнама вследствие вывода оттуда полумиллионной американской армии. США потеряли в этой войне 55 тысяч человек убитыми и свыше 300 тысяч ранеными, Вьетнам – более 2 млн. человек. Как показало позднее расследование ЦРУ, наша страна, в первую очередь, смогла сделать это, победив Америку в грандиозной пропагандистской войне. В результате не только страны третьего мира, долгое время бывшие под пятой белых поработителей, оказались настроенными против США, но открыто оппозиционными войне оказались даже широкие круги самого западного, в том числе и американского общества.

В конце 70-х гг. международное положение СССР значительно ухудшилось вследствие ввода советских войск в Афганистан. Здесь в апреле 1976 г. победило правительство, ориентировавшееся на построение социализма. После ввода советских войск вместо примерно 30 тысяч человек, сражавшихся с режимом Народно-Демократической партии Афганистана (НДПА), вооружённых устаревшим оружием, в войне стали участвовать более 200 тысяч. Им интенсивно помогали исламские государства Среднего Востока, в частности, пакистанский режим диктатора Зия-уль-Хака, и особенно Америка. Американские ассигнования моджахедам постоянно повышались, и достигли, к примеру, в 1988 г. миллиарда долларов.

Душманы были объединены в «альянс семи», ориентировавшийся на Пакистан, и в более слабый «альянс восьми», пользовавшийся поддержкой Ирана. В первом военно-политическом объединении доминировала Исламская партия Афганистана во главе с Гульбеддином Хекматиаром, во втором - Исламское общество Афганистана. Война стоила этой стране почти миллион человек погибшими. Кроме того, из этого государства, в основном, в Пакистан, бежало свыше пяти миллионов граждан. Советский народ потерял за 10 лет войны более 15 тысяч человек. Местом многолетних страшных боёв стала старая столица Афганистана - город Кандагар, контролировавший юг страны. «Афганским Сталинградом» называли не имевший почти никакого военного значения маленький окружной городок Хост, 13 лет (1976-1989 гг.) державшийся только благодаря воздушному мосту. Ввод войск был серьёзной политической ошибкой. Вся военная операция, в основном, проводилась силами не воинов-профессионалов, а солдат срочной службы. К тому же, реформы в этом отсталом государстве проводились крайне непродуманно, без учёта её этнической и конфессиональной специфики, что приводило к массе практически неразрешимых проблем, чем пользовались и американцы, и пакистанцы, и иранцы.


Выводы.

Таковы основные вехи того грандиозного военно-политического, экономического и дипломатического противостояния, которое получило название «холодной войны». Своеобразие ситуации заключалось в том, что и СССР, и США, и третья великая ядерная держава, пытавшаяся проводить относительно самостоятельную внешнюю политику, - Китай - не могли победить противника в открытой войне, ставшей в эти годы самоубийственной. В начале рассматриваемого периода ядерная монополия принадлежала лишь одной из них – США, но атомные заряды тогда были ещё чрезвычайно дорогим и, самое главное, «штучным» оружием, надёжные средства их доставки отсутствовали, а в сухопутных силах всем было ясно преобладание именно СССР. Позднее это оружие массового поражения появилось и у нашей страны, и первым наносить ядерный удар американцам стало очень опасно. Только один раз, осенью 1962 г., мир стоял на грани термоядерной катастрофы, но, к счастью, здравый смысл, пусть и в последний момент, возобладал.

Постепенно сложились два основных военных блока, созданных ССССР и США – ОВД и НАТО. Первый из них был создан в 1949 г., второй – в 1955 г. За исследуемое время обе великие державы многократно нарушали суверенные права других, более слабых стран. В 1956 и 1968 гг. советские войска вместе с другими государствами – членами ОВД - разгромили антисоветские и реформистские движения в Венгрии и Чехословакии. В 60-70-е годы США увязли в страшной и кровопролитной войне во Вьетнаме, и, в конце концов, фактически оказались здесь побеждённой стороной. Позже, с 1979 г. в другой азиатской стране – Афганистане – вследствие поддержки здесь явно непродуманных преобразований так же увяз Советский Союз.

Наряду с конфронтацией в описываемые годы имела место и разрядка. Были запрещены ядерные испытания в трёх средах (1963 г.), в 70-х гг. были подписаны договоры по ОСНВ-1, ОСНВ-2 и ПРО. Правда, следует всё же отметить, что Запад пошёл на эти соглашения лишь после достижения нашей страной термоядерного паритета (с начала 70-х гг.). Только тогда СССР добился юридического признания выгодных для всего Славянского мира результатов Второй Мировой войны. Мы имеем в виду договоры Польши и ФРГ 1970 г., Чехословакии и ФРГ 1973 г. и Заключительный акт 1 августа 1975 г., подписанный в Хельсинки Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В событиях рассматриваемых лет особняком стоит вывод армии Франции - одной из ведущих западных стран - из-под командования блока НАТО в 1966 г. Может быть, перед нами – первый «звонок», свидетельствующий о нежелании Западной Европы смириться с американским диктатом. О нежелании, которое обострилось гораздо позже, уже после гибели общего врага - СССР.


Заключение.

В период 1953-1964 гг. в советском обществе была произведена целая серия важнейших преобразований, которые кардинально его изменили. На смену тоталитаризму пришёл авторитаризм, единоличная диктатура трансформировалась в олигархию, тотальный террор сменился адресным. Элементы крепостничества отошли в прошлое, положение крестьянства значительно улучшилось, закупочные цены были увеличены в несколько раз, трудодни сменила зарплата, у рабочих же она была повышена, порой весьма значительно. В экономике определённые успехи были обеспечены увеличением сельскохозяйственных угодий за счёт подъёма целины и внедрения результатов НТР. Сохранился, однако, антидемократический и политарный характер рассматриваемого общества.

В октябре 1964 г. окрепшая партийная олигархия свергла Н.С. Хрущёва, что имело для государства немаловажное значение – как положительное, так и отрицательное. Так, была ликвидирована возможность привлечения партийных чиновников к ответственности за провал доверенного им дела в производстве. С другой стороны, тогда же А.Н. Косыгин, стремясь перевести предприятия на хозрасчёт и увеличить их самостоятельность, добивается некоторого оздоровления экономики. Однако, уже с конца 60-х гг. так называемые «косыгинские реформы» фактически оказались свёрнутыми всесильным партаппаратом. Начинается эпоха постепенно углубляющегося кризиса советского общества, который можно объяснить несколькими основными причинами.

Во-первых, это плановый характер экономики, во-вторых, значительное уменьшение роли внеэкономического принуждения, в-третьих, кризис советской идеократии. Кроме того, к началу 80-х гг. страна исчерпала потенциал тех вложений в фундаментальную науку, которые обеспечивали определённые успехи экономики в хрущёвское время. Воспоминания же о «золотом веке» застоя объясняются, в первую очередь, использованием огромного количества нефтедолларов в тех условиях, когда цены на энергоносители на Западе выросли во много раз, и лишь в конце указанного периода постепенно стали снижаться.

«Холодная война» - это условное название ожесточённого противостояния двух великих сверхдержав после окончания Второй Мировой войны. Фактически перед нами одно из конкретно-исторических проявлений борьбы между Западом и Славянским миром. Одни из цивилизаций перешли на сторону США, а другие – СССР. Были и такие, которые пытались играть самостоятельную роль или же балансировать между двумя основными противниками (Китай, Албания, в некоторой степени – Югославия, и др.). Своеобразие ситуации заключалось в том, что и СССР, и США, и третья великая ядерная держава, пытавшаяся проводить относительно самостоятельную внешнюю политику, - Китай - не могли победить противника в открытой войне, ставшей в эти годы самоубийственной Только один раз, осенью 1962 г., мир стоял на грани термоядерной катастрофы, но, к счастью, здравый смысл, пусть и в последний момент, возобладал. Однако, надо отметить, что наряду с конфронтацией в описываемые годы имела место и разрядка. Правда, следует всё же отметить, что Запад пошёл на эти соглашения лишь после достижения нашей страной термоядерного паритета (с начала 70-х гг.). Только тогда СССР добился юридического признания выгодных для всего Славянского мира результатов Второй Мировой войны.



Вопросы для самопроверки

1. Почему во внутрипартийной борьбе в 1953-1955 гг. выигрывает именно Н.С. Хрущев?

2. Определите роль армии и лично Г.К. Жукова и И.С. Конева в событиях 1953 и 1957 гг. Возможен ли был приход к власти Л.П. Берии и продолжение сталинизма?

3. Как можно определить социальную сущность общества и государства в СССР в конце 50-х – начале 60-х гг.?

4. Изменился ли сколько-нибудь радикально политарный характер советской экономики после реформ Н.С. Хрущева?

5. Почему тоталитаризм не мог обычно «прожить» больше 30-40 лет? Выделите основные объективные и субъективные причины данного явления.

6. Какое значение в отечественной истории имел секретный доклад Н.С. Хрущева на XXсъезде партии? Какой резонанс он вызвал в различных слоях советского общества и на международной арене?

7. Обрисуйте ситуацию в стране в 1957 г. Возможно ли было в то время возродить тоталитаризм?

8. Почему после хрущевских преобразований в политической сфере стало возможно сместить самого Н.С. Хрущева в октябре 1964 г.?

9. Осветите основные направления административной реформы Н.С. Хрущева.

10. В чем заключались цели создания совнархозов, и были ли они достигнуты? Какие негативные черты данных преобразований можно выделить? Наконец, каких отраслей хозяйства и почему данные реформы не коснулись?

11. Почему экономика Советского Союза была малоэффективной? Расскажите, было ли это обусловлено объективными причинами, или же определенными сущностными чертами народного хозяйства данного типа?

12. Как Вы думаете, почему «косыгинские реформы» были саботированы верхушкой партноменклатуры и в скором времени свернуты, хотя никогда официально и не отменялись?

13. Подумайте над тем, почему ВПК СССР, по всей видимости, оказался более эффективным, чем ВПК стран НАТО?

14. Можно ли на основании истории «косыгинских реформ» говорить о принципиальной несовместимости авторитаризма и экономических преобразований?

15. Охарактеризуйте аграрную политику брежневского руководства. Каковы были ее последствия? Почему беспрецедентные финансовые вливания в сельское хозяйство (начиная с 1966 г.) не смогли переломить ситуацию в данной сфере экономики?

16. Почему, несмотря на все недостатки, о периоде правления Л.И. Брежнева вспоминают как о «золотом веке застоя»?